русский язык егэ 2023 задание варианты ответы

Задание 1, 2, 3 ЕГЭ 2023 предлог и частица русский язык задания и ответы

Автор

Практика задания 1, задания 2, задания 3 ЕГЭ 2023 по русскому языку 11 класс практический тренажёр с ответами. Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

P.S ответы опубликованы в конце страницы.

1 текст

Больше всего в людях раздражает отсутствие простоты. В этих людях, считавших себя близкими к литературе, поражало обилие предрассудков, высокомерие, отсутствие любопытства ко всему, не относившемуся к их профессиональным интересам.

О таких превосходных вещах, как дождь или собирание грибов, с ними можно говорить не всерьёз. Всё это для них темы третьего сорта, вызывающие лишь недоумевающий взгляд. Первостепенными считаются разговоры о шумных, но совершенно неинтересных театральных премьерах.

Бесполезная, никому не интересная жизнь. Невесёлая судьба человека, который ни разу не испытал незабываемую теплоту земли на босых ногах, не промокал насквозь под дождём в чаще орешника. А если и испытал всё это, то недооценил, недопонял этой недюжинной силы простоты и страдал, как от протекающего потолка или тесной обуви. Таким людям неуютно в природе. У них нет непоколебимой веры в счастье, чудо, сказку. Они проходят с открытыми, но совершенно невидящими глазами мимо никогда не виданного чуда. Глубинная прелесть жизни не измерена и не понята ими.

Большинство из них живут <…> чужого ума, таланта, чужих ошибок и успехов, но считают, что без них, без их неустанного вмешательства не существовало бы ни настоящей литературы, ни поэзии, ни театра. Им не под силу понять, что лучше внести в жизнь крупинку своего, собственного, как бы ни была она мала, чем суетиться у чужих верстаков, не сделав ничего важного в жизни.

(По К.Г. Паустовскому)

Задание 1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в пятом (5) абзаце текста. Запишите этот предлог.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) РАЗДРАЖАТЬ. Сердить, приводить в состояние недовольства, досады, злости. Р. неуместными шутками.
  • 2) ПОРАЖАТЬ. (1-ей 2-е л. неупотр.), кого-что. Повреждать, причиняя ущерб здоровью. Болезни поражают организмы людей.
  • 3) СОРТ. Категория, разряд чего-н. Высший с. Первый с. (также перен.: о ком-, чём-н. самом хорошем).
  • 4) ИСПЫТАТЬ, кого-что. Проверить в работе, в действии чьи-л. качества, свойства, пригодность к чему-л. и т. п. И. самолёт. И. нового работника.
  • 5) КРУПИНКА. То же, что крупица: небольшое количество чего-н. Ни крупинки дарования. К. истины.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Стремление автора выразить своё отношение к предмету речи ведёт к употреблению эпитетов, которые несут эмоционально-оценочную нагрузку (бесполезная жизнь, невесёлая судьба и др.).
  • 2) Цель автора текста — описать красоту природы, поэтому в тексте много слов одной тематической группы: природа, дождь, собирание грибов, теплота земли, чаща орешника.
  • 3) Неприятие людей, описанных в тексте, заставляет автора часто употреблять НЕ и НИ; слова с приставками НЕ- (неинтересных, незабываемую, неуютно, невидящими и др.) и НЕДО-, которая указывает на неполноту, недостаточность действия (недооценил, недопонял).
  • 4) Наряду с метафорами (прелесть жизни не измерена; …лучше внести в жизнь крупинку своего, собственного), сравнением (как от протекающего потолка или тесной обуви) в тексте употребляется фразеологизм (не под силу). 5) Парцелляция в начале текста даёт возможность привлечь внимание читателя к наиболее важным в смысловом отношении членам предложения.

2 текст

Человек формирует свой взгляд на мир, свою картину мира <…> языка, принятого в определённом социальном или научном сообществе. То, что «идеи не существуют оторванно от языка», в философской литературе было признано уже давно. Однако пристальный интерес к первоначально философскому, а позднее — лингвистическому понятию «языковая картина мира» в научной литературе появился во второй половине XX столетия. В отечественной науке это связано с работами Г.В. Колшанского, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Караулова и других исследователей.

Г.В. Колтттанский считает, что «картина мира, отображённая в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закреплённое и реализованное в своеобразной материальной форме. Этой материальной формой является язык, который выполняет функцию объективации индивидуального человеческого сознания». Эту идею в лингвистическом аспекте развивает Ю.Н. Караулов: «В принципах классификации и группировки понятий, в способах установления зависимости между ними отражается представление о внешнем мире, некоторая „картина мира“».

В лингвистике особое значение приобретает разграничение понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира: «Языковая картина мира является составной частью концептуальной картины мира и содержит, помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание концептуальной картины мира с помощью исключительно языковых средств».

Таким образом, языковая картина мира есть часть концептуального мира человека, преломляющегося через языковые формы.

Задание 1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) КАРТИНА. То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. К. природы. Картины детства.
  • 2) РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.
  • 3) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам).
  • 4) ПРИОБРЕТАТЬ, что. Становиться обладателем какого-н. свойства, качества, особенностей. Слово приобретает новый смысл. П. здоровый вид.
  • 5) СОДЕРЖАТЬ, кого (что). Обеспечивать кого-н. средствами к жизни. С. свою семью.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Несмотря на то что автор делится результатами собственного анализа, проведённого в процессе изучения проблемы, текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется отсутствием выражения личного отношения автора к анализируемым явлениям.
  • 2) В тексте отсутствуют термины, так как он ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией.
  • 3) В тексте используются слова, с помощью которых автор характеризует предметы и явления: пристальный (интерес), особое (значение).
  • 4) Тематика текста обусловила употребление общенаучных терминологических сочетаний: лингвистический аспект, философское понятие, объективный мир и др. 5) Цель автора текста — сформулировать правила, определяющие обязательную последовательность действий при разграничении понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира, дать руководство к действию.

3 текст

Слово родина связано с родом, отечество — с отчеством, государство по смыслу корня — с господской властью. На первый взгляд ничего общего. Но на самом деле по своему происхождению все три приведённых слова значат, собственно, одно и то же.

Смена слов-терминов отражает исторически изменявшееся представление народа о государственном единстве и государственной власти. При родовом строе это была родина, в Средние века, при господстве патриархальной власти — отечество, а после XVI века, уже в связи с развитием зрелых феодальных отношений господства и подчинения — государство. Суть остаётся всё той же, общий смысл термина не изменяется: во всех случаях речь идёт о «царстве», о «господстве», об «империи», хотя как раз эти слова в подсознании русского человека никогда и не существовали, не накладывали своих смысловых оттенков на его представление о государстве. Понятие об империи, о царствегосударстве нам дано <…> введения различных заимствований, в попытках наложить на привычные для русского человека общественные отношения чуждые понятия. Мы же — и во многом благодаря старинным словам! — попрежнему в отечестве видим родину.

Человеческая культура не отменяет прошлого, на прошедшем крепятся идеи и понятия будущего. Старое представление о государстве по-прежнему остаётся в сердце как символ, единящий нас с предками: родина — земля твоих предков, отечество — земля отцов. Чем древнее корень, тем устойчивее заключённое в нём народное представление о коренном, естественном и жизненно важном.

(По В.В. Колесову)

Задание 1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот предлог.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) КОРЕНЬ. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов. Слова одного корня.
  • 2) ОТРАЖАТЬ, кого-что. Отбивать, защищаться от кого-, чего-н. О. атаку. О. чьи-н. нападки.
  • 3) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой, пьесы. Самодеятельное п. 4) ОБЩИЙ. Содержащий только самое существенное, без подробностей. Изложить что-н. в общих чертах. Самое общее впечатление. Говорить чересчур общо (нареч.).
  • 5) ОТТЕНОК, перен. Особенность, разновидность, представляющая собой неявный переход от одного к другому. Разные оттенки в употреблении слова.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Во втором (2) абзаце текста автор утверждает, что смена слов-терминов, приведённых в первом (1) абзаце текста, отражает исторически изменявшееся представление народа о государственном единстве и государственной власти.
  • 2) Текст относится к официально-деловому стилю речи; специфика сферы употребления и требование точности при изложении информации обусловливают использование в тексте юридических терминов и терминологических сочетаний (государство, власть, империя, общественные отношения и др.).
  • 3) В тексте используются разнообразные синтаксические средства: однородные члены предложения, неполные предложения и др.
  • 4) В последнем предложении текста содержится вывод, к которому приходит автор текста в результате рассуждений.
  • 5) Цель автора текста, написанного языком художественной литературы, — образно показать, как меняются представления о родине у разных народов с течением времени.

4 текст

Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. <…> находившемуся при мне фотоаппарату, я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.

В одно из сёл я приехал в тёплый, ясный праздничный день. На улице было полно народу, красиво раскинутого отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях: там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, разливаясь в своих громких песнях. За ними рассыпались массы старого и малого люда, а вдали чернелись избы и в стройных силуэтах поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, что вся картина жила одним временем и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.

Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали празднику какую-то важность, во всём чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.

(По В.В. Суслову)

Задание 1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите этот предлог.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ПРЕДСТАВЛЯТЬ. Являться, быть. Книга представляет значительное явление.
  • 2) УСТРОЙСТВО. Установленный порядок, строй. Государственное у. Общественное у.
  • 3) ЦЕЛЫЙ. Невредимый, без изъяна, ущерба. Остался цел (уцелел, выжил). Все вещи целы. Цел и невредим.
  • 4) ВИД. (предл. о виде, в виде). Внешность, видимый облик; состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. С видом знатока. На в. или с виду ему мало лет. В исправленном виде.
  • 5) ПОЛНЫЙ. Перен., чего и чем. Целиком проникнутый, охваченный чем-н. Мать полна любви. Слово, полное глубокого смысла.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Автор текста избегает образных средств. Стилевая принадлежность текста предполагает отбор языковых средств, обладающих однозначностью.
  • 2) Текст относится к жанру путевых заметок и строится как рассказ о реальном событии (Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам), которое разворачивается в своей естественной последовательности. Рассказ ведётся от первого лица.
  • 3) Использование вводных слов и конструкций позволяет автору передать причинно-следственные отношения между явлениями, описанными в тексте.
  • 4) Рисуя конкретные, яркие образы, автор присутствует в тексте не как бесстрастный наблюдатель. События и люди предстают перед читателем в свете авторской оценки. Так, метафоры (они медленно прохаживались…, разливаясь в своих громких песнях; рассыпались массы старого и малого люда; в… силуэтах поднимались верхушки старинных деревянных церквей; вся картина жила одним временем) во втором (2) абзаце помогают не просто описать «картину народной жизни», но и выразить отношение к увиденному.
  • 5) Детализация — способ развития мысли во втором (2) абзаце текста.

5 текст

Внимание! Телевидение Советского Союза начинает третью, последнюю передачу из Соединённых Штатов Америки, из Нью-Йорка, из «Мэдисон Сквер Гардена», о хоккейном матче <…> сборной Советского Союза и командой «Всех звёзд лиги профессионального хоккея НХЛ». Капитаны команд Кларк и Михайлов.

Да, сегодня третий матч. Соперники выиграли по одному разу: 4:2 в пользу НХЛ и 5:4 в пользу Советского Союза. Третий матч решит судьбу «Кубка вызова», как его здесь называют. Ничьей сегодня быть не может. Если за три периода не будет заброшенных шайб, будет назначен четвёртый и будут играть до гола. Если и в этой, четвёртой двадцатиминутке не будет заброшена шайба, команды будут играть дополнительное время до гола хоть до утра. Словом, кубок сегодня будет вручён победителю.

Последние приготовления — через несколько минут начнётся матч. У нас играют Михайлов, Петров, Александр Голиков, Стариков, Васильев, в воротах Мышкин. Владимир Мышкин — наш молодой игрок, выступающий в этом сезоне хорошо. Сегодня у него серьёзное испытание. В команде всех звёзд НХЛ играют Макдональд, 8-й номер, Кларк — 16-й, в защите — Сальминг, 26-й. Видимо, это стартовая шестёрка. В воротах профессионал НХЛ Чиверс, 30-й номер… Ему 38 лет, недавний участник матча с «Крыльями Советов».

Встречу сегодня судит Хеллемонд на поле. Помогают ему Клод Бешар и Леон Стикл. Жан Беливо получил право бросить шайбу. Шайба вброшена. Сейчас начнётся встреча… (Н.Н. Озеров, комментарий матча СССР — сборная НХЛ, 1979 г.)

Задание 1. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите этот предлог.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ПЕРЕДАЧА. Механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой. Гидравлическая п. Червячная п.
  • 2) ЗАБРОСИТЬ. Перестать заниматься кем-, чем-н., оставить кого-, что-н. (разг.). З. учёбу. З. детей. Заброшенное хозяйство.
  • 3) ВРЕМЯ. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. терпит (ещё можно ждать).
  • 4) СУДИТЬ, что. В спортивных состязаниях: следить за соблюдением правил игры и разрешать возникающие споры. С. футбольный матч.
  • 5) ПОЛЕ. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное п. Лётное п.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст относится к публицистическому стилю речи. По жанру это репортаж — живой рассказ очевидца, в данном случае спортивного комментатора.
  • 2) В художественном тексте приводится сообщение о случившемся факте, исход которого известен. Для того чтобы дать характеристику этому событию, автор использует многочисленные эпитеты.
  • 3) Информация излагается простым, ясным, лаконичным языком. Требование объективности обязывает комментатора включать в текст названия государств, хоккейных команд, имена конкретных людей (игроков, судей).
  • 4) В тексте используются вводные слова (словом, видимо), оценочные слова (выступающий… хорошо; серьёзное испытание). Это помогает более эмоционально подать материал.
  • 5) Текст начинается с точного указания события и места действия (…передачу из Соединённых Штатов Америки, из Нью-Йорка, из «Мэдисон Сквер Гардена», о хоккейном матче <…> сборной Советского Союза и командой «Всех звёзд лиги профессионального хоккея НХЛ»). Этот факт, служащий стержнем информации, сопровождается дополнительными сведениями, которые фокусируют внимание на главном событии, поясняют его значение, передают подробности.

6 текст

За окном Урал… В руках у меня томик Людмилы Татьяничевой. Вековые рифмы хребтов, чёткие ритмы строк — непостижимая красота природы… Мы знали Людмилу Константиновну Татьяничеву по её уральским книгам, мы читали её стихи на отрывных листках календарей.

Те, кто знал её лично, неизменно восхищались её ахматовской поступью, попадая под обаяние её медового и одновременно живого, изучающего взгляда. В сутолоке литературной жизни она всегда была заметна, она «парила» над всеми — ив этом была своя, только ей присущая магия, может быть, потому её непростая судьба многим казалась счастливой. Но в её глазах, где-то в самой их глубине, светилась едва заметная то ли горькая усмешка, то ли лёгкая грусть. Была Тайна, которая <…> нам, близким (надеюсь) для неё людям, была недоступна. Шла невидимая работа души, отличающая настоящего Художника от мнящих себя таковыми. Наверное, в эти мгновения и рождаются

Пророчества, так резко отличающие русскую поэзию. Пророчества, которые не каждый осмеливается поведать людям, — в стихах они умалчиваются, оставаясь в спасительных многоточиях. И не потому, что была цензура (а она была!), и не из ложной скромности, а потому, что в каждом (или почти каждом) большом писателе живёт свой Понтий Пилат его совести, судящий талант поэта мучительным и безжалостным (а иногда и неправедным) судом.

(По К.В. Скворцову)

Задание 1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 1) РИТМ. Равномерное чередование каких-н. элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. стиха. Р. движений. Чувство ритма. Сердечный р. 2) ЖИВОЙ. Деятельный, полный жизненной энергии. Ж. темперамент. Ж. ребёнок. Ж. ум. Живое участие в чём-н. Живо (нареч.) отозваться на чью-н. просьбу. 3) ГОРЬКИЙ. Имеющий своеобразный едкий и неприятный вкус. Горькое лекарство. Г. миндаль. 4) БОЛЬШОЙ. То же, что многочисленный: состоящий из большого числа кого-, чего-н. Большая родня. 5) ТАЛАНТ. Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Т. актёра. Музыкальный т.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) В последнем абзаце текста второе предложение содержит указание на причину того, о чём говорится в первом предложении этого же абзаца.
  • 2) Некоторые нарицательные существительные (Тайна, Художника, Пророчества) в тексте пишутся с прописной буквы, тем самым автор хочет подчеркнуть, что придаёт этим словам особый, высокий смысл.
  • 3) Автор, описывая Людмилу Константиновну Татьяничеву, отказывается от эмоционально-оценочной лексики: для выражения отношения к героине автор использует только нейтральную лексику.
  • 4) Текст содержит предложения с различными осложняющими членами (однородные члены предложения, обособленные члены предложения).
  • 5) Текст написан в научном стиле — этим обусловлено широкое использование терминов (ахматовская поступь, Понтий Пилат, суд и др.).

7 текст

Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам всё новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, — и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших весенних листьев под ногами. Слышится пение птиц или лёгкий треск сучка вблизи, какието звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию — красок, объёмов, звучаний и даже ощущений, приносимых вам воздухом, ветром, туманом, росой…

«Но при чём тут человек?» — спросят меня. Ведь это то, что приносит вам природа, то, что вы можете воспринять, и <…> с большей силой, в лесу, в горах, на берегу моря, а не только в парке.

Пет, сады и парки — это тот важный рубеж, на котором встречаются человек и природа. Сады и парки одинаково важны — ив городе, и за пределами города. Не случайно так много чудеснейших парков в родном нашем Подмосковье. Нет ничего более захватывающего, увлекающего, волнующего, чем вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество: смотрите, любуйтесь, радуйтесь.

(По Д.С. Лихачёву)

1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ЧИСТЫЙ, перен. Нравственно безупречный, честный, правдивый. Сказать от чистого сердца. С чистой совестью.
  • 2) ВИД. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с красивым видом.
  • 3) ОСТРО́ТА. Остроумное выражение. Сыпать остротами. Плоские, дешёвые, тонкие, желчные остроты.
  • 4) РУБЕЖ. То же, что граница: линия раздела между чем-н. Естественный р. (река, овраг и т. п.). На рубеже двух эпох (перен.).
  • 5) САД. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; сами растущие здесь деревья, растения. Фруктовый с. Цветущий с. Расцвели сады. Зимний с. (помещение в доме, здании, имитирующее сад, с живыми деревьями, растениями, цветами).

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Автор рассуждает о значении садов и парков как связующего звена между человеком и природой.
  • 2) Наряду с общеупотребительной лексикой, отражающей тематику текста (сады, парки, поляны, человек, природа), используются термины (боскеты, симфония), позволяющие точно и последовательно изложить научную информацию.
  • 3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет привлечь внимание читателя к проблеме, которая носит общественный, гуманитарный характер.
  • 4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.
  • 5) Текст относится к художественному стилю, поскольку основная задача автора — эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.

8 текст

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все непохожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий тронный зал, — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашёнными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее. Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо человек, награждённый через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далёкого, легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей нравственно <…> потому, что вызывает в читателе, в зрителе — во всяком, кто его воспринимает, — сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идёт от человека и ведёт к человеку, оно служит единению человеческих душ.

(По Д.С. Лихачёву)

1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) ТЯНУТЬСЯ, перен., за кем чем. Стремиться сравняться с кем-н. (в знаниях, умении) (разг.). Т. за взрослыми.
  • 2) ИСКУССТВО. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
  • 3) ЦЕННОСТЬ, чего. Важность, значение. В чём ц. этого предложения? Большая ц. работы.
  • 4) ИСТОЧНИК. То, что даёт начало чему-н., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
  • 5) СЛУЖИТЬ, перен., кому-чему. Делать что-н. для кого-, чего-н., направлять свою деятельность на пользу чего-н. (высок.). С. своему народу. С. искусству.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Автор взволнованно и эмоционально рассуждает о гуманистической роли искусства в жизни человека.
  • 2) Использование развёрнутой метафоры (…самый большой зал в этом дворце, настоящий тронный зал, — это зал, в котором царствует искусство), сравнения (Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами…), эпитетов (с драгоценным дворцом, удивительных волшебств) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторское отношение к поставленной проблеме.
  • 3) Вопросно-ответная форма изложения позволяет привлечь внимание читателя к проблеме, точно и последовательно изложить информацию.
  • 4) Выразительность текста, его публицистический характер обеспечиваются такими средствами выразительности, как анафора, ряды однородных членов предложения, лексический повтор.
  • 5) Текст относится к научному стилю речи, так как основная цель автора — сообщить научную информацию, имеющую практическое значение.

9 текст

Волк — хищное млекопитающее семейства псовых. Наряду с койотом, обыкновенным шакалом и ещё несколькими видами составляет род волков. Кроме того, как показывают результаты изучения последовательности ДНК и дрейфа генов, является прямым предком домашней собаки, которая обычно рассматривается как подвид волка. Длина тела 105-160 см, весит 35-50 кг, как редкое исключение — до 76 кг.

Распространён в Европе, Азии, Северной Америке и в других регионах. Наиболее многочислен в степи, особенно в районах вольного выпаса скота; чаете встречается в пустыне, в сплошной тайге редок. Окраска серая; тундровые волки более светлой окраски, пустынные — сероваторыжеватые. Питается преимущественно животной пищей: дикими и домашними копытными, собаками, зайцами, мелкими грызунами.

В период размножения волки живут парами, поздней осенью и в начале зимы иногда собираются в стаи до 10-12 зверей. Весной после 62-65 дней беременности самки приносят от 3 до 10-13 (чаще 5) слепых волчат, прозревающих на 12-13-й день. <…> степные и пустынные волки роют норы, лесные выводят щенят в логове под выворотом дерева, в тростниках и других укрытых сухих местах.

1. Самостоятельно подберите ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

  • 1) РОД. (род. -а, предл. о роде, в роде, мн. -ы, -ов). В систематике: группа, объединяющая близкие виды. Роды и виды растений, животных. Роды литературы (эпос, лирика, драма).
  • 2) ПРЯМОЙ. Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ. Говорить прямо (нареч.) в глаза.
  • 3) РАЙОН. Местность, выделяющаяся по каким-н. признакам, особенностям. Угольные районы. Р. наводнения.
  • 4) ВСТРЕЧАТЬСЯ, с кем. Видеться, поддерживать знакомство, близкие отношения. Часто в. со старыми друзьями. Мы с ним больше не встречаемся. 5) ПУСТЫННЫЙ. Безлюдный, необитаемый. П. остров.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) В тексте употреблены термины, отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом значения.
  • 2) Формы единственного числа имён существительных используются в тексте в значении множественного числа (волк, шакал, собака и др.).
  • 3) Текст ориентирован на широкую общественность, поэтому его содержание доступно для понимания массовой аудиторией.
  • 4) Поскольку текст рассчитан на специалистов, в нём используются неполные предложения, позволяющие избежать повторов.
  • 5) В тексте употребляются глаголы в форме повелительного наклонения. С их помощью автор обращается к публике.

Ответы

ответы задание 1, 2, 3 егэ 2023 русский язык

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ