сочинение егэ по тексту

Пример сочинения ЕГЭ мы живём в мире прописных истин и штампов

Автор

Проверенные сочинения ЕГЭ по тексту мы живём в мире прописных истин и штампов по Е. и М. Холмогоровым, 5 примеров готовых сочинений по данному тексту с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста:

  • Проблема значимости прописных истин. (Чем определяется ценность прописных истин?)
  • Проблема банальности. (В чём заключается банальность?)
  • Проблема любознательности и любопытства. (В чём разница между любознательностью и любопытством?)
  • Проблема зрелости. (Что такое зрелость? Когда она достигается?)
  • Проблема разрушения банальностей в науке и искусстве. (Возможно ли развитие науки и искусства без разрушения банальностей?)
  • Проблема поиска новых истин. (Как должен происходить поиск новых истин?)
  • Проблема отрицания старых истин. (Можно ли отрицать прописные истины?)

Мы живём в мире прописных истин и штампов сочинение ЕГЭ

Как люди должны относиться к старым истинам? На этот вопрос отвечают Елена Сергеевна и Михаил Константинович Холмогоровы, авторы предложенного для анализа текста.

Проследим, как публицисты раскрывают эту проблему. Е. С. и М. К. Холмогоровы описывают, как в юности человек проходит путь отрицания «банальных» истин «с набиванием шишек на некогда ясном лбу». Авторы с грустью отмечают, что опровержение вечных истин приводит только к многочисленным ошибкам и огорчениям. Публицисты подчеркивают, что с наступлением зрелости человек возвращается к старым истинам и понимает их правильность. Этим примером Е. С. и М. К. Холмогоровы хотели показать, что люди должны признавать справедливость вечных истин.

Далее, авторы доказывают, что стремление к новизне и любознательность должны сочетаться с возвращением к «добытой» истине, потому что «одно без другого теряет смысл». По мнению публицистов, человек должен постоянно убеждаться в уже приобретенных, настоящих истинах и восхищаться ими, как это делают «настоящие любители истины». На этом примере Е. С. и М. К. Холмогоровы показывают, что нужно с уважением относиться к старым истинам и любоваться ими, наслаждаясь этим процессом.

Так, публицисты, приводя примеры, дополняющие друг друга, дают ответ на вопрос, как люди должны относиться к старым истинам.

Позиция авторов ясна. Елена Сергеевна и Михаил Константинович Холмогоровы считают, что люди должны с уважением относиться к «старым, но нестареющим» истинам, признавая их справедливость, и испытывать наслаждение, любуясь ими.

Я согласна с мнением авторов. Действительно, люди должны уважать истины, проверенные временем, и полагаться на их верность. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой был нигилистом, то есть человеком, который не принимает общепринятые моральные принципы, не признает никакие авторитеты и отрицает старые истины. Преждевременная смерть Евгения Базарова показывает ошибочность его убеждений.

Таким образом, не остается сомнений в том, что старые истины, основанные на опыте многих поколений, отражают законы действительности, и поэтому люди должны относиться к вечным истинам с уважением и доверять их мудрости.

Проблема важности прописных истин сочинение ЕГЭ

Российские писатели Елена и Михаил Холмогоровы поднимают проблему важности прописных истин.

Авторы рассуждают о становлении мировоззрения человека. В детстве мы не задумываемся о верности или неверности общепринятых правил, но позже они начинают вызывать «скуку и раздражение». Тогда человек берется за поиск новых истин, идет по своему пути, набивая шишки, уродуя «чистый лист» «слезами и кровью». И наконец, человек осознает ошибочность своего стремления к новизне и оригинальничанию. Авторы делают вывод: «зрелость – это возвращение к банальным истинам».

Холмогоровы убеждены в том, что ценность прописных истин определяется тем, что они выработаны тысячелетним опытом человечества, и попытки отрицать их никогда не возымеют успеха.

Я согласна с авторами и считаю, что поиск новой правды непременно вернет ищущего к истокам – к традиционным ценностям и взглядам. Обратимся за подтверждением к литературе. 

Один из центральных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – преданный сторонник новой, модной идеологии нигилизма, ставящей под сомнение или вовсе отрицающей общепринятые ценности, нормы и идеалы. Молодой человек отрицает и романтические чувства, называя их «пагубной страстью». Однако в конечном счете именно любовь к женщине заставляет его убедиться в ошибочности своих убеждений и принять эту «банальность» как неоспоримую истину.

Другой яркий пример человека, находящегося в поисках истины, – Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Автор изображает этого героя в развитии: сперва Пьер предается традиционным для молодых людей его круга кутежам и безделью, затем уходит в масонство, ведомый стремлением творить добро. Но в конечном счете он осознает, что все это ложно, и находит простое человеческое счастье в семейной жизни – одной из главных традиционных ценностей. 

Как нужно относиться к банальным и прописным истинам?

Как нужно относиться к банальным и прописным истинам и какова их роль в жизни человека? Именно этот вопрос волнует Е. И М. Холмогоровых.

Авторы считают, как я думаю, что пусть лучше человек учится на чужих ошибках и суждениях, сформулированных и проверенных на практике многими поколениями. Потому как, думая, будто можно «начать жизнь с чистого листа», он вновь и вновь будет набивать «шишки на некогда ясном лбу». Холмогоровы призывают следовать этим «прописным и даже банальным» истинам, «любоваться ими», пока это возможно.

Ведь в реальной жизни «второго белого листа нам никто не даст». К примеру, Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, стремясь доказать самому себе, что имеет право вершить судьбы людей, идёт на убийство. Он пошёл против истины, единой для всех цивилизованных людей — «не убий». Это одна из тех самых вечных истин, следовать которым призывают Холмогоровы.

Она вечна ещё и потому, что убийство несёт зло, раскалывает душу преступника, приносит ему муки и страдания. То, что Раскольникову пришлось прочувствовать всё это на себе, подтверждает необходимость существования этой прописной истины в нашей жизни.

Несмотря на это, я не во всём разделяю точку зрения Е. и М. Холмогоровых. Конечно, существуют истины, которые не нуждаются в проверке и всегда остаются актуальными. Но кто может гарантировать, что некоторые из истин, передаваемых из поколения в поколение, всегда будут соответствовать духу времени? Процесс жизненных исканий отчасти и заключается в приобретении новых истин и в проверке старых на прочность. Подтверждённые и своевременные — остаются, ложные и отжившие уходят. Поэтому мне кажется, что важно не слепо следовать банальным и прописным истинам, а, если они не являются вечными, приходить к ним самостоятельно, путём долгих и кропотливых поисков. Тем более ценными, я думаю, они для нас будут.

Ведь Пьер Безухов в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, в поисках собственных истин прошёл через долгий и трудный путь. Лишь со временем он понимает, что истины, которым следует свет, ложны, что измены, лицемерие, равнодушие, пренебрежительное отношение к родному языку и отечеству, царящие в высшем обществе, не являются нормой.

Только преодолев многочисленные жизненные испытания, Пьер приходит к тому, что готов, подобно Тушину и Каратаеву, отдать жизнь за своё Отечество. А ведь это и есть одна из тех самых прописных и нестареющих истин.

Есть истины, актуальные для любой эпохи, вечные, не требующие проверки. Но, я считаю, лишь методом проб и ошибок, через непрерывную борьбу с самим собой, человек может научиться отличать ложные истины, от действительно необходимых.

В чём заключается банальность в жизни людей?

В чём заключается банальность в жизни людей?

Именно этим вопросом задаются Е. и М. Холмогоровы в предложенном для анализа тексте. Размышляя над вопросом, авторы пишут: “Хорошо, если они поумнеют при нашей жизни и поймут, что банальны не прописные истины, а путь их отрицания с набиванием шишек на некогда ясном лбу”.

Этот пример показывает, что именно в отрицании общеизвестных истин скрывается банальность в поступках людей. Ведь вместо того, чтобы принять уже известные постулаты, человек будет в лишний раз проверять их правильность и нужность.

Также важен фрагмент, в котором авторы — пишут: “Оригинальничанье, абсолютизация своей неповторимости на самом- то деле как раз и есть банальность. Лучше шею себе свернём, чем поступим «как все». Наука и искусство не двинулись бы вперёд без разрушителей банальности”.

Этот пример показывает, что попытки обрести индивидуальность и быть неповторимым несут в себе банальность.

Ведь быть отличным от других значит отстраняться от неоспоримой истины, не следовать общепринятым нормам морали.

Оба примера, дополняя друг друга, дают читателю понять, что банальность заключается не только в отрицании прописных истин, но и в попытках выделиться из толпы, показать свою неповторимость.

Позиция авторов ясна. Е. и М. Холмогоровы считают, что банальными можно назвать те поступки, которые несут в себе непринятие прописных истин и стремление к абсолютизации неповторимости человека.

Я согласен с автором. Действительно, банальность заключается в непризнании истин человеком и в его попытках выделиться из толпы. В произведении Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Родион Раскольников тоже пытался показать свою индивидуальность путем расправы над старухой-процентщицей. Он отрекся от прописных истин и моралей и решился на ужасный поступок, за который впоследствии понес душевное наказание. Этот пример показывает, что именно из-за банальности своего мировоззрения и желания быть не таким, как многие, человек способен совершать аморальные поступки и отрицать элементарные истины.

Подводя итог, хочется отметить, что все те убеждения, которые кажутся нам банальным и обыденным, являются логичными и правильными с точки зрения норм и моралей. 

Текст ЕГЭ М. Холмогоровым мы живём в мире прописных истин

(1)Мы живём в мире прописных истин и штампов.

(2)Истины, выработанные тысячелетним опытом человечества, годам к десяти – двенадцати, когда характер в своём развитии бежит впереди ума, вызывают скуку и раздражение даже у самых послушных мальчиков и девочек. (3)Мы их опровергаем и пытаемся начать жизнь с чистого листа.

(4)Вот он, беленький, лежит на столе и дразнит своей свежайшей нетронутостью. (5)И пока не изуродуем его слезами и кровью, не уймёмся. (6)А унявшись, поймём: надо было слушаться папу и маму, первую учительницу и других мудрых людей. (7)Зрелость – это возвращение к банальным истинам, понимание их справедливости. (8)Но второго белого листа никто нам не даст. (9)Он лежит уже перед нашими подросшими детьми, такими же дерзкими и непослушными, и они, к ужасу и состраданию бессильных родителей, один к одному повторяют наши же заблуждения: ленятся, совершают разной степени тяжести антиобщественные поступки, хамят взрослым, ниспровергают заслуженные авторитеты. (10)Хорошо, если они поумнеют при нашей жизни и поймут, что банальны не прописные истины, а путь их отрицания с набиванием шишек на некогда ясном лбу.

(11)Оригинальничанье, абсолютизация своей неповторимости на самом-то деле как раз и есть банальность. (12)Лучше шею себе свернём, чем поступим «как все». (13)Наука и искусство не двинулись бы вперёд без разрушителей банальности. (14)Кому хватило терпения сделать второй шаг в искусстве (первый – почти всегда подражание), стремятся к оригинальности любыми средствами. (15)Ниспровергают кумиров, вышвыривают с корабля современности то Пушкина, то Льва Толстого, незаметно творя себе новых, и счастье, если это окажется гениальный Хлебников, а то ведь чаще всего просто амбициозный старший товарищ в компании претендующих сказать своё слово.

(16)Свойство человеческого ума – это стремление к приобретению новых истин, любознательность, стремление постоянно возвращаться к добытой истине, постоянно убеждаться и наслаждаться тем, что то, что ты приобрёл, есть действительно истина, а не мираж. (17)Одно без другого теряет смысл. (18)А что же у нас?

(19)А у нас прежде всего – это стремление к новизне, любопытство. (20)Достаточно нам что-либо узнать, и интерес наш этим кончается. (21)Это уже всё известно! (22)Настоящие любители истины любуются на старые истины, для них это процесс наслаждения. (23)А у нас – это прописная, избитая истина, и она больше нас не интересует, мы её забываем, она больше для нас не существует, не определяет наше положение. (24)Разве это верно?

(25)Давайте и впредь любоваться старыми, но (простите за тавтологию) нестареющими истинами.(26)Пусть прописными. (27)Даже банальными.

(По Е. и М. Холмогоровым*)

* Елена Сергеевна (род. в 1952 г.) и Михаил Константинович (род. в 1942 г.) Холмогоровы – современные российские прозаики.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ