итоговое сочинение 2022-2023 ЕГЭ 11 класс

Каким может быть путь к познанию самого себя? итоговое сочинение с аргументами

Автор

Каким может быть путь к познанию самого себя? 6 примеров итогового сочинения 2022-2023 на данную тему. С аргументами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2023.

Итоговое сочинение ЕГЭ на тему каким может быть путь к познанию самого себя?

Каждый человек находит свой путь к познанию самого себя: кто-то узнает больше после откровенного разговора с окружающими и близкими, кто-то открывает открывает новые грани души, погружаясь в искусство, кто-то читает книги о психологии. Способов очень много! О них можно узнать больше, вспомнив классическую литературу.

О самопознании писал И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня хотела услышать свой внутренний голос, поэтому много читала, посещала культурные мероприятия, изучала религию. Она пыталась понять, что именно ее влечет, где она сможет себя реализовать. Обучение в университете расширило ее кругозор, общение с разными людьми помогло ей открыть для себя много нового. Даже роман с главным героем служил раскрытию души девушки. Оставшись с ним наедине, она точно поняла, что все соблазны мирской жизни меркнут на фоне служения Богу. Героиня ушла в монастырь и там обрела свое истинное предназначение. Поездки по монастырям и святым местам не прошли даром. Они показали ей направление для развития. Путь к познанию себя в данном случае пролегал через самообразование и самоанализ.

Но порой человеку нужно большое испытание, чтобы понять самого себя. Именно так произошло в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров считал модную теорию — нигилизм — своей жизненной философией. Герой не придавал значения романтическим чувствам, искусству, красоте природы. Он сомневался во всех авторитетах и не принимал слова на веру. Евгений ценил лишь науку и достиг в этой сфере определенных успехов. Ему казалось, что он близок к народу и полезен России, а также прав во всех отношениях. Но знакомство с Анной Одинцовой перевернуло его мир с ног на голову. Не разделенная любовь заставила Базарова впервые засомневаться в себе и своих взглядах. Он не знал истинного себя, отворачивался от темных уголков своей души. На смертном одре Евгений осознает, что не нужен России, чужд народу и обманут самим собой. Он понял себя и свое место в мире только после того, как пережил испытание любовью.

Таким образом, путь к себе может быть тернистым или же методичным и ровным. Человек может познавать себя с помощью искусства, науки, религии, работы над собой, а может и случайно наткнуться на свое честное отражение в зеркале серьезной жизненной неудачи или встряски. У каждого этот процесс индивидуален.

Пример №2 итогового сочинения

Многим людям известны такие слова: «что посеешь, то и пожнёшь». Это действительно так. Каждому из нас в своей жизни приходится выбирать. И от наших поступков, что является плодом наших решений, будет зависеть наша дальнейшая жизнь, а в некоторых случаях и жизнь других. Отсюда следует, что наши решения могут приносить как пользу, так и вред, а также могут быть успешными или безуспешными.

Что в жизни человека является самым важным? Для многих это поиски её смысла и счастья. На мой взгляд, для того, чтобы быть счастливым, нужно познать себя. Поскольку это не так просто и на это требуется время, можно сказать, что есть некоторый «путь» к познанию самого себя. Его рано или поздно должен пройти каждый. В основном он строится на человеческих решениях и поступках. Следовательно, он может быть как успешным, так и нет. 

Справедливо заключить, что каждый желает быть счастливым. Что может помочь в достижении этой благородной цели? Один человек сказал: «Мудрость в долготе дней». Так почему бы не обратиться за советом к тому, кто старше тебя? Такой человек имеет больший опыт, что не купить ни за какие деньги. Он может много рассказать, так как не раз ошибался и знает, чем за это платят.

Если нет подходящего человека, помочь могут книги, написанные рукой людей, которые многого достигли. В своих произведениях они говорят об искавших смысл в жизни людях. Возьмём к примеру рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В нём автор описывает жизнь богатого американца в летах. Его имя в рассказе не указано — вероятно потому, что на его месте может оказаться любой из нас.

Господин, считая, что он в своей жизни должен долгие годы трудиться, чтобы потом всласть отдохнуть. Всё практически происходит по «сценарию» героя: на заработанные деньги и потраченные годы он отправляется в путешествие со своей семьёй на огромном пароходе первого класса. Ему кажется, что он таки достиг того, к чему стремился. Однако всё неожиданно обрывается — герой нелепо умирает в пути. Все силы, что он вложил в своё состояние, всё время, потраченное на это, — теперь ничто из этого не имеет ни малейшего значения, всё обесценилось.

Во время своего существования он не уделял должного времени и внимания своей семье, отчего семейные узы стали очень слабы. И, конечно же, он не смог испытать счастья, заключающееся в мелочах повседневной жизни, от которых он удерживал себя, будучи всецело поглощённым работой. Если говорить, что познать себя — значит обрести счастье, то Господин ошибочно полагал, что его путь к самопознанию был пройден успешно.

Читая подобные истории, важно уметь извлекать для себя полезные уроки. Отвечая на вопрос, каким всё-таки может быть путь к познанию себя, нельзя дать однозначного ответа. Каким он будет для вас? Решать вам самим.

Пример №3 итогового сочинения

Каждый человек хочет не просто прожить свою жизнь, а найти в ней смысл, обрести счастье. Понятие счастья для каждого имеет свой смысл. Все мы проходим через ряд испытаний, совершаем ошибки, пока не добьемся поставленной цели. Для того чтобы обрести свою судьбу, нужно для начала познать самого себя. В бешенном ритме современных будней люди забывают о своей душе, о безвозвратных моментах, об утраченной молодости. Большинство стремится лишь заработать побольше денег, подняться по карьерной лестнице, тем самым забывая жить по-настоящему. Каждому из нас нужно остановиться и задуматься над тем, чего мы действительно хотим от жизни, а для этого нужно сначала разобраться в себе, заглянуть в свою душу и сердце.

Путь к познанию себя у каждого свой и говорить однозначно на эту тему не представляется возможным. У каждого человека свои жизненные приоритеты – любовь, дружба, деньги, а значит и разбираться в своем внутреннем мире они будут по-разному.

Многие знаменитые авторы пытались показать на примере свои героев нравственное становление человека. Например, вспомним произведение Л. Н. Толстого «Война и Мир». Один из главных героев – Пьер Безухов, всю свою жизнь посвятил поискам себя. Он всегда считал, что узы брака священны и именно в союзе с женой видел свое предназначение. Но судьба распорядилась иначе, и Пьер оказался связан с женщиной, к которой не питал абсолютно никаких чувств. Он понял, что внешняя красота может скрывать абсолютную духовную пустоту и полностью разочаровался в фиктивном браке с Элен. Разгульный образ жизни тоже не подходил ему по ряду причин и тогда Пьер решает найти смысл жизни вступив в масонское общество. Он думал, что все это несет высокие и правильные цели, но снова оказывается разочарован в своем выборе, так как это общество фальшиво. Здесь все ищут лишь выгоду и жаждут новых знакомств.

Пьер Безухов один из самых интересных литературных героев, с которыми мне представилось столкнуться на страницах произведений. Он постоянно ищет себя, не останавливается и не опускает руки если разочаровался, а лишь с новым упорством продолжает свой долгий нравственный поиск.

Можно увидеть, как меняется отношение Пьера к Наполеону, к которому он испытывал добрые чувства, но оказавшись на поле сражения понял, что должен воевать со своим народом и что все они делают одно большое правильное дело. Оказавшись в плену и познакомившись там с Платоном Каратаевым, Пьер наконец познает настоящую философию русского человека. Беседы с солдатом словно открыли ему глаза на мир и показали истинно верный путь в жизни.

Пройдя долгий путь нравственных исканий, поборов страх и соблазн, Пьер получает долгожданную награду. Судьба подарила ему искренние чувства, любовь, жену и семью, к которой он стремился долгое время.

В заключении стоит сказать, что путь к познанию самого себя всегда сложен и тернист, но не стоит опускать руки, испытав разочарование в несовершенстве мира. Всегда нужно продолжать бороться, совершать ошибки и учиться на них, и только тогда можно познать настоящее, истинное счастье.

Пример №4 итогового сочинения

На свете очень мало людей, которые бы не задавались вопросами «Кто я такой?», «Что во мне настоящее, а что наносное?» В основном это люди, либо вообще не задумывающиеся о смысле своего существования, либо люди, с юных лет знающие своё жизненное предназначение. Большинство же людей проходят долгий путь к познанию самих себя, и нередко этот путь очень тернист.

Ярким примером такого сложного осмысления собственной сущности является главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

Достоевский писал это произведение в переломный для нашего общества момент, когда заговорили об изменении норм традиционной христианской морали. И писатель одним из первых показал опасность («бесовщину») подобных попыток. Роман «Преступление и наказание» — это предупреждение о том, как опасно отрицание непреходящих морально-нравственных норм. Родион Раскольников, бывший студент, снимает комнату, похожую на гроб, и в буквальном смысле слова перебивается с хлеба на воду. Но он мало обращает на это внимание, так как занят доказательством своей теории о право имеющих и тварях дрожащих.

Окружающая несправедливость привела молодого человека к мысли, что мир можно изменить только насилием. Человек, который хочет сделать благо для других, по мнению Раскольникова, не должен быть связан никакими нормами и запретами. Ему прощается даже самое тяжёлое преступление, если оно совершено во имя великой цели. Такими были царь Давид, Магомед, Наполеон. Все остальные люди – это расходный материал для истории. Задумав убийство старухи процентщицы, герой хочет проверить, к какому типу людей относится он. Но Раскольников решается на преступление не сразу: вложенные с детства понятия о добре и зле не дают герою переступить черту. Мы видим, как тягостны его раздумья (пророческий сон о лошади). Поступки же, совершаемые им, свидетельствуют о любви и неравнодушии к людям. Так, по ходу романа мы узнаем, что Раскольников помогал семье бедного друга, а в дальнейшем семье Мармеладова, мы видим, как он вступается за пьяную девочку, как любит мать и не хочет жертвы со стороны сестры Дуни.

И всё же преступление совершается. Во время убийства Алёны Ивановны Раскольникову приходится избавиться от случайного свидетеля – беременной сестры старухи, Лизаветы. Этим поступком герой как бы отрезает себя от своего прошлого. Именно поэтому он отворачивается от матери и сестры, не в силах их обнять, и прячет украденные деньги под камень, так как совесть не позволяет ему воспользоваться ими.

В романе есть два двойника главного героя – Свидригайлов и Лужин. В этих образах Достоевский показывает два возможных развития пути, избранного Раскольниковым. Лужин – подлец по убеждению, для него выгода превыше всего, ради неё он, не задумываясь, совершит низкий поступок (история с подкинутой Соне кредиткой). Свидригайлов так же отрицает все морально-этические нормы, но не для того, чтобы, как Раскольников, делать добро другим. Он хочет утверждать свою волю, чувствовать себя свободным в совершении любых поступков, хочет ощущать себя богом (совращает малолетнюю девушку, в конце концов покончившую с собой, доводит до самоубийства своего дворового человека, преследует Дуню). Его самоубийство – это наглядная демонстрация того, что может ждать главного героя. Встреча с Лужиным и Свидригайловым лишь подтвердила мысли Раскольникова, что путь своеволия, отрицания, утверждения только личных интересов является тупиковым.

После совершения преступления герой не находит себе места, он понимает, что не прошёл испытание. Он ещё не осознает до конца бесчеловечность своей теории, а лишь сожалеет, что оказался слабым, оказался «тварью дрожащей». Возрождение Раскольникова начинается с его знакомства с Соней Мармеладовой. Она воплощение христианского смирения, сострадания и милосердия. Для Достоевского путь эгоизма и своеволия – это духовная смерть. Преступление, совершённое Раскольниковым, – это убийство в первую очередь своей души. Недаром писатель сравнивает возвращение главного героя к новой жизни с воскресением из мёртвых. Очень символично, что в одной из сцен Соня читает Родиону эпизод о воскрешении Лазаря. Постепенно Родион приходит к мысли, что его преступление – это страшный грех. Всё лучшее, что было в нём, в итоге берёт верх над эгоистическими идеями.

Окончательное прозрение приходит к Раскольникову лишь на каторге, где он видит сон о трихинах и понимает, насколько был неправ. Любовь к Соне открывает ему глаза на мир духовных христианских ценностей. В конце романа мы видим героя с Библией в руках, примирённого с людьми и самим собой.

Таким образом, на примере главного героя «Преступления и наказания» мы показали, как сложен и противоречив может быть путь человека к самому себе, к открытию своего истинного «я».

Пример №5 итогового сочинения

Если человек все же решил вылезти из рамок обывательского существования и познать всю суть себя, ему, безусловно, нужно приложить к этому множество усилий. И если не в конце, то в середине этого долгого анализа он поймет, что тернист и тяжек путь к познанию самого себя, но зато неимоверно интересен.

Путь познания себя можно также олицетворить с поиском правды всей жизни, коим занимались многие герои бессмертной русской классики.

Ярким примером может послужить герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелихов на протяжении всего романа находится в постоянном поиске, в постоянном метании, он ошибается, страдает, снова ошибается, но все равно движется навстречу истине. Григорий часто находится на распутье двух дорого, стоит перед двумя вариантами выбора: тут и понятие нравственного выбора, и любовь, и мировоззренческая позиция. Будучи казаком, герой движим буйной страстью, однако зачастую потребность нарушать общепринятые правила и нормы борется с умом и нравственностью Григория. Он придерживается этого принципа и в любви, и поэтому долго не может сделать выбор между Аксиньей и Наташей – между страстью и семейными ценностями. Находясь на поле сражений, казак тянется к дому, к родным степям, к родной земле, однако не торопится возвращаться к мирной жизни, потому что понимает, что и на этом поприще осталось множество вопросов. Григорий быстро меняется: из храброго и рискованного казака в доброго семьянина, из сепаратиста в предшественника народной власти, из былого в красного и наоборот — но в итоге выбирает путь самостоятельного поиска правды, движимый лишь искренним желанием обрести нравственный покой. Мелихов долго искал правду, долго шел по пути поиска самого себя, и путь этот был поистине сложен и интересен. В каждом своем действии герой подчинялся зову собственного сердца, шел по направлению к гармонии с самим с собой и к душевному покою, его целью было самоопределение сквозь самобичевание и самоосуждение — и именно поэтому Григорий Мелихов с помощью скитаний, обретений, ошибок и потерь в итоге добился своего.

Также сложным, долгим и, безусловно, очень многогранным был путь к познанию себя у героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, подобно Григорию Мелихову, изначально был движим желанием с помощью чувства нравственности и духовной гармонии обрести истину. Он шел через мешающие ему робость, мягкость и податливость, бесполезные кутежи и бесчинства, несчастливый и неискренний брак, потери, ошибки, заблуждения, искания, религиозную принадлежность, все же не способную удовлетворить всех потребностей, пришел к декабризму и в итоге обрел семейное счастье. На протяжении всего своего сложного и интересного пути Пьер попробовал совершенно разные направления своей деятельности, и во всем руководствовался постоянным желанием совершать добро, работать над собой и над благоустройством окружающего его мира.

Путь к познанию самого себя может быть разным: коротким, если лень и страх становятся сильнее желания понять правду, и долгим, если желание обрести истину достаточно сильное и направлено в нужную сторону. И в любом случае, какой бы длины не был путь, будут встречаться сложности и, казалось бы, непреодолимые обстоятельства, переборов которые, можно обрести счастье.

Пример №6 итогового сочинения

В процессе жизненного пути люди задаются вопросами о своем предназначении, пытаются сопоставлять истинную сущность с заимствованными извне мыслями и манерами. Есть такие, кто плывет по течению, не задумываясь о смысле земного бытия, и те, кто сызмальства упорно движется к заветной цели. Но таких людей не слишком много. Большинству доводится преодолевать долгий тернистый путь к осмыслению собственной сущности.

Сложное познание самого себя мастерски описал Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании» на примере Родиона Раскольникова. Психологическо-философский роман вышел в переломный для российского общества момент, когда новые веяния пытались влиять на традиционную христианскую мораль. Писатель в числе первых назвал подобные попытки «бесовщиной». Своим романом он послал предупреждение об опасности забвения укоренившихся морально-нравственных устоев. Бывший студент Раскольников живет в бедном районе Петербурга.

Его убогая съемная комнатушка на чердаке скорее напоминает гроб, а сам жилец перебивается с хлеба на воду. Однако быт и еда не волнуют Родиона, он увлечен доказательством собственной теории, разделяющей людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих».

Царящая вокруг несправедливость наводит Родиона на мысль, что только насилие способно изменить мир. Если кто-то готов на поступки ради блага других, ему не стоит обращать внимание на нормы и запреты. Великая цель оправдывает средства, поэтому даже тяжкое преступление должно быть прощено смельчаку. Раскольников преклонялся перед царем Давидом, Магомедом и Наполеоном. Эти герои – «право имеющие», но большинство людей не заслуживают внимание, для истории они – расходный материал.

Родион, желая проверить к какому типу относится сам, задумывает убить знакомую старуху-процентщицу. Зерна добра, заложенные в Родионе с детства, долгое время не позволяют переступить грань. Его раздумья тягостны, пророческий сон о лошади посылает предупреждение У студента сложный характер: он противоречив, но не испорчен. Поступки свидетельствуют о неравнодушии к обездоленным. Раскольников не проходит мимо пьяной девчонки на лавке, делится последним с Разумихиным, помогает Мармеладовым… Он любит мать, не желает принимать жертвенность сестры Дуни ради мнимого благополучия.

Но все же Раскольников идет на преступление. Ему приходится лишить жизни двух женщин: набожная беременная Лизавета стала случайным свидетелем убийства сестры-процентщицы. После совершенного для героя нет возврата к прошлой жизни. Родион прекращает отношения с родными, а украденные у Алены Ивановны сбережения прячет с глаз подальше. Совесть мучает Родиона, не велит пользоваться кровавыми деньгами.

Среди персонажей произведения имеются некие двойники основного героя. В образы Свидригайлова и Лужина автор вложил возможную судьбу Раскольникова. Лужин – истинный подлец, готовый на самый низкий поступок. Его гнусная натура хорошо просматривается в истории с подкинутой Соне кредиткой. Свидригайлов не так однозначен, но тоже не приемлет традиционных ценностей христианства. Его мораль – самоутверждение и свобода. Он служит собственным убеждениям, навязывает волю другим и сеет несчастье. Совращенная молоденькая служанка и дворовый человек кончают жизнь самоубийством, а Дуня страдает от преследований навязчивого кавалера. Суицид не нашедшего смысла жизни Свидригайлова – наглядная демонстрация того, чем мог завершиться путь главного героя, преступившего грань дозволенного.

Знакомство с Лужиным и Свидригайловым утвердили Раскольникова в мысли о тупиковости пути тех, кто руководствуется личными интересами, своевольничает, отрицает очевидное. Став убийцей, герой тяготится совершенным. Он понимает, что испытание оказалось для него чрезмерным. Поначалу он не осознает бесчеловечность собственной теории, лишь сожалеет о слабости, о том, что оказался «тварью дрожащей».

Прозрению Раскольникова способствует Соня Мармеладова, волею судьбы оказавшаяся на петербургском дне. Падшая девушка, обладающая милосердием и христианским смирением, стала ангелом и спасением для Родиона. Эгоизм и своеволие Достоевский отождествляет с духовной смертью. Совершенное Раскольниковым преступление – это в первую очередь убийство собственной души. Возрождение героя к новой жизни автор символично сравнивает с воскрешением из мертвых. Его мысли озвучивает Соня, зачитавшая Родиону эпизод о возвращении к жизни Лазаря.

Раскольников постепенно осознает, что совершенное им преступление – страшный грех. Лучшие качества одерживают верх над эгоистичными мыслями. Но полное прозрение приходит лишь на каторге. Сон о трихинах окончательно убеждает героя в собственной неправоте. Любовь к Соне заставила Родиона иначе взглянуть на мир христианских ценностей. В конце автор освещает лучиком света мрачное повествование, показывая своего героя с Библией в руках, примирившегося с людьми и самим собой.

На примере борьбы Раскольникова с собой и внешним миром в «Преступлении и наказании» Достоевский показал, каким сложным и противоречивым может быть путь к познанию своего подлинного «я». 

Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ

Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ