Готовое сочинение по тексту Лихачёва Д.С проблема равна ли интеллигентность образованности? Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста 1 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из литературы.
Сочинение ЕГЭ по тексту Лихачёва Д.С
Равна ли интеллигентность образованности? Этот проблемный вопрос находится в центре внимания выдающегося учёного Д.С. Лихачёва.
По мнению автора, нельзя ставить знак равенства между интеллигентностью и образованностью человека. Первая проявляется далеко не только в полезных и важных знаниях, но и в способностях к пониманию других людей, предполагает «терпимое отношение к миру и к людям». Приведу примеры-иллюстрации из прочитанного текста, раскрывающие авторскую позицию.
Д.С. Лихачёв предлагает провести мысленный эксперимент: представить, что подлинный интеллигент вдруг лишился всех прежних знаний, потерял память о величайших произведениях искусства. Перестанет ли он в таком случае быть интеллигентным? Автор убеждён в том, что не перестанет, если «…сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё…», а главное – не утратит способности понимать людей. Этот пример иллюстрирует мысль Д.С. Лихачёва об отсутствии взаимосвязи между интеллигентностью и образованностью.
Кроме того, учёный вспоминает крестьян, живших на русском Севере. Несмотря на отсутствие должного образования, они «соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни» и всегда искренне переживали за других, относясь к чужим бедам с невероятным пониманием. По мнению Д.С. Лихачёва, эти люди по-настоящему интеллигентны.
С помощью этих примеров автор объясняет, кого следует считать подлинно воспитанным и нравственным человеком. Это вовсе не тот, у кого больше знаний и кто изучает разные науки, чтобы стать образованным. Интеллигент – это чуткий, понимающий, многим интересующийся человек.
Не могу не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, уровень образования не всегда является показателем духовности. Например, мой сосед окончил в своё время только девять классов, но между тем производит впечатление интеллигентного человека. Он много читает, анализирует художественные произведения, ведёт свой блог, где делится стихотворениями собственного сочинения, и всегда старается помочь тем, кто в этом нуждается.
Таким образом, невозможно стать интеллигентом без увлечённости своим делом, стремления к познанию и неподдельного интереса к миру и людям вокруг.
Сочинение-рассуждение по проблеме
В предложенном для анализа тексте Д. С. Лихачёв отвечает на вопрос «Равна ли интеллигентность образованности?». По мнению автора, интеллигентен не тот человек, который получил хорошее образование, а тот, кто развивает свой внутренний мир, обладает чувством прекрасного и придерживается собственных нравственных принципов.
Один из примеров, подтвержающих авторскую позицию, заключён в предложениях 17-18. В них Дмитрий Сергеевич Лихачёв подчёркивает: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью». Часто мы связываем между собой два этих понятия, забывая о том, что на самом деле это не одно и то же. Интеллигентность показывает моральную сторону жизни человека. В то же время образованность просто формирует наш кругозор, расширяет круг интересов, но ничего не говорит о личностных качествах.
Таким образом, можно быть внутренне интеллигентным человеком, не получив при этом хорошего образования.
Другим примером являются предложения 24-25, в которых Д. С. Лихачёв описывает жизнь народа русского Севера. Этот эпизод показывает, что даже не имея много богатств, люди могут быть счастливыми. Для крестьян источником положительных эмоций являются обычные песни и пляски, потому что они видят в повседневных вещах нечто прекрасное. Залогом благополучия для них является умение сострадать другим людям и разделять их чувства. Всё это свидетельствует о богатом внутреннем мире простых деревенских жителей.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют автору дать определение понятию интеллигентности.
Я согласна с авторской позицией. По-моему, ни одно учебное заведение не может научить человека замечать красоту природы, уважать окружающих и относиться к ним с пониманием. Свою точку зрения я хочу подтвердить примером из художественной литературы. Главного героя произведения «Отцы и дети» И. С. Тургенева — Евгения Базарова — можно назвать образованным человеком, он обучается в университете на профессию врача. Однако, в силу своих убеждений Базаров не признаёт значения искусства, природы и чувств в формировании личности. Евгений холодно относится даже к своим родителям, ему становится стыдно перед Аркадием Кирсановым за их любовь. Нигилизм делает ограниченным не только мышление героя, но и его внутренний мир, в связи с чем Базарова нельзя назвать интеллигентным человеком. К сожалению, свою ошибку герой понял только перед смертью.
В заключение хочу отметить, что каждый из нас должен уделять внимание как интеллектуальному, так и нравственному развитию.
3 сочинение для 11 класса
В тексте Дмитрия Сергеевича Лихачёва рассматривается вопрос о соотношении интеллигентности и образованности. Автор утверждает, что эти понятия нельзя отождествлять, несмотря на их частое смешение в сознании людей.
Позиция автора заключается в том, что интеллигентность — это не просто набор знаний, образованность или профессиональные навыки, а гораздо более глубокое качество личности, которое связано с нравственными и культурными ценностями. Лихачёв подчёркивает, что интеллигентность выражается в умении понимать других людей, уважать их, сохранять внутреннее достоинство и проявлять воспитанность в малейших повседневных деталях. Это качество, по мнению автора, не обязательно требует высокого уровня образования или больших знаний.
Лихачёв объясняет свою позицию с помощью конкретных примеров и логических рассуждений. Так, в предложении (16) он утверждает: «Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком». Автор указывает, что интеллигентность связана не столько с образованием, сколько с восприятием мира и других людей (предложения 17-18). Лихачёв также приводит пример крестьян с русского Севера, которые, несмотря на отсутствие высокого образования, проявляли истинную интеллигентность в быту и отношениях с другими людьми (предложения 24-25).
Таким образом, по мнению Лихачёва, интеллигентность — это способность к пониманию, терпимость, уважение к культуре и другим людям, что гораздо важнее, чем просто образовательный уровень.
Моё отношение к позиции автора полностью совпадает с его убеждениями. Интеллигентность — это не формальный показатель знаний, а внутреннее качество человека. Нередко можно встретить людей с высоким уровнем образования, которые проявляют неуважение к окружающим, равнодушие или даже грубость. В то же время, как отмечает Лихачёв, есть люди с минимальным образованием, которые благодаря своему моральному воспитанию, чуткости и способности к пониманию оказываются по-настоящему интеллигентными.
Например, в истории немало примеров людей, которые, несмотря на отсутствие возможности получить полноценное образование, оставили значительный след благодаря своей культуре и нравственным качествам. Одним из таких людей можно назвать известного русского писателя и философа Льва Толстого. Хотя Толстой получил домашнее образование и не окончил университет, его труды по этике, нравственности и общественной морали сделали его одним из величайших мыслителей своего времени. Толстой писал о важности внутренней чистоты, духовного совершенствования и понимания других людей, что перекликается с идеями Лихачёва о подлинной интеллигентности.
Таким образом, я согласен с тем, что интеллигентность не равна образованности, и это качество, по Лихачёву, формируется через воспитание, опыт и внутреннюю культуру человека.
Текст Лихачёва Д.С
Человек должен быть интеллигентен! (2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать сближению с другими людьми?
(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! (10)Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. (11)В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.
(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.
(15)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(16)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим необладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(17)Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (18)Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
(19)Больше того… (20)Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. (21)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайших произведений искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.
(22)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого. (23)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, ве мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
(24)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (25)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умела рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю. и к чужой радости.
(26)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
По Д.С. Лихачёву. Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — выдающийся учёный ХХ века, академик, председатель Советского Фонда культуры.
Смотрите на сайте ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ 2025 русский язык 11 класс Цыбулько И.П отличный результат 600 заданий с ответами