сочинение егэ по тексту

Сочинение ЕГЭ это было красивое утро утреннее море синее

Автор

Сочинение ЕГЭ по тексту Алексиевича это было красивое утро утреннее море синее, 7 готовых примеров сочинений проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста

  • Проблема взросления во время войны
  • Проблема влияния войны на детей
  • Может ли рано повзрослеть ребенок на войне?
  • Проблему детского мироощущения
  • Как дети справлялись с тяготами войны?

Проблема взросления во время войны

В тексте, предложенном для анализа, затрагивается проблема взросления во время войны. Размышляя о судьбе ребёнка во время ведения боевых действий, С. Алексиевич повествует о трудном детстве рассказчика в период Великой Отечественной войны.

Автор обращает внимание, что главный герой, находясь в первые дни в санатории на Черном море, при появлении самолетов не осознает начала войны: «Мы не испугались, а начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет война». После отправки в Ростов, где уже совершаются бомбардировки города, рассказчик вместе с другими детьми наравне со взрослыми принимает участие в подготовке к уличным боям: «А мы, дети, сторожили ящики, в которые складывали бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара». С. Алексиевич подчеркивает, что в ноябре сорок второго герой становится «воспитанником госпиталя», и на него как на настоящего солдата также ложатся нелегкие по объему обязанности по постоянной стирке бинтов и изготовлению парафиновых свечей. 

Кроме того, повествователю, несмотря на совсем юный возраст, в условиях продолжающихся боевых действий приходится переносить вид крови и обожжённой плоти. Таким образом, автор показывает героя, которому рано приходится взрослеть и принимать на себя круг действий на равных с другими людьми.

Но вопреки ужасу и трагедии войны рассказчик продолжает оставаться ребёнком. Недаром автор упоминает, что герой с удовольствием читает красочную книгу «Жизнь животных», соответствующую возрасту повествователя. С. Алексиевич также упоминает радость рассказчика при виде детского велосипеда в немецком поселке: «Я за войну ни одной детской вещи не видел. Забыл, что они где-то есть».

Таким образом, автор демонстрирует душевное состояние героя, лишенного из-за боевых действий настоящего детства. С. Алексиевич приводит читателей к выводу: война отнимает возможность быть ребёнком и заставляет рано взрослеть. 

Проблема влияния войны на детей по тексту С. Алексиевич

Перед нами воспоминания одного из ветеранов Великой Отечественной войны, которые писатель Светлана Алексиевич собрала в своей книге. На первый взгляд, ничего особенного не сказано. Но по простым, часто неполным, предложениям чувствуется, с каким трудом даются рассказчику эти воспоминания, ведь война отняла у него (и у целого поколения!) детство. Проблема разрушительного влияния войны на человека, в частности на его детство, и поднимается автором в этом тексте.

Начало военных действий еще не воспринимается ребенком осознанно, это как бы продолжение игры «в войну».

Но всенародная трагедия неизбежно касается каждого, хотя поначалу для мальчика это просто новые «взрослые» поручения — «сторожили ящики», потом он ходил с мамой в «армейский полевой госпиталь». Осознание утраты детства приходит постепенно. Хочется читать «Жизнь животных», а приходится скручивать бинты — «тысячу штук в день!». Растет и ответственность — делать свечи из парафина и следить за тем, чтобы они долго горели.

Весь текст строится на контрасте — обычные детские желания и суровая военная реальность. Рассказчику особенно запомнился «день двенадцатилетия», когда в качестве подарка ему вручили «пачку махорки, как полноправному бойцу». Он, как и все дети, не верит в возможность умереть, но война жестока — мальчика контузило, хотя он и выжил чудом под артобстрелом. Ребенку хочется играть «веселые песни», кататься на велосипеде, забавляться детскими игрушками. Именно эти ощущения особенно запомнились ветерану в то страшное военное время.

Война отнимает у юного поколения детство, и в этом еще одна сторона её античеловечности. Эту мысль хотела донести до нас С. Алексиевич, знакомя читателей с одним из воспоминаний людей, переживших войну. Нам, к счастью, не знавшим трагедии Великой Отечественной, знать об этом особенно важно.

Рассказ ветерана напомнил мне другого двенадцатилетнего мальчика, чье детство пришлось на страшное военное время. Есть у Валентина Катаева повесть «Сын полка», в которой рассказывается об осиротевшем мальчике Ване Солнцеве. Много испытаний выпало на его долю, прежде чем он попал к разведчикам, но его возмужание и нравственное взросление неизбежны, когда рядом боевые товарищи, когда даются серьезные поручения — наблюдение за немцами в тылу врага. Обычные детские развлечения остаются в прошлом.

О войне написано очень много. Но среди рассказов о военных сражениях, подвигах и предательстве особое место занимают вот такие «детские» воспоминания. Воспоминания о детстве, которое отняла война.

Может ли рано повзрослеть ребенок на войне? сочинение ЕГЭ

Может ли рано повзрослеть ребенок на войне? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте С. А. Алексиевич.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор обращается к речи главного героя: «Попробуйте скрутить тысячу штук в день! А я наловчился еще быстрее взрослых». Эти слова свидетельствуют о том как рано мужают дети на войне, выполняя взрослую работу. Также С. А. Алексиевич обращает внимание на сложную жизнь мальчиков и девочек, забывавших радости жизни в годы войны: «Я за войну ни одной детской вещи не видел.

Забыл, что они где-то есть». Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что дети на войне могут рано повзрослеть. Также они позволяют понять позицию автора.

Позиция автора выражена в словах главного героя: «Пришлось овладеть специальностью, не предусмотренной никакими воинскими списками — делал свечки». С. А. Алексиевич считает, что ребенок может рано повзрослеть на войне и начать осваивать специальности, а также заниматься деятельностью в военное время.

Я согласна с позицией автора и считаю, что война делает ребенка старше,чем ему на самом деле лет, потому что из-за сложного военного периода у них совсем нет детства. Для того, чтобы спасти жизнь товарищу приходится принимать быстро смелые решения. В романе М. А. Шолохова «Алешкино сердце», когда политком отправил Алешку с гранатой, чтобы тот бросил в оконный проем. Как только мальчик выдергивает чеку, из сарая выходят двое бандитов, и один из них был с девочкой на руках. Алешка не мог убить ни в чем не повинного ребенка, но с гранаты уже была выдернута чека. Он лег на нее животом, но в последний миг юному Синицыну удалось оттолкнуть его и отбросить гранату в сторону.

Таким образом, дети в годы войны действительно могут повзрослеть раньше времени и стать настоящими героями.

Как война влияет на детей? сочинение ЕГЭ

Как война влияет на детей? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте С. А. Алексиевич.

Чтобы привлечь внимания читателя к поставленной проблеме, автор рассказывает историю мальчика, детство которого приходится на суровые годы Великой Отечественной войны. Его мама работает в полевом госпитале, куда она начала брать и сына. Ребенок стал «воспитанником» этого медицинского учреждения.

Автор пишет: «Одни бинты могли свести с ума». Мальчик скручивал тысячу штук в день, «наловчился еще быстрее взрослых». Затем его обязанностью стало изготовление свечей, что было даже хуже стирки и сушки бинтов. Тем самым автор показывает, что ребенок выполнял тяжелую работу наравне со взрослыми.

Кроме этого, С. А. Алексиевич пишет, что, когда мальчику исполнилось двенадцать лет, старшина вручил ему пачку махорки. Рассказчик начал курить, но «тихонько от мамы». Уже в таком раннем возрасте мальчик перенимает поведение и привычки старших. Это является следствием взрослой жизни.

Оба примера-иллюстрации доносят до читателя мысль о том, что война заставляет детей повзрослеть раньше времени.

Автор считает, что боевые действия не проходят бесследно ни для кого: ни для взрослых, ни для детей. В страшные годы войны молодое поколение не может остаться в стороне. Дети сталкиваются с непосильной работой, болью, смертью, кровью, страданиями и, как следствие, взрослеют раньше времени.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, война лишает мальчишек и девчонок счастливого детства. Они слишком рано взрослеют. Например, во время блокады Ленинграда дети работали на заводах, заменив ушедших на фронт мужчин, изготавливали боеприпасы, дежурили по ночам. Некоторые становились партизанами, разведчиками, участвовали в боевых действиях, помогали в госпиталях. Множество документальных фильмов снято на эту тему.

В заключение хочется сказать, что война — это страшное и тяжелое время, которое негативно влияет на людей всех возрастов. Она заставляет ребят взрослеть раньше времени, лишает их радостей детства. Таким образом, любой военный конфликт должен быть предотвращен.

Проблему детского мироощущения сочинение ЕГЭ

Писательница С. А. Алексиевич поднимает проблему детского мироощущения.

Эта проблема раскрывается автором на воспоминаниях мальчика о том, что он, будучи ребенком, делал, видел, слышал, чувствовал во время войны. Дети помогали взрослым готовить город к боям. Детям той поры хотелось читать книги о мирной жизни. Став воспитанником госпиталя, он готовил для перевязок бинты, делал свечи.

Мальчик вспоминал о страхе, который он испытывал. Он признается, что «с трудом к крови привык». Однажды его контузило. Но, будучи маленьким, он жил верой, что его не могут убить. Потом мальчика научили игре на разных инструментах, и он видел, как во время концертов «солдаты плакали». Ему очень хотелось увидеть детские игрушки.

Автор текста хотел сказать, что мироощущение детей во время тяжелых потрясений постепенно становится серьёзным, ответственным. Дети войны становятся похожими на взрослых людей, хотя желания, мечты остаются детскими.

С мироощущением крестьянских детишек, живших в годы существования крепостного права, нас познакомил в рассказе «Бежин луг» писатель И. С. Тургенев. Мальчики ездили в ночное караулить хозяйских коней, жгли костёр, варили картошку и рассказывали страшные истории. Ильюша поведал о домовом, которого они слышали, оставшись ночевать на фабрике. Дети слышали, как ночью двигалась вода по колесу, как кто-то ходил по лестнице, как внезапно открылась дверь. Костя рассказал историю о Гавриле-плотнике и русалке, которую он услышал от отца. Таким образом, представления об окружающем мире у детей той поры складывалось в основном на основании суеверных взглядов взрослых.

Мироощущение детей послевоенной поры, оставшихся без родителей, складывалось тоже по-взрослому. Они жили заботами о хозяйстве. Митраша научился делать деревянную посуду, а Настя заботилась о животных. О том, как жить и что делать, чтобы не голодать, Настя и Митраша узнавали от взрослых в деревне и из воспоминаний о родителях. Они помнили, как отец говорил им о пользе клюквы, о палестинке и об опасной Слепой Елани. Между братом и сестрой возникали детские ссоры. Но они быстро заканчивались. Дружней, чем эти дети, никого в деревне не было.

Во время похода за клюквой Настя и Митраша столкнулись со многими опасностями. Так писатель показал, как дети самостоятельно постигали окружающий мир с его природными богатствами.

Таким образом, у детей во время жизненных потрясений мироощущение становится более серьёзным. На окружающий мир они начинают смотреть взрослым взглядом.

Как дети справлялись с тяготами войны? сочинение ЕГЭ

Как дети справлялись с тяготами войны? Как дети взрослели на войне? Как война влияет на детей? Такими и подобными вопросами задаётся автор текста, предложенного для анализа.

Рассуждая над этой проблемой автор пишет: «Как это меня могут убить, ведь ещё столько дел не сделано?». Этой фразой Светлана Александровна Алексиевич доносит нам мысль о том, что дети, не понимавшие до конца, что такое смерть, не были готовы встретиться со всеми ужасами войны. Их неокрепшие умы не могли полностью воспринять происходящее.

«Одни бинты могли свести с ума: их всегда не хватало, приходилось стирать, сушить, скручивать», — пишет Светлана Александровна о деятельности рассказчика в военное время, обращая наше внимание на то, что на войне дети не сидели сложа руки.

Они работали. Их деятельность играла очень важную роль для всего советского народа. На них лежала огромная ответственность. Два этих факта, дополняя друг друга, позволяют понять, что на войне детям было не легче, чем взрослым, а может быть даже сложнее, ведь они не были готовы к войне ни морально, ни физически.

Позиция Светланы Александровны Алексиевич заключается в том, что у детей военного времени не было тех прекрасных ранних лет, которые постепенно делают человека взрослым. Это время у них забрала война, поэтому стать взрослыми им пришлось сразу.

Не возможно не согласиться с позицией Светланы Александровны Алексиевич. Я тоже считаю, что, лишившись детства, совсем маленькие девочки и мальчики, которым приходилось работать, не покладая рук, становились взрослыми очень быстро. Это происходило из-за того, что каждый день им приходилось переносить то, что казалось бы, перенести невозможно.

Таким образом мы можем увидеть и убедиться в том, что у войны действительно не женское лицо, дети, пережившие войну, взрослели с каждым днём, забывая про всё, что связано с детством.

Существует ли детство на войне? сочинение ЕГЭ

Война — страшное слово для каждого из нас, ведь она не щадит ни взрослых, ни детей. Существует ли детство на войне? Ответ на этот вопрос найдем в отрывке из текста советской писательницы Светланы Александровны Алексиевич.

Раскрывая данную проблему, автор повествует о мальчике, детство которого прошло в годы Великой Отечественной войны. Мы видим жизнь ребенка, ставшего воспитанником госпиталя, солдатом. Писательница отмечает, что он работал наравне со взрослыми. «Что делал? Одни бинты могли свести с ума:их всегда не хватало, приходилось стирать, сушить, скручивать… Я наловчился еще быстрее взрослых». Действительно, в такое тяжелое время дети не позволяли себе беззаботно играть, пока их отцы и деды защищали родину. Они пытались помочь им, выполняя попрой совсем недетскую работу.

Однако ребенок остается ребенком даже на войне. Автор приводит случай, когда мальчик после очередной бомбежки подбирает одну книгу «Жизнь животных». Она произвела на него большое впечатление: «не спал, читал и не мог оторваться…». Почему он выбрал именно эту книгу, а не книгу о войне? Ответ очевиден. Ребенок, уставший от ужасной войны, хочет просто насладиться красочными картинками, помечтать, а, может быть, вспомнить о своих домашних питомцах.

«Я за войну ни одной детской вещи не видел и даже как-то подзабыл что ли, что они где-то существуют — детские игрушки… Я забыл… Забыл, потому что вырос на войне…». Эти строчки полностью отображают позицию автора. На войне нет места детским игрушкам и забавам. Жестоко отбирая у ребят эти счастливые годы, она превращает их в солдат.

Я полностью согласна с мнением С. А. Алексиевич. Нам твердят, что детство — самое беззаботное время в жизни человека, наполненное радостью и светлыми моментами счастья. Но на войне свои законы. Там мальчишки и девчонки быстро взрослеют, забыв о детских играх. Мы живем в счастливое время, когда у нас и у наших родителей было полноценное детство. К большому сожалению, такой «роскоши» не было у наших бабушек и дедушек, ведь их детство пришлось на военные годы. Моей бабушке было всего 4 года, когда ёё отца забрали на фронт, а их с мамой отправили в концлагерь. Заслужила она такое детство? Да и можно такие годы, проведенные в концлагерях, назвать детством? Думаю, что нет!

Текст Алексиевич для сочинения ЕГЭ

(1)Это было красивое утро…

(2)Утреннее море. (3)Синее и спокойное. (4)Первые дни, как я приехал в детский санаторий Совет-Квадже на Чёрном море. (5)Услышали гул самолетов…

(6)Я нырнул в волны, но и там, под водой, был слышен этот гул. (7)Мы не испугались, а начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет война. (8)Не игра, не военные учения, а война. (8)Через несколько дней нас отправили по домам. (9)Я – в Ростов. (10)На город уже падали первые бомбы. (11)Все готовились к уличным боям: рыли щели, строили баррикады. (12)Учились стрелять. (13)А мы, дети, сторожили ящики, в которые складывали бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара.

(14)Все школы превратились в госпитали. (15)В нашей семидесятой школе размещался армейский полевой госпиталь для легкораненых. (16)Туда направили маму. (17)Ей разрешали и меня брать с собой, чтобы не оставался один дома. (18)А когда отступали – куда ехал госпиталь, туда ехали и мы. (19)После очередной бомбёжки запомнил груду книг среди разбитого камня, подобрал одну, она называлась «Жизнь животных». (20)Большая, с красивыми картинками. (21)Всю ночь не спал, читал и не мог оторваться… (22)Помню, что военные книжки я не взял, читать о войне уже не хотелось. (23)А вот о животных, о птицах…

(24)В ноябре сорок второго… (25) Начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, её пришлось срочно перешивать. (26)А сапоги на меня не могли найти целый месяц. (27)Так я стал воспитанником госпиталя. (28)Солдатом. (29)Что делал? (30)Одни бинты могли свести с ума. (31)Их всегда не хватало. (32)Приходилось стирать, сушить, скручивать. (33)Попробуйте скрутить тысячу штук в день! (34)А я наловчился ещё быстрее взрослых. (35)Ловко получилась и первая самокрутка… (36)В день моего двенадцатилетия старшина с улыбкой вручил мне пачку махорки, как полноправному бойцу. (37)Покуривал. (38)Тихонько от мамы. (39)Воображал, конечно. (40)Ну… и страшно… (41)Я с трудом к крови привык. (42)Боялся обожженных. (43)С черными лицами…

(44)Когда разбомбили вагоны с солью и парафином, и то и другое в дело пошло. (45)Соль – поварам, парафин – мне. (46)Пришлось овладеть специальностью, не предусмотренной никакими воинскими списками – делал свечи. (47)Это похуже бинтов! (48)Моя задача – следить, чтобы свечи долго горели, ими пользовались, когда не было электричества. (49)Врачи не прекращали операции ни под бомбежкой, ни под обстрелом. (50)Ночью только закрывали окна. (51)Завешивали простынями. (52)Одеялами.

(53)Мама плакала, а я все равно мечтал сбежать на фронт. (54)В то, что меня могут убить, не верил. (55)Послали однажды за хлебом… (56)Чуть проехали, начался артобстрел. (57)Били из минометов. (58)Сержанта убило, возницу убило, меня контузило. (59)Потерял речь, а когда через какое-то время заговорил, все равно осталось заикание. (60)Оно и сейчас у меня есть. (61)Все удивлялись, что я остался живой, а у меня было другое чувство – разве меня могут убить? (62)Как это меня могут убить? (63)Проехали мы с госпиталем всю Беларусь, Польшу… (64)Я выучил польские слова…

(65) В Варшаве… (66) Среди раненых оказался чех — тромбонист Пражской оперы. (67) Начальник обрадовался ему, и, когда тот пошёл на поправку, попросил пройти по палатам, поискать музыкантов. (68)Оркестр получился отличный. (69)Меня научили играть на альте, на гитаре научился уже сам. (70)Мы играли, а солдаты плакали. (71)Играли мы весёлые песни.

(72)Так доехали до Германии…

(73)В разбитом немецком посёлке увидел: велосипед валяется. (74)Обрадовался. (75)Сел и поехал. (76) Хорошо так идёт! (77)Я за войну ни одной детской игрушки не видел. (78)Забыл, что они где-то есть. (79)Детские игрушки…

(по С. А. Алексиевич*)

Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.

Посмотрите также на нашем сайте:

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ