сочинение егэ по тексту

Обыватель явление всемирное сочинение ЕГЭ с проблемой

Автор

ПОДЕЛИТЬСЯ

15 готовых примеров сочинений ЕГЭ 2022 4 проблемы по тексту В.В. Набокова обыватель – явление всемирное. Оно встречается во всех классах и нациях. Текст для сочинения с открытого банка ФИПИ ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс задание №27, который может встретиться на ЕГЭ.

Проблемы текста:

  • Проблема обывательства. (Кто такой обыватель?)
  • Проблема негативного влияния рекламы. (Чем вредна реклама?)
  • Проблема пошлости. (Почему пошлость безнравственна?)

Пример сочинения ЕГЭ №1

Что такое обывательская мораль? Кто такой обыватель?

Наверное, обывателем можно назвать практически каждого человека в современном нам обществе. Это обыкновенный человек, который стремится к тому, чтобы быть как все, иметь вещи, которые имеют все, выглядеть так, как выглядят все. Явление это не только российское, но общемировое.

В.В. Набоков размышляет над этой темой, выявляя характерные черты обывательщины, приводящей к «футлярности» жизни простых людей. Сами того не понимая, обыватели ограничивают свое жизненное пространство установленными кем-то рамками, общепринятыми нормами, критериями оценки.

В тексте В.В. Набокова основной становится проблема обывательской морали, замкнутости.

Автор считает, что обыватель – явление, характерно для человечества в целом. Оно встречается и среди бедняков, и среди богачей. Обыватели стремятся к приспособлению, к приобщению, их основным желанием становится «быть как все». Они приобретают ту или иную вещь вовсе не потому, что она им необходима, а потому, что она есть у соседа.

Литературные предпочтения они выбирают по такому же принципу: вовсе не являясь ценителями мастерства художников слова, они читают выборочные книги только потому, что их читают миллионы.

Ценя живопись малоизвестного автора, обыватели могут повесить в гостиной картину, которая им не очень нравится, сделают это только ради престижа.

Они – главные жертвы рекламного бизнеса. Пошлость рекламы заключается не в присвоении вещи блеска и лоска, а в уверении человека, что счастье можно купить за деньги, что покупка «возвеличивает» покупателя. В современной рекламе не осталось ничего духовного – только искусственные улыбки. Самое ужасно то, что реклама – всего лишь иллюзия, которой не верит ни покупатель, ни продавец.

У русских людей было очень точное слово для обозначения величия обывателя – пошлость. Это подделка значительности, красоты, ума, привлекательности. Автор вспоминает произведения Гоголя, Толстого и Чехова, где они обличали вульгарность и показное глубокомыслие.

В.В. Набоков негативно относится к обывателям. Это доказывают использованные им эпитеты, характеризующие мировоззрение обывателей: «заурядные, убогие мысли», «ложная, поддельная значительность», «показное глубокомыслие».

Я разделяю точку зрения автора. Мир станет слишком серым, а люди слишком одинаковыми, если все мы бездумно поддадимся рекламным предложениям или жажде быть не хуже других.

Не стоит загонять себя в рамки ненужных ограничений, иначе жизнь превратится в «футляр», как в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Главный герой и его семья путешествуют на роскошном лайнере под названием «Атлантида». Все привычки и образ жизни выдают в главном персонаже человека пошлого и ограниченного, главной целью его жизни становится материальное благо. Достигнув его, он, руководствуясь модой, отправляется в морское путешествие.

Красоты морских просторов, закаты и рассветы, свежесть морского воздуха – это нисколько не интересует человека из Сан-Франциско. Личный комфорт, вкусная еда, лучшие вина – вот то, что беспокоит главного героя и его близких.

Когда же Господин умирает, его кладут в деревянный ящик и уносят с глаз долой, чтобы он не портил вечер окружающим. В лицах его семьи нет и тени всепоглощающего горя.

Так герой оказывается в «футляре», к которому стремился всю свою сознательную жизнь.

Обличителем обывателей становится и В.В. Маяковский в своих знаменитых стихотворениях, особенно в небольшом произведении «Нате!». Сытые и довольные своей сытостью люди, презираемые лирическим героем за непонимание собственной ничтожности, не слышат «бесценных слов» поэта. Таковы настоящие обыватели.

Страшно думать о том, что кроме обывателей в мире не останется больше настоящих людей, с индивидуальными интересами и стремлениями. Хочется, чтобы мир сохранял свою уникальность для нас и наших потомков.

Пример сочинения ЕГЭ №2

Кто такой обыватель ? В.В. Набоков размышляет над этим вопросом в предложенном нам тексте.

Рассуждая над вопросом, автор говорит нам, что у обывателя материальные и статусные ценности являются ключевой целью в жизни: «Богатство и титул приводят его в восторг». Продолжая развивать мысль, автор также говорит, что обывательская натура выражается в стремлении человека казаться лучше, чем он есть на самом деле: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного обывателя – пошлость. Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».

Позиция автора ясна и выражена четко. Автор считает, что обыватель — это человек с низкими духовными потребностями, который ставит материальные блага выше других, стремиться показать обществу не свою натуру, а набор ложных качеств.

Я полностью согласен с позицией автора. Я считаю, что обыватель — это заурядная личность, стремления которой сводятся только к желанию материально обогатиться и повысить социальное положение.

Вспомним комедию «Недоросль». Простакова по натуре грубая и деспотичная, и когда она узнает, что Софье досталось наследство, то всеми способами стремиться получить его. Так, Простакова резко меняется по отношению к Софье, перестаёт хамить и грубить. Помещицу ничего не останавливает перед желанием обогатиться.

Вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». На примере Хлестакова мы можем наблюдать, как сложившиеся обстоятельства показывают обывательскую натуру мелкого чиновника. Будучи уверенным в том, что его приняли за статусного человека, он начинает этим пользоваться: открыто берет взятки, хвастается своими знакомствами, в том числе с Пушкиным, своим положением на службе. Разумеется, все его рассказы — это неправда. Они порождены лишь желанием материально обогатиться и желанием казаться значимее своего социального положения.

В заключение хотелось бы отметить, что человек должен стремиться развиваться духовно и добиваться желаемого упорным трудом, а не обманом, в первую очередь самого себя.

Пример сочинения ЕГЭ №3

Кто такой обыватель? Вот вопрос, над которым задумывается В.В.Набоков.

Размышляя над этой проблемой, автор иронично повествует о людях, встречающихся «во всех классах и нациях», испытывающих постоянную потребность «приспособиться, приобщиться, пролезть», чтобы принадлежать к «избранному кругу». Они, с презрением отмечает писатель, желают брать от жизни все самое лучшее: останавливаться в дорогих отелях, путешествовать в первоклассных лайнерах, но вот репродукции Ван Гога и Уистлера, произведения Ф. М. Достоевского и других великих классиков чужды обывателям. Чужды потому, что человеческая пошлость с ее глупостью и неспособностью видеть и понимать прекрасное — это основные черты истинной обывательщины.

Определить позицию В.В.Набокова довольно просто: обыватели — это люди, главной целью в жизни которых является материальное благополучие. Они прячут за внешним лоском свою вульгарность, бездарность, бездуховность.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, пошляк и глупец, постоянно стремящийся к сытой, полной забав и роскоши жизни, — вот он, истинный обыватель. Об этом не раз размышляли русские писатели и поэты.

Вспоминаю главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», путешествовавшего на огромном роскошном пароходе «Аталантида» со своей семьей. Главной целью в жизни этого персонажа, человека пошлого, ограниченного, всегда было материальное благополучие, достигнув которое, он отправляется вслед за другими обывателями в морское плавание. Но его и там не волнуют красоты пейзажа, прекрасные полотна… Комфорт, вкусная еда, вина, самые лучшие и дорогие, — вот все, что нужно в путешествии этому истинному обывателю.

Очень красочно и ярко обличает подобных людей В.В.Маяковский в своем стихотворении «Нате!». Сытые, вульгарные, довольные собой, так презираемые лирическим героем, они смотрят на все «устрицей из раковин вещей», не желая понимать «бесценных слов» поэта. Вот они, истинные обыватели!

Таким образом, обыватель — это человек пошлый, ограниченный, стремящийся только к материальному благополучию.

Пример сочинения ЕГЭ №4

Какого человека можно назвать обывателем? Именно на этот вопрос пытается ответить автор текста В.В. Набоков.

Рассуждая над проблемой, писатель в предложении 5 акцентирует внимание на том, что «истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей». Набоков считает, что обыватель стремится «поступать как все». На мой взгляд, автор описывает людей, которые не умеют мыслить критически. Но как можно охарактеризовать обывателя? Писатель отмечает, что «специальное название для обывателя – пошлость». Обыватели сочетают в себе «поддельную красоту, поддельный ум…». По моему мнению, пошлость губительна, она тормозит развитие человечества.

Авторская позиция ясна: человека, который стремится быть похожим на всех, можно назвать обывателем. У такого человека скудный внутренний мир.

С мнением Набокова трудно не согласиться. Действительно, отсутствие собственного мнения, поддельность – вот основные черты обывателя. В рассказе М.М. Зощенко «Передовой человек» главный герой является обывателем. Он зовёт гостей на день печати, чтобы его считали культурным человеком. Так, праздник для героя – повод для хвастовства.

В заключение стоит отметить, что обыватель – человек с ложными представлениями о мире.

Пример сочинения ЕГЭ №5

Что такое пошлость? Какого человека можно назвать пошлым человеком? Именно на эти вопросы ищет ответ В.В.Набоков, поднимая проблему пошлости.

Задумываясь над данной проблемой, автор дает четкое определение пошлости: «Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность». В.В.Набоков таким образом указывает на то, что это что-то ненастоящее, выдуманное. Еще раньше автор говорит о том, что пошлые люди – это обыватели, и описывает их как людей, которые «сотканы из заурядных, убогих мыслей». Они пытаются казаться чем-то большим, чем они есть на самом деле – стремятся приспособиться, «пролезть» в избранный круг. Автор этим еще раз показывает нам то, что мир этих людей – ложный и искусственный, здесь нет места возвышенному и духовному. Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют нам убедиться в том, что пошлость – это вся та искусственность и вульгарность, которая характерна для многих людей, не имеющих никаких возвышенных стремлений и мечтающих лишь о богатстве и титуле.

Авторская позиция заключается в том, что пошлость – это отвратительное явление любого времени, которое портит людей и окружающий мир, поэтому ее нужно изобличать и искоренять.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что с пошлостью надо бороться, ведь она предполагает в первую очередь ложь и неестественность и поэтому негативно воздействует на все общество в целом.

Хорошим примером может служить Эллочка-людоедка из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Это вульгарная, невероятно глупая женщина, которая живет за счет мужчин, в свое удовольствие, она имеет в запасе лишь 30 слов, которыми может передать все свои немногочисленные и несложные мысли. Эллочка обладает ограниченным кругозором и живет только потреблением: покупкой платьев и другими маловажными вещами. Именно такого человека и можно назвать пошлым человеком.

Подводя итог, хочется сказать, что в наше время, к сожалению, пошлость – это довольно распространенное явление. С ней, безусловно, необходимо бороться, потому что именно в пошлых людях сосредоточена вся безнравственность и глупость нашего общества. И если такие негативные качества будут распространяться, то в мире не останется ничего светлого и доброго.

Пример сочинения ЕГЭ №6

В. В. Набоков ставит в своем тексте проблему обывательского склада ума. Автор поясняет значение термина «обыватель», который можно применить ко многим жителям двадцать первого века.

Он пишет, что истинный обыватель – это человек с заурядными мыслями, разум которого всецело заточен на потреблении. Обывателям присуще стремление пробраться как можно выше, приблизиться к людям высокой должности, принадлежать к определенным кругам. Обыватели находятся в вечной гонке за приобретением вещей, которые могут поднять их социальный статус, даже если они сами в тайне предпочитают что-нибудь иное.

Неудивительно, что типичные обыватели становятся главными жертвами рекламы. Ведь их цель — идти в ногу с модой и последними трендами. Их мышление стереотипное, они почти не анализируют, а потому редко имеют собственную точку зрения.

Обывателя легко переубедить и сравнять с серой массой, которая слепо потребляет то, что диктует СМИ. Но самое печальное в том, что желанный многими, иллюзорный мир рекламы выдуман. И в тайне в него не верят ни продавцы, ни покупатели.

Я думаю, что позиция автора в данном тексте очевидна – он против обывательского образа мышления. Он считает, что обыватель сам по себе подделка: ложный ум, ложный статус. Стремление обывателей – это низменные мечты, внешний лоск, за которым ничего нет.

Я полностью разделяю позицию автора. Мне кажется, что эти люди выбрали неверный ориентир для собственного развития. Они не стоят на месте – это хорошо. Но цель продвижения должна заключаться не в том, что бы оказаться в определенных элитных кругах, а осуществить мечту, последствием которой будет высокий социальный статус и все, что к нему приложено. Целью должны быть мечты и дела, а цели обывателей – это получение последствий этих дел.

Говоря об обывателях, мне сразу вспоминается рассказ «Ионыч» А. П. Чехова. В этом рассказе показана история того, как человек с высокими целями и стремлениями превращается в обывателя. Дмитрий Ионович –врач, который мечтает помогать людям. Он молод и влюблен, мечтает жениться, но внезапно получает отказ. Это разочарование вызвало у него душевный упадок, депрессию. Шли годы, и профессия стала для него обычным заработком, прежние мечты о свадьбе рассеялись в прах, и он даже стал рад, что не женился в молодости. А. П. Чехов показывает, насколько страшен такой нравственный упадок и призывает не повторять ошибок Д. И. Старцева.

Каждому человеку, в той или иной степени присуща обывательская натура. Каждый, наверное, хоть раз покупал себе в магазине вещь, которая в глубине души ему не нравилась, но делала лучше в глазах сверстников. Каждый старался выучить сложное научное словечко, чтобы блеснуть им в диалоге. В. В. Набоков отлично показал, насколько ложен обывательский ум. И я думаю, что время от времени каждому стоит останавливаться, и спрашивать самого себя: «К чему я стремлюсь?», «Помню ли я свои настоящие интересы?», «Что меня окружает, не навязано ли это рекламой?». И если не забывать анализировать самого себя, и свои поступки, то обывателя можно навсегда искоренить в самом себе.

Пример сочинения ЕГЭ №7

Какого человека можно назвать пошлым обывателем?

Писатели МАССОЛИТа из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» являются не настоящими служителями литературного искусства, а людьми, озабоченными получением квартир, дач, отпусков. Автор призывает на помощь Воланда, для того чтобы разоблачить обывательскую сущность деятелей культуры и показать, что они ничем не лучше москвичей, посетивших Варьете. 

Таким образом, М.А.Булгаков, на мой взгляд, обличает мелочные интересы, на первый взгляд, культурных людей. Кроме того, невозможно отрицать и того, что обывательство — явление поистине всепоглощающее, а потому коренным образом может изменить жизнь человека. Вспомним молодого перспективного врача Старцева, который после знакомства с Туркиными, превращается в Ионыча из одноименного рассказа А.П.Чехова. За определенно небольшой период времени произошла духовная деградацию персонажа: главный герой обрюзг, стал раздражителен, угрюм, необщителен, весь смысл его жизни сосредоточился в пересчитывании заработанного за день.

Так А.П. Чехов, на мой взгляд, показывает негативное влияние обывательщины на судьбу и характер человека.

Таким образом, пошлые люди отличаются не только своим узким кругозором, но и отрицательно воздействуют на окружающих.

Пример сочинения ЕГЭ №8

Каких людей можно назвать обывателями? Такой вопрос возникает у меня по прочтении текста Набокова.

Размышляя над данной проблемой, автор раскрывает её на примере собственных рассуждений. В самом начале писатель отмечает, что «истинный обыватель весь соткан из… убогих мыслей», тем самым показывая, что обыватели вовсе не хотят размышлять о чем-либо. Также Набоков акцентирует наше внимание на определение обывателя, которое является пошлость. Он отмечает, что «это главным образом ложная, поддельная значимость, поддельная красота, поддельный ум», Тем самым показывая, что обыватель – это человек полный рассуждений, которые не ведут ни к чему хорошему. Оба приведённых примера показывают, что поддельная сущность человека может настолько проникнуть глубоко в человека, что до него становится обыденным вся ложь и обман.

Позиция автора мне понятна: обыватели являются теми людьми, которые имеют заурядные мысли, и именно такие люди способны поддаваться ложным ценностям.

Я согласна с позиции автора: Обыватели стремятся быть такими как все, не стремятся выделяться из толпы.

На память приходит рассказ Чехова “Ионыч“, в котором главный герой, врач Дмитрий Ионыч Старцев, столкнулся с бездарными людьми, лишенных каких-либо интересов в жизни. Постепенно он привыкает этой спокойной атмосфере и начинает осознавать, что для понимания жизни горожан нужно стать одним из них: он привыкает к покою, его удовлетворяет доход от больных. Чувства к Кате потрясли его, однако для Старцева мнение окружающих важнее, так как оно играет огромную роль в его жизни. Впоследствии он стал обывателем и вовсе перестал думать, ничем не интересовался, потратил все свои таланты. Всё, что отличало его от остальных исчезло, и Старцев стал обычным Ионычем.

В заключение хочется сказать, что явление, которое несёт за собой предательство, ложь и поддельность, к сожалению, все чаще включаются в нашей жизни. Человеку необходимо бороться с этим, и тогда его жизнь и жизнь окружающих может приобрести новые краски. 

Пример сочинения ЕГЭ №9

Какого человека можно назвать обывателем? Этот вопрос рассматривает В. В. Набоков, автор предложенного для анализа текста.

Проследим, как публицист раскрывает поставленную проблему. Во-первых, В. В. Набоков отмечает, что обыватель всегда стремится «приспособиться» и «пролезть» и является приверженцем «утилитарных, материальных ценностей». Поэтому, если такой человек приобщается к искусству, то делает это только «для престижа».

Так автор помогает читателю понять, что обывателей не волнует духовная сторона жизни. Во-вторых, публицист обращает внимание на то, что к обывателям применимо понятие «пошлость», предполагающее «внешнюю сторону, фасад, внешний лоск». В. В. Набоков показывает: обывателя характеризует стремление казаться, а не быть. Публицист приводит эти примеры, которые дополняют друг друга, чтобы показать характерные особенности обывателей.

Позиция автора ясна. В. В. Набоков считает, что обывателем можно назвать человека, который стремится казаться высокоразвитым, но на самом деле интересуется только материальной стороной жизни и не имеет духовных интересов.

Я разделяю позицию автора. Действительно, обыватель не имеет высших стремлений, его главной ценностью является финансовое благополучие. Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Одного из персонажей произведения, Альфонса Берга, можно назвать обывателем. Так, во время Отечественной войны, когда весь народ направил силы на спасение Родины, герой занимался тем, что за небольшую цену скупал мебель. Его не волновала судьба России, поскольку Берга интересовала только личная выгода.

Таким образом, обывателем можно назвать пошлого человека, который тратит силы на то, чтобы казаться успешным, благополучным. Такой человек может делать вид, что проявляет интерес к искусству, но в действительности его не волнует духовная сторона жизни.

Пример сочинения ЕГЭ №10

Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме обывательства, которая была актуальна на протяжении всего времени.

В своём тексте В. Набоков показывает читателям, что обывательство — это довольно распространённое явление, которое характеризуется стремлением «приспособиться, приобщиться, пролезть» в избранный круг. Это мы можем заметить, когда автор рассуждает об обываетеле, который, разрываясь между стремлением поступать как все, «приобретает ту или иную вещь, потому что она есть у миллионов…».

Продолжая аргументировать свою точку зрения, автор говорит читателю о том, что обыватель переступит даже через свои предпочтения ради того, чтобы создать фальшивую оболочку и «внешний лоск». 

«Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника». Эти примеры, дополняя друг друга, показывают нам всю сущность обывателей и явления обывательства в целом. Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: писатель осуждает обывателей за их заурядные и убогие мысли и негативно относится к самому явлению обывательства.

Я согласен с позицией Набокова. Обыватели — это люди, которые не пытаются понять свою индивидуальность и не развивают себя как личность. Сами ограничивая себя, они отказываются от полноценной, насыщенной жизни.

На уроке литературы я познакомился с произведением А. П. Чехова «Ионыч». Идеальным примером обывателя может послужить главный герой этого произведения — Старцев, который в ходе сюжета рассказа регрессирует от Дмитрия Ионовича до Ионыча, утрачивает своё собственное мнение и человеческую личность. Интересы Старцева точно такие же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. Он уже имеет два имения и присматривает третье. Каков итог его обывательской жизни? Старцев одинок, живётся ему скучно, и ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей. Ничто из этого не делает его счастливым и порядочным человеком.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что несмотря на всю негативную сущность обывательства и мещанства, обыватели всегда будут среди нас, так как всегда есть люди, которые не способны раскрыть себя, как индивидуальность и личность. Это очень грустно, потому что в нравственном образе этих людей нет ничего хорошего по той причине, что они закрывают глаза на прекрасные и истинные ценности и идеалы.

Пример сочинения ЕГЭ №11

Писатель В.В. Набоков в предложенном для анализа тексте размышляет над проблемой обывательщины. Он иронично пишет о людях, которые встречаются «во всех классах и нациях», готовых «приспособиться, приобщиться, пролезть» ради принадлежности к «избранному кругу».

Автор с презрением отмечает, что обыватели хотят брать от жизни лучшие блага: жить в фешенебельных отелях, путешествовать первоклассными лайнерами, однако живопись выдающихся художников и произведения признанных классиков чужды для них.

Мещанская пошлость и глупость не способны понять и оценить прекрасное – в этом проявляются основные черты обывательщины.

Позиция Набокова выражена довольно ясно: писатель относит к обывателям людей, жизненная цель которых заключается в материальном благополучии. Но за внешним лоском и успешностью прячется бездарность, вульгарность и бездуховность. Полностью разделяю мнение автора. Действительно, пошляки и глупцы, стремящиеся к роскошной жизни, и есть истинные обыватели.

Литературные классики нередко поднимали тему обывательщины в своих произведениях. В рассказе «Госодин из Сан-Франциско» И.А.Бунин изобразил богатого, но ограниченного героя, посвятившего жизнь накоплению капитала. Наконец миллионер решил сделать отдых и отправился с семьей в морской круиз на лайнере «Атлантида». Но даже на палубе корабля его нисколько не трогают морские пейзажи, а прекрасные полотна не вызывают радостных эмоций. Главное для миллиардера-обывателя – личный комфорт, хорошая кухня и дорогие вина. В итоге, несмотря на тугой кошелек, герой умирает, так и не познав простых радостей жизни.

Красочно обличает обывателей В.В.Маяковский в стихотворении «Нате!». Презираемые лирическим героем вульгарные и сытые обыватели смотрят на мир «устрицей из раковин вещей». Довольные собой мещане не желают даже слышать «бесценных слов» поэта.

Таким образом, можно констатировать, что обывательщина ограничивает круг интересов человека, не дает ему развиваться, сосредотачивая все мысли вокруг материальных благ. Не следует поддаваться этому заманчивому чувству, дабы не погрязнуть в обывательщине и не прослыть косным и пошлым мещанином.

Пример сочинения ЕГЭ №12

Нравственный выбор играет важную роль в жизни каждого человека. Одни ставят на первый план человечность ,а другие материальные ценности, внешний вид.

В данном тексте В.Набоков поднимает проблему обывательщины. Эта тема особенно актуальна в наше время, так как современное общество предпочитает престиж и деньги, нежели стремление к воплощению мечты. С помощью данного текста В.Набоков показывает, как обыватель ради приближения к вульгарной элите готов отбросить все то нравственное, что в нем есть, оставив «заурядные, убогие мысли». Ради престижа он повесит картину известного художника, предпочитая ему другого. Автор считает, что обыватели следуют ложному, поддельному нравственному пути. Эти люди стремятся к приспособленчеству, стремятся быть как все, обладать тем, что есть у других вместо того, чтобы познавать собственную индивидуальность, развивать свой вкус, духовный мир.

Я полностью согласен с мнением В.Набокова, так как гораздо важнее развивать в себе индивидуальность, нежели быть как все. Поэтому не следует придерживаться планов тех людей, которые ради богатства и репутации отказались от собственного счастья. Данную проблему можно наблюдать в произведении И.А.Гончарова «Обломов». Главный герой Обломов почти все время проводит в постели. Он мало чем интересуется, ему хочется просто спать в своей кровати. Обломов равнодушно относится ко многим вещам: не хочет читать книги, не хочет видиться со знакомыми. Даже такое искреннее чувство как любовь не смогло его исправить. Подобную проблему можно наблюдать и в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров, который все свое время отдавал науке, был нигилистом. Он верил только в правдивость науки. Религия и любовь для него пустой звук. Но встретив Одинцову, он влюбляется. Любовь к ней полностью изменила его мировоззрение.

В заключение мне бы хотелось сказать, что обыватели всегда будут среди нас, так как есть люди, которые не в силах раскрыться как индивидуальность. И эти люди могут выбрать для себя совершенно ложный путь.

Пример сочинения ЕГЭ №13

Кого можно назвать обывателем? Именно эту проблему поднимает в своем тексте русский и американский писатель В.В. Набоков.

Автор не случайно обращается к этой проблеме .Размышляя над ней , он подчеркивает, что «истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них , у него ничего нет». Действительно, этим автор нам показывает, что обыватель — это человек практически с пустой душой. Его мировоззрение состоит из лжи и лицемерия, которые убивают всю душевную чистоту человека.

Мне кажется, особенно важной мысль Набокова о том, что у русских есть свое понятие обывателя, которое называется пошлостью. И автор отмечает , что «это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность». Это еще раз доказывает нам, что обыватель-это ненастоящее, это все обман. Обман, который не ведет ни к чему хорошему и положительному.

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать всю глубину этой проблемы, ведь порой поддельная сущность человека до такой степени пронизывает его, что он перестает это замечать. Для него становится обыденным вся эта ложь и поддельность.

Исходя из всего вышесказанного, позиция автора может быть сформулирована следующим образом: обыватель полон гнилых мыслей, которые могут скрываться за любой внешностью. Я полностью согласна с мнением автора, и также считаю, что в нашем мире обыватель играет отрицательную роль, ведь эти черты характера убивают человека изнутри. Он перестает осознавать последовательность своих действий, которые ведут к разрушению других людей.

Таким образом, в заключении мне бы хотелось сказать, что, к сожалению, в нашей жизни все чаще встречается такое явление, как обыватель. Явление, которое несет в себе предательство, ложь и поддельность. Я считаю, что нам необходимо искоренить из жизни это качество, тогда наш мир действительно приобретет иной смысл.

Пример сочинения ЕГЭ №14

Кто такой обыватель? Как часто он встречается среди людей? Что должен делать человек, чтобы не стать им? Эти и другие вопросы затрагивает В.В. Набоков. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему обывательства.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассуждает о людях, которые имеют обывательские пороки. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день, так как обыватели встречаются во всех социальных классах и нациях: «Обыватель — явление всемирное». Писатель вовлекает читателей в круг переживаний своих переживаний, рассуждая о таких людях: «Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника».

Позиция автора текста выражена ясно и однозначно. В.В. Набоков негативно относится к обывателям, описывая их «вульгарными», «пошлыми». Автор приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что нужно задуматься над своим поведением, нет ли в нем черты обывательского характера.

С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто-то будет отрицать то, что обывательские черты характера – это одни из негативных признаков в людях. Они вызывают отвращение, жалость. Я считаю, что люди с таким качеством характера должны перебороть обывательские черты, «очиститься» от них.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, как и большинство молодых людей в то время, хотел повторить славу Наполеона, мнил себе способным на большее: преступить через человеческую жизнь. Но в конце произведения Раскольников после раскаяния смог заметить свои обывательские пороки и начать исправлять их.

В качестве аргумента приведу следующий литературный пример. В стихотворении В.Маяковского «Гимн судье» лирический герой протестует против обывательства. Отгородившись от жизни, ее требований и проблем, этот «ученый» становится обывателем, существом, равнодушное ко всему : временам года, любви, политике.

Я с интересом прочитала текст В.В.Набокова и надеюсь, что читатели задумаются над проблемой, поднятой автором, и поймут, что обывательские черты характера не должны «жить» в душе хорошего человека. А если они есть, то необходимо их исключить.

Пример сочинения ЕГЭ №15

Какого человека можно назвать пошлым обывателем? Вот основной вопрос, поставленный В.Набоковым в предложенном для анализа тексте.

Интересно проследить, как автор раскрывает данную проблему и приводит нас к пониманию своей позиции. В начале текста писатель акцентирует внимание читателя на качествах, которые присущи как французскому бюрократу, так и американскому пастырю: «не отличает одного автора от другого», «не интересуется живописью», но вешает в гостиной репродукцию Ван Гога «престижа ради», приобретает ту или иную вещь, потому что она есть у миллионов, — с единственной целью: показать всеохватность такого явления как обывательство . Далее, В.Набоков включает в свой текст размышления о рекламном бизнесе, для того чтобы показать потребительское отношение «пошляка» к жизни, уверенного в том, что «человеческое счастье можно купить». В финале предложенного отрывка автор снова акцентирует наше внимание на мысли о том, что вульгарные люди «есть всюду — и в Америке, и в Европе», чтобы окончательно убедить читателя в огромных масштабах распространения обывательщины.

Позиция писателя ясна. В.Набоков убежден в том, что истинный обыватель — это человек, лишенный собственного мнения, находящийся под влиянием рекламы, пытающийся скрыть свои заурядные мысли за внешним лоском.

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Я также считаю: желание прикрыть отсутствие подлинных интересов нарочитой интеллигентностью — главное качество обывателя. Так, писатели МАССОЛИТа из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» являются не настоящими служителями литературного искусства, а людьми, озабоченными получением квартир, дач, отпусков. Автор призывает на помощь Воланда, для того чтобы разоблачить обывательскую сущность деятелей культуры и показать, что они ничем не лучше москвичей, посетивших Варьете. Таким образом, М.А.Булгаков, на мой взгляд, обличает мелочные интересы, на первый взгляд, культурных людей.

Кроме того, невозможно отрицать и того, что обывательство — явление поистине всепоглощающее, а потому коренным образом может изменить жизнь человека. Вспомним молодого перспективного врача Старцева, который после знакомства с Туркиными, превращается в Ионыча из одноименного рассказа А.П.Чехова. За определенно небольшой период времени произошла духовная деградацию персонажа: главный герой обрюзг, стал раздражителен, угрюм, необщителен, весь смысл его жизни сосредоточился в пересчитывании заработанного за день. Так А.П. Чехов, на мой взгляд, показывает негативное влияние обывательщины на судьбу и характер человека.

Таким образом, пошлые люди отличаются не только своим узким кругозором, но и отрицательно воздействуют на окружающих.

Пример сочинения ЕГЭ №16

Кто такой обыватель – вот проблема, которую ставит в тексте В.В.Набоков.

Автор, рассуждая над этим вопросом, говорит, что настоящий обыватель обладает неизменной потребностью приспособиться, приобщиться к чему-либо, при этом он «разрывается между стремлением поступить как все и приобретает ту или иную вещь, которая есть у миллионов и желанием принадлежать к определённому кругу». Приобретает потому, что он хочет быть как все и не выделяться от остальных, а принадлежать к какой-нибудь организации из-за того, что жаждет поднять свой социальный статус. Все типичные обыватели «легко становятся жертвами рекламного бизнеса». Становятся потому, что они привержены материальным ценностям, очень часто не имеют собственной точки зрения и их мышление стереотипное. А реклама пользуется этим.

Два примера – иллюстрации, приведённые мною, показывая потребности и желания обывателя, обнажают его духовную суть.

Позицию автора определить не сложно: истинный обыватель — человек, сотканный из убогих, заурядных мыслей, которым владеет страсть приспособленчества, это человек, приверженный материальным ценностям, жертва господствующей везде рекламы. Я согласен с мнением писателя и считаю, что человек, преклоняющийся перед материальными благами, высоким статусом в обществе и перед вездесущей рекламой, и есть обыватель.

Таким образом, истинный обыватель – это человек, которого «богатство и титул приводят» в восторг, а стремление быть выше в глазах других становится у него чуть ли не целью жизнью .

Полный текст В. В. Набокова для сочинения:

(1)Обыватель — явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (3)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда. (5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет. (6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу.

(7)Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг. (9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого; читает он мало и всегда с определённой целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника. (11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы.

(14)Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя. (15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден — каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это — теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование втайне не верят ни продавцы, ни покупатели. (18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного обывателя — пошлость.

(19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Всё подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск. (23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду, в любой стране — и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы. (По В. В. Набокову*) *

Владимир Владимирович Набоков (1899–1977 гг.) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

Позиция автора:

  • Истинный обыватель — человек, сотканный из убогих, заурядных мыслей, которым владеет страсть приспособленчества, это человек, приверженный материальным ценностям.
  • Рекламный бизнес создаёт иллюзорное счастье и превращает своего потребителя в жертву рекламы.
  • Пошлость безнравственна, потому что выхолащивает суть явлений и вещей, привлекая внимание лишь к их внешнему лоску.