сочинение егэ русский язык 11 класс по тексту

Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? Сочинение ЕГЭ по тексту Чехова

Автор

Сочинение по тексту Чехова А.П каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? 2 вариант нового сборника Дощинского Р.А Цыбулько для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение рассуждение по проблеме исходного текста с аргументами и примерами из русской и зарубежной произведений литературы.

Сочинение ЕГЭ

А.П. Чехов в предложенном фрагменте пьесы «Дядя Ваня» ставит следующий проблемный вопрос: «Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам?»

Позиция автора выражена в монологе одного из героев произведения Астрова: потребительское отношение людей к природе объясняется их стремлением «утолить голод, согреться… не думая о завтрашнем дне». Беднейшие слои населения проявляют невежество, а просвещённая часть общества обнаруживает равнодушное отношение к происходящему. Приведу примеры-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие авторскую позицию.

В начале фрагмента Астров показывает Елене Андреевне картограмму, обращая внимание на то, каким был их уезд ещё несколько лет назад. Герой отмечает, что в этом ныне опустевшем месте водились разные животные и птицы, а половину площади занимал лес. Это картина абсолютного процветания в природном мире. Приведённый пример позволяет понять, какой была деревенская жизнь до вмешательства в неё человека, деятельность которого оказалась разрушительной.

Далее Астров сравнивает нынешнее положение с прошлым и замечает, что в настоящем картина существенным образом изменилась, причём в худшую сторону. Всё это можно было бы объяснить и даже оправдать культурным влиянием, техническим прогрессом. Однако чеховский герой делает акцент на том, что на месте истреблённых лесов никто ничего не построил: «Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего». С помощью этого примера автор подчёркивает: варварское отношение к природным богатствам объясняется безразличием человека, а в некоторых случаях – отсутствием самосознания.

Второй пример противопоставляется первому, что позволяет автору проследить за ходом «постепенного и несомненного вырождения». За несколько лет природный мир деревни буквально разрушился под влиянием варварских действий человека-потребителя. Использованная антитеза помогает увидеть эти кардинальные изменения и понять, к каким последствиям приводит наша беспечность по отношению к природе.

Нельзя не согласиться с точкой зрения А.П. Чехова. Я считаю, что уничтожение флоры и фауны – это актуальная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями. Ни в коем случае нельзя быть невежественными в обращении с природой, ведь без неё мы не сможем существовать. Некоторые животные в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. Например, серым китам был присвоен статус наиболее уязвимых, потому что с каждым годом их численность всё сильнее сокращается. Киты массово выбрасываются на берег, и одной из причин может быть загрязнение Мирового океана. Разрушительная деятельность человека способна приблизить их вымирание, а между тем киты приносят океану и людям огромную пользу.

Таким образом, человек не должен лишь потреблять ресурсы, данные ему природой, необходимо с уважением относиться к её богатствам и делать всё возможное, чтобы их сохранить.

Сочинение-рассуждение

В тексте А.П. Чехова доктор Астров поднимает актуальную проблему варварского отношения людей к природным ресурсам и его причин. Через диалог с Еленой Андреевной он рассуждает о том, как безразличие и пренебрежение к природе приводят к постепенному вырождению и исчезновению некогда богатых и плодородных земель. Чехов показывает, что такое отношение к природе основано на невежестве, отсутствии самосознания и низком уровне жизни, что заставляет людей разрушать то, что они не способны восстановить.

Позиция автора выражена устами Астрова, который подчеркивает, что причиной вырождения природы является бесхозяйственное отношение людей, связанное с их тяжелыми условиями жизни и невежством. По мнению Чехова, люди наносят вред окружающей среде не столько из злого умысла, сколько из-за необходимости выживания. В предложении 41 герой отмечает: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания». Астров объясняет, что человек, вынужденный бороться за выживание, инстинктивно разрушает природу, не задумываясь о последствиях. Эта мысль подкрепляется в предложении 42: «Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего». Чехов, таким образом, показывает, что причины варварского отношения к природе кроются в социальном неблагополучии и невежестве, которые вынуждают людей уничтожать ресурсы, не задумываясь о будущем.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что варварское отношение к природе действительно часто обусловлено бедностью и отсутствием образования. Люди, лишенные средств к достойной жизни, редко задумываются о последствиях своих действий, ведь их основная цель — выжить. Примером этому может служить повесть Михаила Шолохова «Судьба человека», где герой Андрей Соколов, оказавшись в условиях крайней нужды и войны, вынужден принимать тяжелые решения ради выживания, не задумываясь о последствиях. Трагичность его судьбы подчеркивает, как суровые условия жизни могут заставить человека действовать против своей природы и моральных ценностей, что аналогично бесхозяйственному отношению к природным богатствам в силу социальных обстоятельств.

Другой пример можно найти в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева». Герои книги, лишенные земли и работы из-за Великой депрессии, вынуждены переезжать, чтобы прокормить свои семьи, уничтожая и истощая ресурсы на новых землях. Эта миграция не оставляет им выбора, кроме как эксплуатировать землю без сожаления. Подобное отношение продиктовано не злым умыслом, а тяжелейшими условиями жизни и отсутствием альтернатив.

Таким образом, я согласен с Чеховым, что причины варварского отношения к природным богатствам чаще всего связаны с нищетой, отсутствием образования и осознания важности сохранения природы. Если бы люди жили в лучших условиях и имели доступ к знаниям, они могли бы проявить больше заботы о своем окружении. Устойчивое развитие общества невозможно без гармоничного отношения к природе, и для этого необходимо поднимать уровень жизни и просвещать людей о важности сохранения природных ресурсов.

3 пример сочинения для 11 класс

Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? А.П. Чехов убежден в том, что подобное отношение к природе обусловлено невежеством и отсутствием самосознания у беднейших слоев населения. Проследим, как авторская позиция раскрывается в тексте.

Автор рассуждает о проблеме, используя форму диалога между двумя образованными людьми – Астровым и Еленой Андреевной. В приведенном фрагменте представлены монологи Астрова, который рассказывает собеседнице о состоянии местной природы. Астров демонстрирует карты местности: 50 лет назад здесь были цветущие луга, леса, озера, полные рыбы. Край славился богатейшей природой. Но уже на карте, составленной 25 лет назад, заметно, что природа оскудела: леса вырубаются, звери и птицы истребляются. Современное состояние природы еще более удручает: лесов почти не осталось, исчезли многие виды животных и птиц. Налицо картина «постепенного и несомненного вырождения». Читателю становится понятно, что безрассудные действия местного населения нанесли природе непоправимый ущерб. Астров говорит об этом с горечью, его прогнозы неутешительны: через 10-15 лет природа в этих краях будет погублена полностью.

Обращаясь к собеседнице, Астров словно предвидит ее возможное возражение: может быть, природные богатства растрачены не напрасно и люди употребили ресурсы себе во благо? Нет. Астров подчеркивает, что жизнь людей за последние 50 лет лучше не стала: «В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары…» Получается, люди много лет губили природу ради удовлетворения насущных потребностей, не задумываясь о будущем родного края. Астров не находит оправданий такому поведению, но в его репликах читатель улавливает жалость и сочувствие к местному населению: крестьяне не виноваты в том, что в борьбе за существование вырубали леса и истребляли птиц. Устами Астрова Чехов доносит до читателя мысль о том, что неблагоприятная социальная ситуация, преступное бездействие властей и образованных слоев населения привели к тому, что крестьяне были вынуждены варварски губить природу.

Приведенные примеры-иллюстрации находятся в уступительной связи: несмотря на то что природные богатства безжалостно расхищались в течение многих лет, жизнь людей в уезде не улучшилась. С помощью примеров-иллюстраций Чехов убедительно доказывает мысль о том, что люди, наносящие вред природе, поступают так вследствие низкого самосознания, необразованности и потребительского отношения к миру.

С точкой зрения автора трудно не согласиться. Действительно, люди часто вредят природе, руководствуясь сиюминутными желаниями, в погоне за прибылью или комфортом. Так, в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» описан случай, когда туристы облили бензином и подожгли муравейник, чтобы на его месте поставить палатку. Так поступить могли только невежественные и жестокие люди, не понимающие, насколько важно бережно относиться к природе.

Сегодня много внимания уделяется экологическому просвещению. Искренне хочется верить, что потребительское, безответственное отношение к окружающему миру осталось в прошлом. Наша жизнь улучшается, а вместе с ней растет и уровень экологической культуры общества. Надеюсь, что забота о природе когда-нибудь станет значимой нравственной ценностью для каждого человека.

4 вариант сочинения

Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? Этот вопрос поставлен в отрывке из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня».

Раскрывая проблему бесхозяйственного, варварского отношения к природным хозяйствам, автор использует форму монолога. Его герой – доктор Астров – с сожалением говорит о том, как изменилась картина уезда за последние пятьдесят лет. Он представляет профессорской жене Елене Андреевне свою картографию. По ней видно, что прежде половина площади уезда была занята лесом, где водились лоси, козы, а на озере жили лебеди, гуси, утки. По воспоминаниям стариков, в этих местах «птицы всякой было видимо-невидимо: носилась она тучей». А спустя двадцать пять лет лес уже занимал только треть площади, исчезли козы. Эти примеры ясно говорят о том, что человек бездумно истребляет леса, а вместе с этим исчезают животные и птицы, что ведёт к разрушению окружающего мира.

Продолжая раскрывать печальную картину уничтожения природы в уезде, Астров говорит, что исчезли лоси, лебеди, глухари, а «от прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет». Таким образом, нам представлена «картина постепенного и несомненного вырождения» уезда, а на месте истреблённых лесов не создаётся ничего нового. Оба примера дополняют друг друга, расширяя наше представление об отрицательном воздействии человека на природу.

Автор считает, что уничтожение природы ведёт к вырождению. Варварское отношение к лесам, животным и птицам он объясняет вместе со своим героем Астровым косностью, невежеством, полнейшим отсутствием самосознания.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, бедные жители деревень живут в холоде и голоде, пытаются спасти своих детей и бессознательно хватаются за всё, что может утолить голод и согреть. Стремясь выжить, они не думают о завтрашнем дне, разрушают всё в природе, ничего не создавая взамен.

Приведу пример из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Малиновые горы». В нём противопоставлены два героя. Старик Сохач живёт в лесной избушке около Малиновых гор. Весной он восхищается красотой пробудившейся от зимнего сна природы, считает, что в этот период грех убивать птиц: глухарей, тетеревов, которые пережили суровую зиму и радуются весеннему солнцу. Но охотник Тарас Семёнович безжалостно убивает глухарей и тетеревов, не понимая, что он наносит непоправимый ущерб природе.

В заключение хочу подчеркнуть, что человек тесно связан с природой. Разрушая её, он причиняет вред себе. Нужно беречь окружающий мир.

5 сочинение ЕГЭ

Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? Почему человек уничтожает природу, вырубает леса, губит животных и птиц? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Чехова.

Авторская позиция заключается в следующем: причины бесхозяйственного отношения к природным ресурсам в невежестве, в косности, отсутствии самосознания, в неспособности думать о завтрашнем дне. Раскрывая причины варварского отношения к природным богатствам, автор использует монолог своего героя.

Доктор Астров демонстрирует жене профессора Елене Андреевне картограмму уезда за последние пятьдесят лет. Сначала половина территории была занята лесом, где водились лоси, козы, а на озёрах было много всякой птицы. Спустя десятилетия под лесом осталась только треть площади, а животные и птицы исчезли. Этот пример ясно говорит о том, что человек потребительски относится к природе, вырубает деревья, убивает животных и птиц. Нарисовав такую печальную картину, Астров пытается выявить причины такого губительного отношения к природе.

Он объясняет это голодом, нищетой, невежеством самосознания крестьян, которые думают только о сегодняшнем дне. Из этого следует, что в борьбе за существование бедные люди не думают о будущем, они борются за своё существование и разрушают всё, ничего не создавая взамен. Оба примера находятся в причинно-следственной связи. Сначала герой Чехова рисует печальную картину разрушительного воздействия человека на природу, а затем раскрывает причины такого варварского отношения к окружающему миру.

Я согласна с мнением автора. Действительно, человек уничтожает природу, потому что борьба за существование заставляет людей бессознательно хвататься за всё, чем только можно утолить голод, согреться.

Чтобы подтвердить эту мысль, приведу пример из рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Главный герой гробовщик Яков по прозвищу Бронза после смерти жены впервые спустя сорок лет оказался на реке. Он был поражён теми изменениями, которые произошли за это время. На противоположном берегу нет уже берёзовой рощи, лишь виднеются два-три чахлых деревца. Он понял, что от человеческой деятельности природе наносится один вред.

В заключение хочу подчеркнуть, что мы должны беречь природу и сохранить её для следующих поколений.

6 сочинение ЕГЭ

Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природе? Ответ на этот вопрос дает русский писатель Антон Павлович Чехов. Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора. Текст начинается с повествования, как Астров показывает Елене Андреевне картограмму.

В ходе изучения которой обнаруживается, что в течение 50 лет с изображения уезда исчезла «зеленая краска», которая обозначала лесистую местность, пропали лоси, лебеди и глухари, а от прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет. «В общем, картина постепенного и несомненного вырождения, которому, по-видимому, останется ещё каких-нибудь 10-15 лет, чтобы стать полным», — так комментирует данную ситуацию Астров. Варварское отношение к природе первоначально объясняется тем, что это культурное влияние, но, к сожалению, причина далеко не в этом, так как на месте истребленных лесов не пролегли шоссе, железные дороги, не появились заводы, фабрики и школы. А. П. Чехов поясняет читателю, что старая жизнь должна уступать место новой, но люди не всегда истребляют природу из подобных побуждений.

Этот пример показывает, что, уничтожая природу, человек может руководствоваться разными намерениями, в том числе и позитивными. Перед читателем воссоздается страшная картина: «в уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары». Со слов чеховского героя становится ясно, что «тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование». Так читатель понимает, что причинами бесхозяйственного отношения могут стать косность, невежество и полнейшее отсутствие самосознания.

Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Первый показывает осознанную преобразовательную деятельность человека, который желает совершенствовать этот мир. Второй демонстрирует инстинктивные и бессознательные попытки удовлетворить свои потребности человеком, что не заботится о своем будущем.

Не могу не согласиться с позицией автора: разумеется, люди, уничтожающие природу, делятся на тех, что думают о завтрашнем дне, и тех, кого это не заботит. В правильности этого суждения убеждает сама жизнь. Я живу в Псковской области, где не так давно строители приступили к вырубке большого лесного участка для строительства будущего лагеря, в котором будут осуществляться образовательные программы для одаренных детей, обладающих успехами в учебе. Так люди преобразовывают мир вокруг для развития общества. Но помимо этого, каждый год в нашей области транслируются новости о незаконной вырубке елей в период новогодних праздников, что демонстрирует варварское отношение к природе в погоне за удовлетворением незначительной потребности.

Подводя итоги размышлениям, хочется выразить надежду на то, что в современном мире человек будет осознаннее относиться к миру вокруг себя и беречь ограниченные природные богатства.

Текст Чехова А.П

Астров (входит с картограммой). (1)Добрый день! (Пожимает руку.) (2)Вы хотели видеть мою живопись  Елена Андреевна. (З)Вчера вы обещали показать мне свои работы… (4)Вы свободны? Астров. (5)О, конечно. (Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет её кнопками.) (6)Вы где родились? Елена Андреевна (помогая ему). (7)В Петербурге. Астров. (8)А получили образование? Елена Андреевна. (9)В консерватории. Астров. (10)Для вас, пожалуй, это неинтересно. Елена Андреевна. (П)Почему? (12)Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.

Астров. (13)3десь в доме есть мой собственный стол… (14)В комнате у Ивана Петровича. (15)Когда я утомлюсь совершенно, до полного отупения, то всё бросаю и бегу сюда, и вот забавляюсь этой штукой час-другой… (16)Иван Петрович и Софья Александровна щёлкают на счётах, а я сижу подле них за своим столом и мажу — и мне тепло, покойно, и сверчок кричит. (17)Но это удовольствие я позволяю себе не часто, раз в месяц… (Показывая на картограмме.) (18)Теперь смотрите сюда. (19)Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. (20)Тёмно- и светло-зелёная краска означает леса; половина всей площади занята лесом. (21)Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы… (22)Я показываю тут и флору, и фауну. (23)На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой было видимо-невидимо: носилась она тучей. (24)Кроме сёл и деревень, видите, вдоль и поперёк разбросаны разные выселки, хуторочки, раскольничьи скиты, водяные мельницы… (25)Рогатого скота и лошадей было много. (26)По голубой краске видно. (27)Например, в этой волости голубая краска легла густо; тут были целые табуны, и на каждый двор приходилось по три лошади.

Пауза. (28)Теперь посмотрим ниже. (29)То, что было 25 лет назад. (30)Тут уж под лесом только одна треть всей площади. (31)Коз уже нет, но лоси есть. (32)3елёная и голубая краски уже бледнее. (33)И так далее, и так далее. (34)Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. (35)3елёная краска лежит кое-где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари… (36)От прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет. (37)В общем, картина постепенного и несомненного вырождения, которому, по-видимому, остаётся ещё каких-нибудь 10-15 лет, чтобы стать полным. (38)Вы скажете, что тут культурные влияния, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой.

(39)Да, я понимаю, если бы на месте этих истреблённых лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были, заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! (40)В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, дифтерит, пожары… (41)Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за всё, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает всё, не думая о завтрашнем дне… (42)Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего. (Холодно.) (43)Я по лицу вижу, что это вам неинтересно. Елена Андреевна. (44)Но я в этом так мало понимаю… Астров. (45)И понимать тут нечего, просто неинтересно.

По А.П. Чехову Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель.

Задание 27 по русскому языку

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение ЕГЭ лишь совсем недавно человек узнал что земля это шар

Сочинение ЕГЭ лишь совсем недавно человек узнал что земля это шар

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ