сочинение егэ русский язык 11 класс по тексту

Сочинение ЕГЭ тётя Полли и Гильдегарда взяли крошечный карманный

Автор

Примеры готовых сочинений по тексту Лескова тётя Полли и Гильдегарда взяли крошечный карманный для задания №27 ЕГЭ по русскому языку 11 класс, текст с нового сборника Цыбулько И.П ЕГЭ 2023 по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Сочинение по тексту на 24 балла

Мечта даёт человеку новые силы для движения вперёд. Это тот маяк, который освещает наш путь даже в самые тяжёлые минуты. Мечта может и не осуществиться, но иногда само её существование в качестве идеи важно и ценно для нас. Н.С. Лесков поднимает в тексте проблему значения мечты в жизни человека.

Действительность, в которой вынуждены жить герои, мрачна и однообразна. Тётя Полли и Гильдегарда почти всё своё время проводят за работой, ведь «эвакуированные» больные нуждаются в их заботе и помощи. Благодаря энергии и настойчивости двух женщин все эти люди в «импровизированном для них бараке» чувствуют себя в безопасности. Однако нельзя сказать, чтобы такое безрадостное существование приходилось по душе героям Н.С. Лескова, они чувствовали «круглый голод – голод ума, сердца и души». В такие моменты людям особенно нужна мечта, которая сможет стать для них светом в конце тоннеля.

Именно поэтому у тёти Полли появляется фантазия о совершенно другом, волшебном мире, где люди живут «без грубых нужд», страданий и постоянных сомнений. Эти прекрасные существа не эгоистичны и не меркантильны, они способны к состраданию и искренней любви. Тёте кажется, что подобные люди могут жить только на небе, рядом со звёздами. Неслучайно в произведении Н.С. Лескова возникает именно такой образ: мечта становится для персонажей своеобразной путеводной звездой, помогающей на время забыть о бытовых заботах и потребностях.

Между аргументами, которые приводит автор, прослеживается причинно-следственная связь. Н.С. Лесков доказывает, почему людям необходимо о чём-либо мечтать. Иногда хочется на время скрыться от невзрачной реальности и переместиться в чудесный мир, где нет места жестокости и несправедливости.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: без мечты, символом которой в тексте является устремлённость к звёздам, жизнь человека будет бессмысленной. Именно мечта пробуждает в нём самые добрые и светлые чувства.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, в сложной жизненной ситуации человеку может помочь его мечта, надежда на перемены к лучшему. Жизнь Ассоль, героини повести-феерии А. Грина «Алые паруса», становится более яркой и осмысленной, когда в ней появляется мечта. Она верит, что однажды к ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Это помогает девушке выжить в сложное для неё время, когда она чувствовала себя одиноко рядом с равнодушными сверстниками.

Известный поэт В. Брюсов писал: «Вечен только мир мечты». Действительно, люди не могут обходиться без фантазий, потому что они наполняют нашу жизнь новым смыслом и становятся для нас своеобразной опорой.

Проблема милосердия и сострадания

Как нужно относиться к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Необходимо ли им помогать? На эти вопросы отвечает Н.С. Лесков.

Проблема милосердия и сострадания раскрывается на примере поступков тети Полли, Гильдегарды и отца рассказчика.

Ситуацию в окрестности можно описать словами тети Полли: «Это ужасно: круглый голод – голод ума, сердца и души… И тогда уже – полный голод!». Именно в таких условиях тетя Полли, Гильдегарда и отец рассказчика отправились помогать «голодным мужикам». В сарае было настлано 27 постелей, на которые были уложены больные, причем постели были расположены так, чтобы больные были защищены от сквозного ветра. Автор показывает, что персонажи не остались равнодушными к проблемам других людей, они помогали тем, кто нуждался в этой помощи.

Милосердие и сострадание героев проявилось также в том, что они жертвовали собой ради помощи окружающим людям. Ходить по избам они отправились утром, а вернулись только вечером. У героев даже не было времени пообедать. В повествовании отмечается, что тетя Полли и Гильдегарда «работали в поте лица» и обладали энергией и настойчивостью, позволявшими им соорудить импровизированные постели и уложить на них больных. В тексте показано, что персонажи готовы пожертвовать собственными интересами ради помощи нуждающимся.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: милосердие и сострадание, проявляющиеся в помощи и поддержке, должны проявляться в любых ситуациях, в особенности, когда люди нуждается в них.

С автором невозможно не согласиться. Если человек видит, что кто-то находится в тяжелой жизненной ситуации, он должен проявить к этому человеку милосердие. Для доказательства данной позиции обратимся к паре художественных произведений.

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» показано, что большинство людей равнодушно отнеслись к проблемам семейства Мерцаловых. Глава семейства был уволен из-за того, что заболел тифом; швейцар, к которому пошли Гриша и Володя, не взял письмо, обругал их и даже ударил одного из них по затылку; люди, которых встречал Емельян Мерцалов, прося милостыню, упрекали его и грозились вызвать полицию. Только доктор Пирогов не прошел мимо трудностей семейства Мерцаловых, узнав об их бедственном положении, он отправился в подвал, где жили герои, осмотрел больную Машутку, выписал рецепт, помог семейству Мерцаловых материально и дал членам семьи совет никогда не падать духом.

Названная проблема поднимается и в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна делала многочисленные попытки помочь мальчику-рассказчику, у которого было не так много средств к существованию. Героиня сначала кормила школьника после индивидуальных занятий по французскому языку, затем отослала ему посылку с едой, а после предложила поиграть в «замеряшки» на деньги. Автор показывает, что Лидия Михайловна проявляет милосердие к мальчику, который в послевоенные годы, которые и так отличались голодом, был вынужден жить вдали от семьи.

Так, можно отметить, что к людям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, нужно относиться с состраданием, милосердием, добротой и самопожертвованием.

Проблема деятельного добра

Сейчас много говорят о милосердии, о том, что надо помогать людям, оказавшимся в беде. Говорят много. А вот много ли делают? Я думаю, что прочитанный мною текст поднимает именно эту проблему — проблему деятельного добра.

Автор изображает двух немолодых женщин, которые без сомнений и без чьих-либо просьб, по велению сердца отправились в деревню, в которой многие заболели, вероятно, дифтерией. Они организовали простенький лазарет, осмотрели всех жителей, чтобы отделить и изолировать заболевших. Работали до позднего вечера, преодолевая голод, усталость и недоверие местных крестьян.

Писатель противопоставляет обычному физическому голоду, который испытывали, вернувшись со своего обхода, измученные женщины, другой голод, о котором автор говорит словами тети Полли в предложениях 9 и 10. Это не просто голод тела бедных жителей деревни — это голод души. Недостаток не только питательных веществ для организма, но и «пищи» для сердца и ума.

Может быть, поэтому, насытив желудок, бесконечно уставшие женщины не валятся в кровать, а достают концертину и начинают петь. Им надо восстановить равновесие души, насытить ее красотой и гармонией.

Автор хочет нам показать, что способность человека к деятельному добру требует не только труда физического. Она требует также труда души.

Я полностью согласен с автором текста. Действительно, делать доброе дело бескорыстно — это не только утомляться. Это еще и преодолевать свою лень, свой страх, неуверенность, боязнь непонимания и насмешек. А это огромный труд души, на который слабая, нетренированная душа не способна. Вот поэтому надо воспитывать себя, читать, чем-то серьезно заниматься (например, той же музыкой), быть внимательным к людям. Таким удивительным, способным посвятить себя ближнему человеком была, например, Елизавета Чайка, известная всей России как Доктор Лиза. Это необыкновенно душевный и трудолюбивый человек, сделавший в своей жизни много добра. Она не только лечила людей, но и привлекала внимание общества к тем, кто нуждается в помощи.

Благодаря ей и другие находили в себе силы стать волонтерами или просто начать помогать ближнему. К сожалению, жизнь Доктора Лизы рано оборвалась. Но и сейчас есть продолжатели ее дела. Я очень хотел бы тоже стать волонтером и помогать людям. Надеюсь, у меня хватит на это душевных сил.

Меняется ли суть доброго дела в зависимости от его побудительной причины?

Над этим вопросом размышляет Н. С. Лесков. Рассматривая данную проблему, автор повествует о двух женщинах, которые помогают заболевшим жителям деревни. Обойдя все избы, героини обнаруживают множество больных крестьян. Тетя Полли и Гильдегарда не просто готовы бесплатно оказать медицинскую помощь всем тем, кто этого захочет, но и энергично настаивают на «эвакуации» всех больных.

Лечение такого большого количества людей требует серьезных усилий, но это не страшит героинь. Отзывчивые женщины хотят помочь людям, облегчить их страдания. Н. С. Лесков приводит слова тети Полли: «Это ужасно: круглый голод — голод ума, сердца и души… И тогда уже — полный голод!». Автор показывает нам, что быть отзывчивыми и милосердными людьми — искреннее и сознательнее желание женщин, их жизненная позиция. Они стремятся помочь другим людям, потому что таково их внутреннее устройство, этого требует их душа.

Не только Тетя Полли и Гильдегарда, но и отец главного героя заботится о больных крестьянах. Он помогает женщинам организовывать в риге пристанище для двадцати семи человек, как и они трудится в поте лица, раскладывает крестьян по постелям и укрывает их от сквозного ветра. Однако из следующего эпизода становится понятно, что его на такие добрые поступки побуждает не то же, что тетю Полли и Гильдегарду. Н. С. Лесков отмечает: «Отец стыдился покинуть тетю и англичанку одних с больными мужиками и бабами и тоже оставался в риге». Этот случай демонстрирует, что, совершая добрые поступки, люди не всегда руководствуются твёрдым желанием помочь. Иногда ими движет стыд пройти мимо, боязнь осуждения, непонимания со стороны общества или близких людей.

Автору важно использовать эти эпизоды, чтобы подчеркнуть различие в отношении людей к совершению добрых дел. Кто-то считает помощь нуждающимся целью своей жизни, постоянно жертвует время и силы ради благополучия другого, а кто-то придерживается моральных норм, привитых ему обществом, и не позволяющих быть чёрствым, эгоистичным.

Н. С Лесков считает, что не так важны мотивы человека, когда он совершает добрые дела. Как Полли и Гильдегарда, так и отец рассказчика оказали бесценную помощь деревенским жителям, совершили великое дело. Добрые дела независимо от мотива делают этот мир лучше, спасают многие жизни.

Я полностью согласна с автором. Действительно, нельзя разделять добрые дела на более или менее предпочтительные. Все люди когда-то встают перед выбором: «Помочь или равнодушно пройти мимо?». И совершенно не важно, что заставляет их выбрать первое: мораль, воспитание, твёрдое желание или же просто хорошее настроение. Самое главное, что доброе дело совершается, и чья-то жизнь становится лучше или вовсе спасается.

В заключение хочу отметить, что отделять от добрых дел можно только те, которые совершаются со злым и коварным умыслом, ради получения выгоды. В таком случае это уже не милосердный поступок, а холодный рационалистический подход, сеющий зло.

Проблема семейных конфликтов

В предложенном для анализа тексте Н. С. Лесков размышляет о проблеме семейных конфликтов.

Так, в предложениях 11-21 автор пишет о разногласии, возникшем между тётей Полли и матушкой. Тётя с Гильдегардой опоздали на обед, так как «работали в поте лица». Из-за этого обед испортился, и матушка сильно разозлилась на героинь и обвинила, что они «дотянули обед до звезды». Полли иронично ответила, желая намекнуть матери на её бессмысленные претензии, но в дальнейшем не стала продолжать спор. Этим примером автор хочет сказать, что возникающие в семье конфликты и отсутствие взаимопонимания негативно влияют на внутреннюю атмосферу семьи, то есть отравляют быт и ухудшают эмоциональное состояние людей.

Однако в предложениях 26-28 повествуется о том, что тётя Полли и Гильдегарда внезапно начали красиво петь. Рассказчик говорит о их пении следующее: «Я был поражён тихой гармонией этих стройных звуков… а простой смысл дружественных слов песни пленил моё понимание», — далее он добавил, что испытал неведомое счастье — этот вечер запомнился рассказчику на всю жизнь. Читатель понимает, что семья — это люди, которые всегда окажут помощь, позволят ощутить счастье, погрузиться в мир удивительных красок. Именно это почувствовал рассказчик благодаря Полли и Гильдегарде.

Мы можем чётко увидеть, что данные примеры противопоставлены друг другу: в семье, как и во всём обществе, могут происходить споры, конфликты, которые могут привести к обиде, недопониманию, но всё же главная задача семьи — это поддержка родственников, обретение счастья и радости каждым её членом.

Позиция автора ясна: Н. С. Лесков, говоря о семье, считает замечательным то, что «всякий человек сейчас же может вступить в настроение, для которого нет расторгающего значения времени и пространства», то есть писатель подтверждает значимость семьи как источника позитивных эмоций и досуга и говорит о бессмысленности вражды и ссор.

Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, начиная с родовых общин и заканчивая сегодняшним днём, семья не теряет своего значения. Она остаётся лучшим товарищем и психологом.

Так, я могу привести в пример историю моего друга. Однажды он сильно поссорился с родителями и поэтому уехал жить к знакомому. Однако чувство родного дома заставило вернуться его. Он понял то, что враждовать с родными — абсолютно ненужное дело и что родители у него одни, а других он не найдёт.

Хочется верить, что каждый, кто прочтёт текст Н. С. Лескова, задумается над поставленной проблемой и осознает, как важно взаимопонимание в семье.

Что такое милосердие?

Этот вопрос поднимается в тексте Н. С. Лескова.

Рассуждая о милосердии, автор рассказывает о двух женщинах Тёти Полли и Гильдегарде, которые во время эпидемии помогали людям. Они организовали больным постели и сами занимались их лечением. Долго трудились «В поте лица», работали без обеда и возвращались домой только ночью, ничего не говоря от усталости.

Когда Тётя Поли слышит о звездах, она говорит о «существах «, которые обитают на звездах и обладают большим милосердием, по сравнению с людьми, которые живут на земле. Они точно знают, что такое милосердие, потому что постоянно помогают нуждающимся, даже не думая о себе работают на благо других т мечтают, чтобы все люди на земле проявляли побольше милосердия к нуждающимся и всем людям в целом.

Оба примера примера дополняют друг друга, показывая как важно проявлять милосердие к людям которые в этом нуждаются.

Авторская позиция для меня ясна и понятна, и заключается в том, что люди в любых обстоятельствах должны быть не менее самолюбивы. Я согласна с позицией автора и считаю, что каждый должен совершать добрые дела в повседневной жизни, ведь не так трудно помочь пожилым людям отнести симку или перевести бабушку через дорогу, когда люди перестанут быть эгоистичнее и начнут проявлять больше милосердия, тогда и жизнь всего человечества измениться в лучшую сторону.

Проблема милосердия находит свое отражение во многих произведениях русской классической литературы, например, в произведении А. И. Куприна «Чудесный доктор». Автор рассказывает о судьбе семьи Мерцаловых, у которых заболевает малолетняя дочь, семья живет в плохих условиях и не имеет средств к существованию и тогда на помощь семье приходит доктор Порогов, который помогает семье с лечением дочери, ещё и оставляет им деньги на существование. Поступок Пирогова и есть проявление милосердия, он помогает семье и даже не рассчитывал на награду, помогал от чистого сердца.

Милосердие — это нравственное качество человека, которое выражается в совершении добрых дел по отношении к другим людям и животным, при этом совершая добро человек не рассчитывает на награду или похвалу со стороны других людей. В современном мире людям нужно чаще совершать добрые дела.

Проблема проявления милосердия?

Как проявляется милосердие? Именно этот вопрос волнует Н. С. Лескова в тексте.

Рассматривая проблему, автор ведет повествование от лица мужчины, вспоминающего свое детство и вечер, проведенный в родительском доме с близкими людьми. Герой рассказывает историю тети Полли и Гильдегарды, старающихся помочь больным крестьянам, поселив 27 заболевших в риге, где поставили для них кровати, чтобы освободить крестьянские избы и изолировать больных. Рассказчик обращает внимание, что женщины полностью были поглощены заботой о других, из-за чего «работали в поте лица и не пришли обедать до темного вечера».

Этот пример наглядно показывает, что милосердие заключается в самопожертвовании и самоотдаче, безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.

Ещё одним важным для понимания проблемы эпизодом является поддержка тети и англичанки отцом героя. Он помогал женщинам с больными в импровизированном лазарете: раскладывал больных и защищал от ветра, оставаясь с ними до последнего. Горой подчеркивает, что какими бы правильными ни были действия отца, помогал он не из благих побуждений, а потому что «стыдился покинуть тетю и англичанку одних с больными мужиками и бабами». Мы понимаем, что истинное милосердие проявляется в искренних стремлениях оказать помощь, выручить и спасти, в участливости и добросердечии.

Эти примеры, дополняя друг друга, раскрывают глубину проблемы и позволяют понять, что милосердие состоит в том, чтобы от всего сердца помогать тем, кто в это нуждается, в сочувствии, сострадании и жертвенности.

Позиция Н. С. Лескова такова: человек не должен быть равнодушным к чужой боли, моральный долг каждого — проявить отзывчивость, прийти на выручку к страдающим.

Мне близка и понятна позиция автора. Я тоже считаю, что нельзя оставаться безразличным к несчастьям других людей, нужно проявлять сочувствие и сострадание. Вспомним произведение Маркуса Засука «Книжный вор». Во время Второй Мировой войны, во время одного из самых страшных еврейских погромов Макс Ванденбург чудом спасается от смерти, и просит обращается за помощью к друзьям своей матери — семье Хуберман. Роза и Гасн Хуберман не могут бросить Макса в такой тяжелый, безвыходный и ужасный момент, ведь ему больше некуда пойти, они прячут его в своем подвале. Даже угроза расправы за укрытие еврея не останавливает их, ведь ими движет искреннее сочувствие, желание помочь и спасти того, кто нуждается в защите, чужую жизнь Хуберманы поставили выше своего благополучия.

В заключение мне хотелось бы сказать, что прочитанный текст заставил меня задуматься о том, как проявляется милосердие. Я поняла, что милосердие заключается в сопереживании и добросердечии, в наилучших стремлениях помочь и выручить, и что каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

Влияние искусства на человека

Какое влияние оказывает искусство на человека? Над этим вопросом размышляет русский писатель Н. С. Лесков. Проблема рассматривается на примере детских воспоминаний.

Герой текста, будучи уже взрослым человеком, с теплотой и любовью воссоздает в своей памяти вечер, когда ему посчастливилось услышать «тихую песнь» в исполнении тёти Полли и Гильдегарды. Рассказчик был настолько «поражён тихой гармонией этих стройных звуков», что «почувствовал необыкновенно полную радость». Это значит, что герой испытывал положительные эмоции, слушая музыку.

Далее автор обращает внимание читателя на то, что мужчина начал плакать от счастья, слыша пение пожилых женщин. В этот момент он вспомнил голодных мужиков, которым помогали весь день тётя Полли и Гильдегарда: «…все мы – и голодные мужики, и вся земля – несёмся куда-то навстречу мирам…» Это значит, что музыка наполнила сердце рассказчика состраданием к больным людям.

Эти примеры, дополняя друг друга, помогают автору донести мысль о том, что прекрасные звуки игры на концертине и пения двух милосердных женщин произвели на героя приятные впечатления, и поэтому этот вечер остался в памяти у героя текста, несмотря на то, что прошло много времени.

Н. С. Лесков убеждён в том, что творчество пробуждает в человеке сильные чувства, такие как сопереживание, восхищение, искренность, доброта. Благодаря различным произведениям искусства люди духовно обогащаются. Так же, под его влиянием народ начинает лучше понимать других.

Я согласна с мнением автора в том, что настоящее искусство воспитывает нравственность в человеке, и в этом проявляется его подлинная сила. Творчество способно направить нас на верный путь и помочь пережить тяжелые времена. Удивительным примером влияния искусства на жизнь человека является жизнь величайшей художницы Фриды Кало. Несмотря на аварию и полученные травмы, она смогла сохранить душевное равновесие, потому что увлеклась живописью.

Итак, под влиянием искусства человек может измениться в лучшую сторону. Поэтому необходимо с детства прививать любовь к мировым шедеврам, таким образом, повышая культурный уровень населения.

Какое влияние музыка оказывает на человека?

Что такое музыка? Какую роль она играет в жизни каждого из нас? Как музыка действует эмоции людей? Эти вопросы всегда актуальны. Задумывается над ними и автор поднимая важную проблемы. Проследим как писатель раскрывает ее в предложенном для анализа тексте.

Приведем несколько примеров-иллюстраций, важных для понимания проблемы и прокомментируем их, проанализировав смысловую связь. Во-первых, Лесков повествует читателю о том как в нелегкий для всех момент две женщины исполнили мелодию, «до сей поры никому не знакомые звуки». Тетя Полли и Гильдегарда запели тихую песнь, которая наполнила весь дом гармонией звуков. Автор акцентирует наше внимание на том, как рассказчик описывает происходящее вокруг, он был «поражен» тем, что слышит.

Во-вторых, развивая мысль автор рассказывает о том, какие эмоции мальчик испытывал при прослушивании музыки. Рассказчик «почувствовал необыкновенно полную радость», счастье, которого до этого времени не испытывал. Автор акцентирует наше внимание на том, что та необычайная мелодия, которую исполняли женщины, даже заставила мальчика заплакать.

Причинно-следственная связь, лежащая в основе этих двух примеров, показывает как на человека действует музыка. В первой иллюстрации повествуется о том, как женщины исполняют песню, которую до этого никто не слышал, это вызвало у рассказчика бурю эмоций, слезы и радость.

Позиция автора такова: музыка оказывает большое влияние на чувства людей, под ее влиянием человек испытывает сильнейшие эмоции.

Я полностью согласна с мнением автора, ведь существует немало примеров подтверждающих данную точку зрения. Так, в произведении Толстого «Война и мир», музыка наполнила Николая Ростова энергией, волей к жизни, когда молодой человек совсем отчаялся. Этот примером автор показывает влияние музыки на человека.

Таким образом, музыка имеет огромное значение в жизни каждого человека, ведь она дарит нам те эмоции, которые возможно мы еще никогда не испытывали.

Сочинение ЕГЭ по тексту Лескова

Как музыка влияет на человека? Такую проблему поднимает Н. С. Лесков.

Рассуждая над этим вопросом, автор знакомит читателей с добровольцами тётей Полли и Гильдегардой, которые помогают больным крестьянам. Рассказчик обращает внимание на то, что восстановить душевные силы женщинам помогает музыка. Лесков изображает момент, когда под аккомпанемент концертины, тётя Полли и Гильдегадра «запели тихую песнь — англичанка пела густым контральто, а тётя Полли высоким фальцетом».

Звуки, наполнившие комнату, были «полны и гармоничны». Эти примером автор убеждает читателей в том, что музыка помогает людям сохранить в душе чувства доброты и сострадания.

Далее Лесков показывает эмоции рассказчика, которые вызвало у него звучащее музыкальное произведение.

Герой был «поражён гармонией этих стройных звуков», впервые он плакал слезами «неведомого мне до сей поры счастья». Автор обращает внимание на то, что этот момент повлиял на всю дальнейшую жизнь мальчика. Так автор хочет сказать, что музыка заставляет человека испытывать сильные чувства и влияет на его жизнь.

Свои рассуждения Лесков стоит, дополняя один пример другим, для того чтобы показать, как сильно музыкальное произведение влияет на состояние человека и на его дальнейшие действия.

Позиция автора заключается в следующем: музыка влияет на сознание человека, помогает сохранить светлые и искренние чувства, даже в нелёгкое для человека время.

Я согласна с позицией автора. Действительно, музыкальные произведения способны оказать сильное воздействие на состояние человека, помогают понять истину и принять правильное решение. Хочу подтвердить свою мысль примером из произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главная героиня после смерти своего тайного поклонника Желткова, слушает по его просьбе «Лунную сонату» Бетховена. Это произведение впервые оказывает на неё такое сильное влияние. Вера Шеина понимает, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В заключение хочется сказать, что музыка помогает людям восстановить душевные силы и влияет на их последующую судьбу.

Текст ЕГЭ

Тётя Полли и Гильдегарда взяли крошечный карманный фонарик с рефлектором (для осмотра горла), флакон с какой-то жидкостью и записную книжку и ушли.

Отец предлагал им провожатого, но они не взяли и сказали, что надо зайти подряд в каждую избу.

До вечера было сделано множество вещей: в риге  было настлано двадцать семь постелей из сухой костры 2 и на них уложили соответственное число больных людей, освободив крестьянские избы. При этой «эвакуации» насилий не было, но имели своё место энергия и настойчивость обеих женщин, которые сами при этом работали в поте лица и не пришли обедать до тёмного вечера.

Матушка долго и напрасно ждала их и сердилась. Обед весь перестоялся и был испорчен. Отец стыдился покинуть тётю и англичанку одних с больными мужиками и бабами и тоже оставался в риге: он помогал им раскладывать больных и защищать их от сквозного ветра в импровизированном для них бараке.

Отец, тётя Полли и Гильдегарда пришли в дом, когда уже был вечер, и ели скоро и с аппетитом, а говорили мало. На лицах у обеих женщин как будто отпечаталось то выражение, какое они получили в ту минуту, когда тётя проговорила: — Это ужасно: круглый голод — голод ума, сердца и души… И тогда уже — полный голод!

Ни тётя Полли, ни Гильдегарда не были теперь разговорчивы, даже отвечали суховато, как бы неохотно. Мать им сказала:

Извините за обед… Он весь перешёл — вы сами виноваты, что дотянули обед до звезды.

Гильдегарда её, кажется, не поняла; но тётя, разумеется, поняла, но небрежно ответила: До звезды!.. Ах да… и ты права: мы в самом деле очень любим звёзды… их видеть так отрадно. Там ведь, без сомнения, живут другие существа, у которых, может быть, нет столько грубых нужд, как у нас, и потому они, должно быть, против нас лучше, чище, меньше самолюбивы и больше сострадательны и добры… Но ведь это фантазия,

— заметила мама. Тётя ей не отвечала. Притом мы все очень грешны — зачем нам мечтать так высоко!

— молвила мать, конечно без всякого намёка для тёти. Тётя её слышала и произнесла тихо: Надо подниматься. Да ведь как это сказать…

Матушка, кажется, побоялась сбиться с линии, а тётя ничего более не говорила: она озабоченно копошилась, ища что-то в своём дорожном бауле, а Гильдегарда в это время достала из тёмного кожаного футляра что-то такое, что я принял за ручную аптечку, и перешла с этим к окну, в которое смотрелось небо, усеянное звёздами.

Мама вышла. Тётя закрыла баул, подошла к столу, на котором горели две свечки, и обе их потушила, а потом подошла к англичанке и тихо её обняла. Они минуту стояли молча, и вдруг по комнате понеслись какие-то прекрасные и до сей поры никому из нас не знакомые звуки. То, что я принял за ручную аптечку, была концертйна 1 , в её тогдашней примитивной форме, но звуки её были полны и гармоничны, и под их аккомпанемент Гильдегарда и тётя запели тихую песнь — англичанка пела густым контральто, а тётя Полли высоким фальцетом.

Я был поражён тихой гармонией этих стройных звуков, так неожиданно наполнивших дом наш, а простой смысл дружественных слов песни пленил моё понимание. Я почувствовал необыкновенно полную радость оттого, что всякий человек сейчас же может вступить в настроение, для которого нет расторгающего значения времени и пространства.

О, какая это была минута! Я уткнулся лицом в спинку мягкого кресла и плакал впервые слезами неведомого мне до сей поры счастья, и это довело меня до такого возбуждения, что мне казалось, будто комната наполняется удивительным тихим светом и свет этот плывёт сюда прямо со звёзд, пролетает в окно, у которого поют две пожилые женщины, и затем озаряет внутри меня моё сердце, а в то же время все мы — и голодные мужики, и вся земля — несёмся куда-то навстречу мирам…

Этот вечер, который я вспоминаю теперь, когда голова моя значительно укрыта снегом житейской зимы, кажется, оказал влияние на всю мою жизнь.

По Н. С. Лескову

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) — русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

Проблема текста

Тетя Полли и Гильдегарда взяли крошечный проблема текста и сочинение ЕГЭ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ