сочинение егэ русский язык 11 класс по тексту

Сочинение ЕГЭ пропала совесть по старому толпились люди на улицах

Автор

Готовые сочинения ЕГЭ по тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина из 5 варианта Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 36 тренировочных вариантов, проблема текста, позиция автора, вывод.

Сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкова-Щедрина

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.

Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.

Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.

Сочинение №2

В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему утраты совести.

Размышляя над тем, к чему приводит потеря нравственности, писатель акцентирует внимание на том, что человек может опуститься, если забудет о честности и справедливости: он начнёт доносить, клеветать, обманывать, унижаться. Это неизбежно приведёт к деградации личности: вместо высоких принципов останутся низкие потребности, удовлетворение которых ничем не ограничено.

Следствием подобных процессов станет разрушение общественных структур. Разруха, грабежи, разорение, страдание — вот итог утраты совести конкретным человеком. Общественный порядок зиждется не только на законе, но и на нравственном чувстве, позволяющем людям мирно сосуществовать.

Второй пример является следствием первого и показывает, что утрата совести индивидом не личная, а социальная проблема, имеющая множество отрицательных последствий. Ирония в том, что потерю совести невозможно не заметить.

Позиция автора ясна: может показаться, что утрата способности отличать плохое от хорошего, малозначима, но это не так. Без совести не может быть счастья и мирного существования ни для кого.

Я согласен с автором. Только по-настоящему потеряв что-то, мы понимаем, как это было важно. Так и с совестью. Например, герой Пушкина Швабрин сначала просто попал в Белогорскую крепость после дуэли, это ещё не трагично, но впоследствии он вообще перестал руководствоваться совестью в своих поступках, поэтому преследовал Марью Миронову, перешёл на сторону Пугачёва, оклеветал Гринёва. В конце концов герой превратился в изгоя, предателя, человека, с которым никто не хотел бы иметь дело, это закономерный итог для тех, кто считает совесть досадным и неудобным чувством. На самом деле она руководит нами на жизненном пути.

Итак, утрата совести — это трагедия и человека, и общества.

Сочинение №3

Человек — существо, способное к рефлексии, то есть способное оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Что помогает ему в этой нелёгкой задаче? Конечно, совесть. Так какую же роль играет совесть в нашей жизни? Именно над этим вопросом рассуждает великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Автор приведённого текста с горечью и иронией повествует о том, что совесть на самом деле никому не нужна, что она лишь мешает людям в осуществлении их корыстных планов: «А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе…может валяться такое вопиющее безобразие.» Тем не менее, истинное отношение писателя к совести показано в конце отрывка.

Совесть обязательно убережёт своего будущего обладателя от совершения злодеяний, наставит его на верный путь: «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…» М.Е. Салтыков-Щедрин уверен, что совесть – главный нравственный ориентир человека, «лакмусовая бумажка» его мыслей, поведения, поступков. Совесть никогда не спит – она вечно бдит, чтобы охранять человека от безнравственности.

Безусловно, я разделяю точку зрения автора. Человек без совести – не человек. Совесть помогает нам подумать над своими ошибками и вовремя их исправить. Это произошло с героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв с самого начала вступления во взрослую, самостоятельную жизнь бездумно проигрывает у малознакомого человека большую сумму денег, сто рублей. Не слушая доводы своего слуги Савельича о том, что деньги отдавать не надо, он указывает старику, что его место – быть слугой и во всём ему, Петру, подчиняться. Спустя короткое время к Гринёву приходит осознание того, что он поступил ошибочно и обидел преданного ему человека. Пётр извиняется перед ним и обещает впредь советоваться с ним насчёт денежных вопросов, и только после этого его совесть успокаивается. Именно совесть помогла герою сохранить добрые отношения со слугой и остаться человеком в сложившейся ситуации. Над значением совести задумывались многие русские писатели. Так, Д.И. Фонвизин утверждал, что совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Действительно, порой совесть уберегает нас от того, чтобы быть осуждёнными знакомыми, друзьями, родными. Лучше тысячу раз подумать и взвесить с помощью совести свой поступок, чем потом горько жалеть о случившемся и слушать упрёки со всех сторон.

Таким образом, совесть – неотъемлемая часть в жизни любого нравственно и духовно здорового человека. Совесть, несмотря на то, что делает человека беспокойным, вечно размышляющим, украшает его, очищает, одаряет гуманностью.

Сочинение №4

Какое значение имеет совесть в жизни человека? Именно над этой проблемой рассуждает в тексте М. Е. Салтыков-Щедрин.

Автор повествует нам о том, что люди перестали уделять должное внимание совести. Для них важнее стало жить так, как будет им комфортнее. И людям даже не важно, что их комфорт может принести неприятности ближнему. Один из героев текста на время приобрёл совесть. Она открыла ему глаза: «Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы».

Конечно, он захотел от неё избавиться, так как понимал, что долго не сможет мучить себя такими постыдными воспоминаниями. Так и плутала совесть по свету, пока не натолкнулась на маленькое дитя. В его чистом сердце нашлось ей место, так как ребёнок ещё слишком мал, чтобы совершить что-то ужасное: «Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть». Таким образом, можно сделать вывод, что совесть необходимо воспитывать с самого детства. Только тогда человек сможет стать достойной личностью.

Позиция автора выражена чётко: совесть имеет огромное значение в жизни человека, но, к сожалению, она есть не у каждого. И чем больше людей будут её иметь и развивать, тем меньше в мире будет ссор, плохих поступков.

Я полностью разделяю мнение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Более того, считаю, что именно она является неким источником взаимоответственности между людьми. Моё мнение подтверждает литературное произведение Юрия Яковлева «Мальчик с коньками». Совесть не позволила пройти ребёнку мимо человека, которому так нужна помощь, хоть мальчик и торопился на каток. Главный герой не только помог мужчине добраться до дома, но и вызвал медицинскую помощь, сопровождал его до больницы и до последнего переживал за него. Таким образом, можно сказать, что совесть, если она есть, проявляется у человека по отношению ко всем людям, а не только к друзьям и родственникам.

Подводя итог, можно сделать вывод, что совесть нужна каждому. Она имеет огромное значение в жизни человека. И чем больше в мире будет совестливых людей, тем меньше катастроф и несчастий обрушится на человечество.

Проблема роли совести в жизни человека

Что такое совесть? Какую роль она играет в жизни человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Раскрывая проблему роли совести в жизни человека, автор обращается к жанру сказки и предлагает ситуацию, когда совесть в мире людей исчезает. Люди не замечают пропажи совести, но чувствуют себя «бодрее и свободнее». Теперь им «ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Этот пример говорит о том, что отсутствие в людях «обличительницы-совести», которую окружающие воспринимали в качестве надоедливой приживалки, устраняет нравственные преграды, и люди не чувствуют терзаний, совершая безнравственные поступки. Воспользовавшись плодами свободы от угрызений совести, человек утрачивает моральные препоны, начинаются грабежи и разбои, земля разоряется.

Найдём в тексте ещё один пример, ярко иллюстрирующий значение совести в жизни общества. Когда бедная изгнанница совесть лежала на дороге, её поднял один пропойца, который позарился бы с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик. В этот момент его пронзает, словно электрическая струя, совесть, к нему «постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа». Но проснувшееся сознание не приносит пьянице примирения и надежды на новую жизнь. Вместо того, чтобы наполнить своё существование благородным смыслом, пропойца освобождается от совести, подкинув её старинному знакомому Прохорычу. Из этого следует, что совесть необходима человеку для осознания своих ошибок, для нравственного преображения. Но если человек слаб душой, он не сможет действовать в соответствии с голосом совести.

Оба примера противопоставлены друг другу. В первом случае мы видим, что происходит с людьми, если они освобождаются от совести, для них не существует никаких моральных преград, и мир приходит в упадок и разрушается. Во втором случае совесть помогает пропойце осознать неправедность своего образа жизни, но у него отсутствует сила воли, чтобы изменить себя и стать лучше.

Авторская позиция заключается в следующем: совесть – это нравственный различитель добра и зла компас, который указывает нам правильное направление жизненного пути. Совесть играет важную роль в жизни общества, помогает сохранить гармоничные и справедливые отношения между людьми.

Я поддерживаю мнение автора. Действительно, если в мире не будет совести, то люди будут руководствоваться только личными интересами и желаниями, не считаясь с мнением других, мир придёт в запустение.

Приведу пример из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников создал теорию, по которой сильные мира сего имеют право разрешить своей совести переступить через преступление. Позже, оказавшись на каторге за убийство старухи-процентщицы, герой осознаёт, что если люди будут действовать только в соответствии со своими представлениями о справедливости и не будут прислушиваться к голосу совести, то наступит Апокалипсис, конец света, так как люди будут убивать друг друга, не чувствуя нравственных преград.

В заключение хочу подчеркнуть, что если бы люди всегда поступали в соответствии с законами морали и всегда прислушивались бы к голосу совести, то мир стал бы лучше, исчезли бы войны.

Пример сочинения №7

Что происходит с тем, кто утратил совесть? Тяжелее или легче становится его жизнь? На эти вопросы отвечает русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Здесь поднимается проблема последствий утраты совести для человека.

Автор выражает мысль о том, что с потерей совести «ход человека» делается «легче», что сами люди ощущают себя «бодрее и свободнее», поскольку «обличительница-совесть» больше не приводит в душу человека «нравственную смуту» и не «затрудняет движения», поскольку людям становится «ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».

Такие общие авторские мысли дополняются демонстрацией изменений, произошедших с конкретным человеком, который по сюжету подобрал совесть. Показывая, что от этого пропоец не испытал никаких положительных эмоций, М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует, что до этого жить герою было намного проще: без совести у пропойцы не было «горького сознания действительности», ему не было так «несносно», как это стало, когда он обрел совесть.

Авторскую позицию можно сформулировать так: без совести людям живется легче, так как ничто больше не заставляет их думать о правильности или неправильности поступков, так как ничто больше не останавливает их от безнравственных действий, направленных на достижение личного блага.

С автором текста трудно не согласиться. Если совесть является нравственным ограничителем, заставляющим людей задумываться о собственных действиях и останавливающим от многих аморальных поступков, то человек без совести больше не задумывается о том, как следует и не следует себя вести, он делает все, что только пожелает, готовый на все ради достижения своих целей. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие писатели. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что совесть не позволяет Раскольникову спокойно отнестись к совершенному преступлению, на протяжении всего повествования он тяготится размышлениями о произошедшем. В этом плане более простым является существование Лужина, который без зазрения совести совершал безнравственные поступки, основываясь на желании заботиться только о своем «кафтане». Ничто не мучило его сознание, его действия ничем не были ограничены, ничто не останавливало его от достижения собственных корыстных целей.

Поднятая в тексте М.Е. Салтыкова-Щедрина проблема находит отражение и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Отсутствие совести помогало Николаю Антонычу строить свою жизнь так, как ему хотелось: чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, он специально плохо снарядил экспедицию своего двоюродного брата капитана Татаринова; чтобы получить славу, он представлялся человеком, который многое сделал для того, чтобы экспедиция состоялась. Автор показывает, что Николаю Антонычу было просто жить, поскольку у него не было никаких конфликтов с самим собой.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что с утратой совести жизнь становится более простой, так как человека больше ничего не тяготит и не мучит, так как его больше ничего не останавливает от совершения безнравственных поступков, с помощью которых он достигает своих целей.

Пример сочинения №8

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Именно этот вопрос находится в центре внимания М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о том, ка меняется человек с исчезновением совести. Он с лёгкостью может “. . . льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. ”, его душевное состояние становится “бодрее и свободнее”. Так Салтыков-Щедрин убеждает нас в том, что с исчезновением совести у человека сильно меняются нравственные ценности.

Также автор обращает внимание и на другой эпизод из этого произведения. Пропоец случайно находит “совесть”, и не понимает, почему он так резко изменился. Ему становится очень плохо, “. . . проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. ”. На данном примере автор показывает, что жить с совестью намного труднее, чем без неё. Таким образом, оба примера, будучи противопоставленными друг другу, помогают понять, что есть два типа людей. Бессовестному человеку жить намного легче, чем тому, кто постоянно борется с внутренними разногласиями.

Автор считает, что человек, утративший совесть, очень сильно меняется. У него появляются новые нравственные ценности, которые позволяют ему совершить плохие поступки.

Я согласна с позицией автора и считаю, что человек без совести становится жестоким и безнравственным. Для подтверждения своей точки зрения приведу пример из читательского опыта. В произведении В. С. Токаревой “Сволочей тоже жалко” рассказывается о женщине, которая столкнулась с сильным жизненным потрясением. Её знакомая Фаина жестоко обошлась, солгав о том, что у дочери главной героини опухоль мозга. Данный потупок доказывает, что так может поступить только бессовестный человек.

В заключении хочется отметить, что человеку, утратившему совесть, легче жить, но при этом он становится равнодушным и жестоким по отношению к окружающим.

Текст М. Е. Салтыкова-Щедрина и проблемы

Пропала совесть по старому толпились люди сочинение ЕГЭ по тексту

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ