сочинение егэ по тексту

Сочинение ЕГЭ по тексту художественное творчество с моей точки зрения

Автор

Сочинения ЕГЭ по тексту Л. А. Тишкову художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения, 9 примеров готовых сочинений проблемы с аргументами по данному тексту с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста:

  • Проблема значимости художественного творчества в жизни самого художника. (В чём заключается польза. спасительная сила художественного творчества? Способно ли художественное творчество помочь человеку выжить, спасти человека?)
  • Проблема осмысления такого явления, как художественное творчество. (Что такое художественное творчество? Есть ли границы у творчества? Где рождается художественное творчество?)
  • Проблема реального и фантастического в художественном творчестве. (На чём должно основываться художественное творчество: на реальности или на фантазии?)

Художественное творчество с моей точки зрения сочинение ЕГЭ

Без искусства сложно представить себе духовный мир человека. Какова роль художественного творчества в жизни людей? Над этим вопросом предлагает нам поразмышлять Л. А. Тишков.

Рассуждая над поставленной проблемой, автор утверждает, что художественное творчество- это «не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжелые испытания и выжить». В подтверждение этих мыслей Л. А. Тишков приводит несколько примеров. Один из них связан с Борисом Свешниковым, долгое время находившимся в заточении. Даже в неволе художник продолжал рисовать, «он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города». Подчеркивая значение искусства в судьбе этого человека, автор говорит, что Борис Свешников «выжил благодаря творчеству».

Позиция Л. А. Тишкова понятна и выражена довольно четко. Он считает, что искусство играет в жизни людей важную роль. Именно творчество помогает человеку пережить самые тяжелые моменты, дает ему возможность быть свободным даже в тюремных застенках.

С мнением автора трудно не согласиться. Творчество окрыляет, возвышает людей. Оно помогает человеку оставаться человеком даже в самых сложных ситуациях.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к рассказу А. П. Чехова »Скрипка Ротшильда». Яков, герой этого произведения, изображается циничным, бездуховным человеком, погрязшим в долгах. Единственной отдушиной в его жизни является музыка. Именно творчество пробуждает душу Якова, снимает с нее »бронзовый панцирь», смывает »злую накипь» с его сердца. Этот пример иллюстрирует, какое позитивное влияние может оказать искусство на жизнь человека.

Подводя итоги, можно сказать, что роль художественного творчества в судьбе человека действительно очень велика. Без искусства наша жизнь была бы скучна и однообразна, мы не имели бы возможности выражать свои чувства и, думаю, мало отличались от животных.

Сочинение ЕГЭ действительно ли творчество помогает человеку пройти через многие тяжелые испытания и выжить?

Действительно ли творчество помогает человеку пройти через многие тяжелые испытания и выжить? Именно этот вопрос находится в центре внимания российского художника-карикатуриста Леонида Александровича Тишкова.

Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о том, насколько важную роль в жизни каждого из нас может сыграть творчество. Чтобы убедить в этом читателя, он приводит поразительные примеры того, как повлияла на … способность в самые трудные моменты жизни обратиться к искусству. Удивительно, но даже в сталинских лагерях, тюремном заточении, в тайне от других наши герои писали «что-то красивое, напоминающее прошлое …вымышленную реальность и необыкновенные города». Не случайно автор так точно описывает все, что связывало героев с искусством и помогало им выжить:….. Именно эти мелкие детали позволили нам понять: «не важно чем и как ты это делаешь», ведь творчество не требует специальных инструментов и не знает границ.

Позиция автора не вызывает сомнения. Л.А.Тишков убежден: роль искусства поистине велика. Художник приходит к выводу о том, что любовь к творчеству «живет в человеке» , что искусство «готово бескорыстно помочь ему».

Трудно не согласиться с позицией автора. Я не могу назвать себя творческим человеком, но и мне в минуты, когда я грущу по дому, становится легче за фортепиано. Искусство, безусловно, способно очистить душу человека и сохранить его как личность.

Свою точку зрения мне бы хотелось обосновать, обратившись к роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». На примере Николая Ростова мы убеждаемся в том, что, какой безвыходной ни была бы ситуация, есть сила, способная помочь человеку. Так случилось и с героем Толстого, проигравшим сорок три тысячи. Читаешь размышления героя и понимаешь, что единственный выход из бесчестья, который видит Николай Ростов, — «пуля в лоб». Трудно представить, как бы сложилась жизнь молодого графа, если бы не пение Наташи, которое он услышал. И Долохов, и деньги, и спор, и злоба- все это уходит на второй план, остаётся настоящее — чистое и высокое- искусство.

Понять, насколько велика роль творчества, помогает произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В центре внимания — автор романа о Понтии Пилате. Из разговора Мастера с соседом по клинике профессора Стравинского мы узнаем о самом счастливом периоде жизни героя, который он сам называл «золотым веком». Больной вспоминает, как писал главу за главой книгу, читал ее своей возлюбленной Маргарите и верил, что в этом романе вся его жизнь. Герой признается, что по окончании книги его жизнь потеряла смысл. История, написанная М. Булгаковым не оставляет сомнений в том, что творчество способно формировать человека, являться смыслом его жизни.

Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков, Л.А.Тишкин помогают читателю осознать, что обращение к творчеству, искусству даёт возможность переосмыслить все, что происходит вокруг, выстоять в тяжелые моменты.

Сочинение ЕГЭ какова роль искусства в жизни человека?

Какова роль искусства в жизни человека? Именно эта проблема привлекла внимание Л.А. Тишкова.

Пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, автор приводит в пример жизнь и творчество художника-любителя Ефросиньи Антоновны Керсновской, для которой искусство стало способом передачи эмоций и переживаний, полученных в результате многолетнего пребывания в сталинском лагере. “… Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада”, — именно так Л.Н. Тишков показывает, какой неоценимый вклад привнесло создание истинных культурных шедевров в жизнь женщины. Кроме того, автор говорит и о Борисе Свешникове, который “также долгое время находился в заточении”.

Л.Н. Тишков обращает наше внимание на то, что альбомы, написанные художником прямо в лагере и отличающиеся от работ Ефросиньи Антоновны своей нереальностью, загадочностью и параллельной от реальности действительностью, “стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере”.

Оба этих примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что искусство обладает огромной силой, которая способна спасти человека в минуты невзгод.

Позицию автора можно сформулировать так: искусство имеет особо важную роль в жизни каждого из нас, ведь в нем таится невероятная способность вознести человека на вершину его духовного мира и наполнить его огромной волей для преодоления даже самых больших трудностей и преград.

Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что творчество даже в самые тяжелые моменты способно зажечь в душе человека, который будет гореть, освещая ему жизненный путь и помогая выдержать испытания, приготовленные судьбой.

В заключение своих размышлений мне бы хотелось сказать, что искусство-это не только способ познания мира и самого себя, но и средство, благодаря которому многие поколения людей преодолевали трудности, закалялись, становились сильными и непобедимыми.

Сочинение ЕГЭ способно ли художественное творчество принести человеку ощущение свободы и душевного спокойствия, счастья, спасти его?

Способно ли художественное творчество принести человеку ощущение свободы и душевного спокойствия, счастья, спасти его? Над этим вопросом задумывается Леонид Александрович Тишков, поднимая в тексте, данном для анализа, проблему роли творчества в жизни самого творца.

Раскрывая проблему, автор рассказывает о рисунках художника-любителя Евфросинье Антоновне Керсновской, которая много лет провела в суровом сталинском лагере. Чтобы забыть о тех трудных для нее годах, девушка начала рисовать. Она изображала быт, свое хорошее прошлое, которое было связанно с её матерью, «создавала историю своей жизни, всех своих злоключений». Это, безусловно, освободило Евфросинью от тяжелых воспоминаний заключения, спасло её. Автор подмечает, что, глядя на эти рисунки, где-то глубоко внутри ощущается, «насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить».

Также Тишков приводит в пример Бориса Свешникова, который тоже находился долгое время в заточение. Борис начал рисовать в неволе, но его рисунки были далеко не о лагере, они были фантастическими, нереальными, о какой-то другой реальности, в которую перемещался сам творец, наверное, находя там покой.

Автор говорит о том, что его альбомы, его творчество само по себе спасли ему жизнь в этом лагере, помогли ему выжить. Данные примеры, дополняя друг друга, показывают, что творчество в неволе помогает человеку пережить трудности своего положения, в нем творец находит отдушину. И такие произведения иногда даже грандиознее, чем «некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской».

Позиция Тишкова довольно ясна. Автор считает, что роль искусства и творчества в жизни человека довольно велика. Художественное творчество является не только способом самовыражения, но и приносит огромную пользу: может дать человеку чувство свободы, если он взаперти, помогает пережить тяжелые воспоминания, избавиться от трудностей, перенеся человека в параллельную реальность.

Нельзя не согласиться с мнением Леонида Александровича. Действительно, в творчестве человек часто видит спасение, оно помогает ему абстрагироваться от внешних проблем, побыть наедине с собой, успокоиться. Обращаясь к искусству, можно обрести спокойствие, счастье.

В истории много примеров того, как творчество помогало людям переживать великие потрясения, неприятности. Например, «Седьмая симфония» Шостаковича. Композитор начал писать её в блокадном Ленинграде, в суровых условиях. В это произведение он вложил все свои переживания; он старался передать чувства, которые были у него, да и у многих других людей военного СССР в то время. Шостакович находил отдушину в музыке, она его делала спокойнее, увереннее, то есть приносила ему пользу, спасала его.

Таким образом, творчество способно на оказание великой помощи человеку. Благодаря ему люди обретают смысл жизни, освобождаются от трудностей суровой реальности.

Сочинение какую роль играет творчество в жизни самих художников?

Какую роль играет творчество в жизни самих художников? Как оно влияет на них? Именно над этими вопросами заставляет нас задуматься Леонид Александрович Тишков, российский художник-карикатурист в предложенном для анализа тексте.

Размышляя о значении творчества для творцов, автор приводит в пример историю жизни Ефросиньи Керсновской. Писатель неслучайно обращает наше внимание на тяжелую судьбу художницы — так он хочет показать нам, что в самых тяжелых ситуациях человек может найти в себе силы для творчества. Л. А. Тишков данным примером хочет привести нас к мысли, что именно искусство помогло героине выжить и избавиться от «…тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетноего ада».

Дополняя свои размышления, писатель повествует о судьбах ещё двух художников, которые тоже долгое время провели в заточении.автор глубоко поражен тем, что Борис Свешников, каждый день видя перед собой ужасы лагеря, в своих произведениях создает «…параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь». Похожую историю мы можем видеть и у Михаила Соколова, «…который тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве». Л. А. Тишков данными примерами убеждает нас в спасительной силе творчества.

Позиция автора предельно ясна. Он считает, что творчество — «не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить».

Я не могу не согласиться с мнением Л. А. Тишкова. Творчество обладает огромной силой, способной помочь человеку перенести любые трудности. Особенно сильно это отражается на самих творцах. Каждый из нас слышал о Григории Журавлеве, знаменитом русском иконописце. Родившись без рук и ног, он стал известнейшим художником благодаря своей тяге к искусству.

Таким образом, творчество оказывает огромное влияние на каждого человека, но в особенности — на художников. Именно оно помогает им исцелить собственную душу от всех ран и пережить самые тяжёлые и трудные моменты.

Сочинение какова роль искусства для творца?

Какова роль искусства для творца? Способно ли оно помочь выжить и освободиться? Именно эти проблемы поднимает Л. Тишкова в своём тексте.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает о художниках, которые находили спасение в создании картин. Она подробно описывает историю Ефросиньи Антоновны Керсновской — женщины, которая много лет провела в сталинском лагере. После освобождения, Ефросинья начала рисовать, и в этих рисунках она находила утешение.

Художница рисовала свое прошлое, которое неразрывно было связано с её матерью, она в картинках создавала историю своей жизни, всех злоключений, чтобы наконец смочь освободиться от тех тяжёлых воспоминаний. Автор замечает, что даже сейчас, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, она где-то глубоко внутри ощущает, «насколько сильно искусство помогло потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить».

Этим примером автор показывает, что искусство помогает спастись, превратить ужасные воспоминания в стимул для создания чего-то прекрасного. И это не одна история.

Автор так же приводит в пример таких необыкновенных художников, как Борис Свешников и Михаил Соколов, которые так же долгое время находились в заточении. Их рисунки были нарисованы непосредственно там, в неволе. Борис Свешников рисовал совсем не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — он создавал в своих альбомах фантастические картины: «параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь». Автор замечает, что «впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, как его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере». А Михаил Соколов рисовал совсем маленькие картинки, три на три сантиметра, но по мнению автора эти небольшие фантастические рисунки «в каком- то смысле грандиозней чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской».

Этим примером автор показывает, что человек искусства в неволе погружается в свой фантастический мир и передает эти фантазии через творчество. Так эти необыкновенные художники спаслись от суровой реальности, поэтому их рисунки были настолько грандиозными. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что искусство действительно обладает «спасительной силой» для художника и неважно, изображает он реальность или свои фантазии.

Позиция автора совершенна ясна: она считает, что художник переносит из своей головы, своей души, памяти на бумагу себя самого, что и освобождает его на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. Это определяет поистине великую роль искусства, которое не знает границ и живет в человеке, готовое всегда помочь ему.

Я абсолютно согласна с автором и считаю, что искусство никогда не покидает творца, оно рвется наружу, и как только выходит на свет, меняет человека, делает его счастливым. Доказательством моей точки зрения может стать история Анны Марии Мозес, которая подарила миру свой талант только к 78 годам. Анна Мария с детства любили рисовать и мечтала получить художественное образование. Но её мать не поддержала её увлечение, сказав, что в жизни нужно заниматься конкретным делом. Талант Анны Марии словно спал, пока сама девушка занималась нелюбимой работой и заботилась о детях. Только после смерти мужа, когда здоровье Анны сильно ухудшилось, она вернулась к рисованию. В возрасте 78 лет её картины заметили, слава обрушилась на нее мгновенно. Из-за возраста её стали называть Бабушка Мозес. Она наконец балы по-настоящему счастлива и создавала свои живописные работы еще 20 лет. Так тяга к искусству и талант никогда не оставляли Бабушку Мозес, в итоге сделав её счастливой. Искусство действительно обладает спасительной силой.

Существует много историй о том, как музыка спасали слушателей, картины вдохновляли зрителей, а книги наставляли на верный путь читателей. Но искусство так же способно помочь творцу, ведь самовыражение — самое главная его задача. Талант никогда не оставляет людей творчества, он следует за ними, спасает в трудный момент, придаёт смысл жизни и помогает освободиться от оков сурой реальности.

Сочинение может ли творчество помочь человеку в трудную минуту?

Может ли творчество помочь человеку в трудную минуту? Над этим вопросом размышляет Леонид Тишков.

Автор рассказывает истории нескольких художников, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Евфросинья Антоновна Керсновская, перенесшая заключение в сталинских лагерях, писала картины, на которых изображала то, что видела в детстве. Она также зарисовывала все то, что видела в лагере, чтобы освободиться от тяжелых воспоминаний. Простому человеку сложно представить, с какими ужасами сталкивались люди, отправленные в ссылку.

Думаю, Евфросинье Керсновской творчество помогло сгладить воспоминания о тяжелых временах, вернуло душевное спокойствие.

Борис Свешников, находясь в заключении, тоже писал картины. На них он изображал фантастические города и другую реальность. Художник не утратил внутреннюю стойкость и способность видеть прекрасное. Думаю, именно это помогло ему пережить заключение в лагерях и не лишиться жизни или рассудка в невероятно сложных жизненных обстоятельствах.

Истрии жизней двух художников дополняют друг друга и помогают понять авторскую позицию.

Тишков подводит читателя к мысли, что творчество помогает людям переживать самые тяжелые моменты в жизни. Не зря автор пишет, что оно «всегда готово бескорыстно помочь». Именно творчество помогает человеку найти в себе внутренний стержень, не сдаваться до самого конца, забыть ужасы прошлого.

Я согласна с мнением Тишкова и считаю, что в творчестве заключена невероятная сила. Человека невозможно заставить перестать рисовать или писать. Поэтому даже в самые темные времена, когда кажется, что надежды нет, человек может обратиться к творчеству и найти в себе внутренние силы.

Мою точку зрения проще всего подтвердить, обратившись к книге Аффинити Конар «Чужекровка». Сестры Перль и Стася, попали в Освенцим за год до окончания войны. Они не могли увидеться со своей семьей, над ними ставили жестокие опыты. Чтобы не потерять связь с реальностью, девочки рисовали на земле маки в память о погибших друзьях и родных. Именно рисование помогло им сохранить рассудок.

Действительно, творчество помогает человеку в тяжелые времена. В этом заключается его назначение, его чудесная сила.

Сочинение какова роль искусства в жизни человека?

Какова роль искусства в жизни человека? Этот вопрос поднимает Л. А. Тишков в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о поставленной проблеме, автор приводит две жизненные истории. Узница сталинского лагеря, Ефросинья Антоновна Керсновская начала рисовать, «чтобы освободиться от… тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада». Этим примером писатель показывает, что творчество помогает сбросить с души горький груз, оставленный долгими лишениями и трудностями.

Однако оно не бросает человека и во время этих трудных лет. Так, другой заключенный, художник Борис Свешников, «выжил благодаря творчеству». В неволе «его внутренний мир, фантазирование, творчество» остались свободными, и с их помощью он преодолел период заточения. Этими словами автор иллюстрирует исключительную способность искусства поддерживать человека, находящегося в трудных жизненных обстоятельствах. Оба примера дополняют друг друга, показывая, что искусство помогает перенести все несчастья, посланные судьбой.

Позиция писателя выражена ясно. Л. А. Тишков считает, что творчество «может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжелые испытания и выжить». Оно даёт возможность чувствовать себя живым, мыслящим и свободным в любых обстоятельствах.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, искусство помогает пережить беды, которые встретились у человека на пути. Так, во время Второй Мировой войны, несмотря на ежедневное кровопролитие и ужасные условия жизни, на фронт часто приезжали танцоры, музыканты и певцы, чьё мастерство поддерживало моральных дух солдат, давая им надежу, что скоро они также будут аплодировать этим артистам, но в мирное время, сидя в концертном зале своего родного дома культуры.

Таким образом, творчество помогает человеку преодолеть трудности.

Сочинение какова роль художественного творчества в тяжелых жизненных ситуациях?

В своём тексте Леонид Александрович Тишков задается вопросами: какова роль художественного творчества в тяжелых жизненных ситуациях? Как оно способно помочь человеку выжить?

Размышляя над всем выше поставленным, автор приводит в пример художника-любителя Евфросинью Антоновну Керсновскую, которая пережила много страшных событий в своей жизни, таких как: арест, ссылка в Сибирь и пребывание в течение двенадцати лет в сталинском лагере. Однако она не была сломлена всеми этими происшествиями, так как начала зарисовывать всё, что с ней происходило. Автор пишет, что именно творчество в те тяжелые времена, помогли Керсновской освободиться от тяжелых воспоминаний «двенадцатилетнего ада» и выжить.

Далее автор приводит в пример другого художника с похожей судьбой Бориса Свешникова, только в отличие от Керсновской, он писал фантастические картины, несвязанные с его жизнью и его заключением в лагере.

Удивительно, что творчество способно существовать даже в таких сложных ситуациях. Именно фантазия и искусство спасли ему жизнь. Они помогли Свешникову отвлечься от его участи и начать творить, Оба вышеперечисленных примера, дополняя друг друга, помогают понять авторскую позицию.

Леонид Александрович Тишков считает, что роль художественного творчества поистине велика. Его особенность заключается в том, что когда человек переносит из «своей головы, из души, из сердца, из памяти» что-либо на бумагу, это позволяет ему освободиться, даже если его окружают «тюремные решетки».

Я согласна с мнением автора. Действительно, когда человек творит, он вкладывается в это полностью и уходит из реальности на некоторое время, что позволяет ему отвлечься от всего происходящего вокруг. Так, например Александр Сергеевич Пушкин, пребывая в многочисленных ссылках, не стал отчаиваться и смог подарить миру множество литературных шедевров. В этой «изоляции» он не стал терять времени зря и начал изучать различные источники информации, которые в будущем помогли ему написать различные произведения. Именно его любимое дело помогло ему не отчаиваться и двигаться вперёд.

В заключение хочется сказать, что роль художественного творчества действительно значительна в жизни человека, ведь именно оно может помочь ему, уберечь от нежелательных мыслей, подарить свободу и спокойствие.

Текст ЕГЭ для сочинения Л. А. Тишкову

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт,детали и комментировала свои рисунки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе… (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать…»

(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на этирисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чемнекоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

(по Л. А. Тишкову*) *Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

Смотрите также на нашем сайте:

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ