сочинение

Женские образы в романе тихий дон сочинение для 11 класса

Автор

Проверенные примеры сочинения по литературе для 11 класса на тему женские образы в романе эпопее Тихий дон М. Шолохова, роль женских образов в романе.

Пример сочинения ЕГЭ

В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» говорится о сложном, переломном времени в истории нашей великой страны, когда рушился многолетний уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. Война и революция по-своему отразились на судьбах всех героев романа, однако особенная тяжесть тех времен легла на плечи женщин.

С огромный любовью и теплотой запечатлен в произведении образ матери — Ильиничны. Возвышенная нравственная невероятная красота и мудрость ощущаются и в ее словах, и в поступках. Рачительные и по-настоящему нежные руки Ильиничны никогда не устают, все могут. Эта немолодая женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодолевает любые вставшие на пути испытания. Она готова жертвовать собой, только бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от проблем и непродуманных поступков. Так, убедившись в том, что ее дочь Дуняша любит Михаила Кошевого, убившего ее старшего сына Петра, Ильинична смогла побороть неприязнь и принять еще не так давно бывшего ей ненавистным чужака. Образ этой мудрейшей женщины выступает в произведении эмблемой материнства.

Почти во всем напоминает Ильиничну Наталья. Она – верная супруга и очень заботливая мама, работящая, терпеливая, отзывчивая, благожелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя супруга, Наталья осознает, что его сердце привязано к другой даме, однако она молча мучается, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой тяжкий крест, дожидаясь возвращения непутевого супруга. Наталья — натура прямая, она никогда не будет врать или лицемерить. В отчаянии она пробовала покончить жизнь самоубийством, однако, оставшись после содеянного калекой, не сломалась, не сдалась, сумела возвратить самообладание и решительность. Трагично завершается жизнь Натальи, которая, не выдержав метаний супруга, решается уйти от него и избавиться от его ребенка. После неудачного аборта она гибнет от утраты крови в расцвете лет, однако и, умирая, она ни на кого не держит зла, прощает Григорию и его измены, и упреки.

Поражает собственной наружной и внутренней невероятной красотой и Аксинья. У нее «точеная шея», «пушистые завитки волос», «зовущие губы». Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию изменила ее безотрадную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее совсем не пугает ни публичное мнение, ни побои пьющего и гулящего супруга. Независимая и свободолюбивая Аксинья везде готова следовать за Мелеховым, не раздумывая поделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой дамы путеводной звездой, способной провести через боль, мучения и трудности жизненного пути. Все, что касается Григория, для нее очень важно, и в связи с этим она после погибели Натальи оказывается рядом с ее детками, заменяет им маму.

Совершенно другой предстает пред нами супруга Петра Мелехова Дарья. Данную вызывающе прекрасную, стройную женщину на хуторе вполне оправданно считали гулякой. Жизнерадостная Дарья обожала нравиться мужчинам, в работе же была ленива, предпочитая ей застолья, посиделки. Дарью, естественно, не следует считать черствой и бездушной, однако в те моменты, когда натура ее раскрывается полностью, понимаешь, что в Дарьином сердечке нет места ни жалости, ни сочувствию. Только перед гибелью Дарья поняла, что шла по неправильному пути: «Жизнь прожила и была вроде слепой, а жизнь… госc­поди, красота-то какая!».

Строптивой и гордой казачкой выросла и самая младшая из Мелеховых — Дуняша. Ей также приходится пережить духовную драму. Она любит Мишу Кошевого, который, став большевиком, свирепо убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуняши. Однако, несмотря на опасности со стороны собственной семьи, героиня остается верной чувству и выходит замуж за Кошевого.

Наблюдая за женскими судьбами в романе, понимаешь, что нет в этом месте ни одной полностью счастливой героини — грозное время отразилось на жизни женщин болью, страданиями, лишениями. И все-таки образы казачек заражают нас своим оптимистичным настроем, жизнелюбием, терпением и завидной способностью мужественного преодоления трудностей.

Пример №2 сочинения ЕГЭ

В своём романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подарил читателю знакомство с довольно яркими женскими образами, без которых трудно представить не только это произведение, но также и жизнь кубанских казаков. В особенности сильное впечатление на меня произвели 3 героини: Аксинья, Наталья и Ильинична. Любая из них — личность с огромной буквы. И у каждой — нестандартная судьба.

Данные 3 дамы неразрывно связаны с основным героем романа Григорием Мелеховым, которого они все искренне любят. Аксинья — страстно и пылко; Наталья — неуверенно, преданно и безответно; Ильинична — ласково и беззаветно, по-матерински.

Трудную жизнь прожила невероятно яркая красавица-казачка Аксинья. В ранней молодости изнасилованная своим отцом, выданная замуж за нелюбимого человека, потерявшая двоих детишек, она могла бы не выдержать такие удары судьбы, но все же справилась. Любовь к Григорию, ворвавшаяся в жизнь Аксиньи в один момент и озарившая её невероятно ярким пламенем, стала тем спасением, которое вознесло даму над всеми её неудачами. И сделало бессмертной. И хотя это светлое чувство испытало на собственном пути огромное количество проблем, Аксинья все же успела испытать истинное женское счастье. Ведь самый дорогой человек, пусть и недолго, был рядом и отвечал взаимностью.

А вот жизнь Натальи вызывает больше сострадания. Невероятно красивая, застенчивая, хорошая женщина, избранная в супруги Григорию его папой, перевоплотилась в даму, съедаемую ревностью. В даму, решившуюся на огромный грех — убийство собственного ещё не рождённого малыша, и погибшую от этого. Григорий не любил Наталью и изменял ей с Аксиньей, о чём знали все вокруг. Безусловно, женщина ощущала себя униженной и растоптанной. Однако продолжала испытывать к супругу по-настоящему нежные чувства… Никого, кроме самого Григория, у неё не было. И ничего, не считая неразделённой любви, в жизни Наталья не испытала. Ильинична — мама главного героя — вызывает настоящее почтение. Она мудра и умна, умеет выстроить отношения с каждым. Даже супруга собственного, отличающегося очень горячим, склочным и хулиганистым характером умеет успокоить.

Ильинична очень любит и его, и сыновей своих прекрасных, и невесток, и внуков. Она разумно ведет хозяйство, создаёт комфортную обстановку, проявляет заботу о домочадцах. Она — безупречная супруга и мама.

У каждой из этих трёх героинь судьба оказывается трагичной. Аксинья и Наталья гибнут юными. А Ильинична теряет супруга, сына Петра и двух невесток.

По какой причине же автор оказался настолько безжалостен к казачкам? Мне кажется, ожесточённым был не Шолохов, а время, описанное им в произведении. Кровавый период революций и войн, бед и лишений. У этого жестокого времени было отнюдь не женское «лицо». И потому автор не оставил шансов своим героиням. Они, как невероятно красивые цветочки, пали под томным солдатским сапогом.

Пример №3 сочинения ЕГЭ

Основные человеческие ценности, как известно, заключаются в любимой работе, семье, воспитании детей и любви к своей земле. Женские образы в «Тихом Доне» Шолохова являются олицетворением теплого дома, любви и верности. Разные судьбы героинь помогают автору эпопеи полнее раскрыть жизненные проблемы донского казачества, характер и внутренний мир станичников в лихое время Гражданской войны.

Аксинья Астахова

Одной из основных сюжетных линий в романе Шолохова является любовь Григория Мелехова к бойкой казачке Аксинье Астаховой. В народе про нее ходила недобрая молва как о падшей и развратной «бабенке». Для Григория же она была любимой женщиной, самой верной и преданной. Девушку выдали замуж за Степана совсем молоденькой, и этот брак не принес ей женского счастья. Постоянные мужнины побои окончательно остудили ее чувства к нему, поэтому можно понять ее мечту «за всю жизнь горькую отлюбить».

И женщина упорно защищает свою любовь. Ее страстное чувство к Григорию не могут понять жители хутора, сторонники патриархальных семейных устоев. Любовь — самое главное в ее жизни, и вначале в ней больше животного начала:

Аксинья не может без мужской ласки, этим и объясняются измены: Уже полюбив Григория, продолжает жить со Степаном. От горького одиночества сходится с Листницким, когда любимый возвращается в семью.

Однако ее самозабвенная любовь к Григорию, ради которой Аксинья готова на все, может оправдать и ее некоторый эгоизм, и жестокость к жене Мелехова Наталье, и даже измены. От страницы к странице Аксинья меняется, ее чувства становятся добрее, как и ее любовь. После рождения дочери в авторском описании уже нет слов «жадная» и «порочная», походка ее становится «уверенно-счастливой».

Находясь в разлуке с любимым, она сближается с его сыном Мишаткой, а когда умирает Ильинична, ухаживает за детьми, как за своими.

Те, видя ее искреннее участие, тепло принимают ее заботу. Даже по отношению к Григорию она становится по-матерински нежной. Григорий удивляется ее самоотверженности и готовности пойти с ним хоть на край света, ласково говоря: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!» Жадно-страстное, почти животное чувство Аксиньи на глазах читателей превращается в высокую, жертвенную, почти материнскую любовь.

Душа героини наполняется новым содержанием, внутри нее бушует весна. Жизнь без любви не имеет для нее смысла, она помогает ей жить, но она же и приводит к гибели. Женщина ищет покоя и тихого семейного счастья, но происходящие вокруг события не дают их обрести. Жизнь заставляет ее скитаться вместе с Григорием, не принятым новой властью и ставшим изгоем в родной станице.

И кто знает, может быть именно смерть от случайной пули даст ей успокоение.

Наталья Мелехова

Передавая портрет «дюже красивой» (по словам Аксиньи) Натальи, писатель отмечает её открытые серые глаза, смущённую улыбку, по-девичьи застенчивый взгляд и «большие, раздавленные работой руки». После родов Наталья немного пополнела, но даже Григорий не мог отрицать ладность и степенность её фигуры и «широкую рабочую спину». Именно трудолюбием и скромностью покорила она душу Ильиничны, когда та выбирала невесту для сына. По сравнению со своей соперницей Аксиньей, ее любовь к Григорию кажется, на первый взгляд, немного холодной.

На самом деле чувства ее глубоки и по сравнению с Аксиньей духовно наполнены. «Тайное, неуловимое» в ней заметил и сам Григорий еще во время сватовства. За всем обликом и поведением Натальи стояла внутренняя наполненность и чистота: «…глаза ее вспыхнули таким ярким брызжущим светом радости, что у Григория дрогнуло сердце, и мгновенно и неожиданно увлажнились глаза». После рождения детей женщина стала смелее, «расцвела и похорошела диковинно», лицо «радостно зарумянилось».

Она очень любила мужа, каждый разговор с ним приносил ей радость и волнение в сердце. Этим она заслужила зависть беспутной Дарьи и уважение свекрови, а с Дуняшей они были как подруги. К сожалению, любовь Натальи трагична. Почти сразу после женитьбы Григорий сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…».

Она пыталась бороться: В первый раз, когда пошла к сопернице, «игру вела» Аксинья, стараясь побольнее уколоть и оскорбить ее, так как чувствовала телесную власть над Григорием. При второй встрече Наталья обвинила Аксинью в распутстве и напомнила все ее измены: «Ты и с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят, так не делают».

Только она не учла, какие изменения произошли с Аксиньей, и последняя одержала победу, оказавшись духовно сильнее Натальи. Та, в свою очередь, не обращая внимания на бабские пересуды, тихо переживала и терпеливо ждала, что муж вернется.

Когда тот действительно вернулся, в семье, казалось бы, должны были наступить покой и счастье, но годы военного лихолетья спутали все карты, и судьба снова сводит героя с Аксиньей.

Теперь У Натальи уже не было больше сил на борьбу за «непутёвого своего Григория», и в полном отчаянии она просит возмездия. Были окончательно порушены те православные устои, на основе которых воспитывала ее мать, борьба за их святость отняла у бедной женщины все силы, и она гибнет, на этот раз навсегда. Обе главные героини произведения и умирают одинаково, истекая кровью: Наталья долго еще находилась в сознании, мысленно желая проститься со всеми, а от Аксиньи жизнь ушла в один миг.

Образ Ильиничны

Покоряет сердца читателей образ еще одной женщины в сочинении Шолохова — Василисы Ильиничны Мелеховой. К началу действия в романе ей нет и пятидесяти и кажется она незаметной. Писатель в первых главах даже не дает ее портретной характеристики, а только отдельные детали: «узловатые и тяжелые руки», шаркающая походка. Жизнь ее не была богатой, много горестей пришлось ей пережить на своем веку. В молодости, из-за частых побоев мужа «по месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей вскормила».

При этом в Ильиничне сохранились понимание и доброта к людям. Осознавая мучения Натальи, относится к ней, как к родной дочери, старается брать основную работу по дому, чтобы та поспала лишний часок. Она смогла простить даже Мишку Кошевого, который убил ее старшего сына Петра, но принять его как зятя долго не соглашалась. До старости эта женщина сохранила молодую стать («плавает гусыней») и твердость характера. Она недовольна порочной связью своего сына Григория с Аксиньей. Когда услыхала от снохи, что та просит о смерти мужа, заставила ее читать молитву. И хотя жизнь с мужем Пантелеем Прокофьевичем дается ей несладко, женщина сохраняет с ним ровные отношения и заботливо, несуетливо ведет хозяйство и с любовью ухаживает за внуками.

И хотя осуждает старшую сноху Дарью за слишком вольное поведение, скрывает от мужа ее болезнь, чтобы тот с позором не прогнал ее. Пожилая женщина не обращает внимания на мелочи, сохраняя мир и порядок в семье. Не разбираясь в политических событиях, Ильинична иногда оказывается дальновиднее и мудрее мужчин.

Например, она выговаривает младшему сыну, когда тот порубил матросов: «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость». После убийства Дарьей пленного она «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям». Заметив, как Кошевой любит Дуняшу и как теплеет его колючий взгляд при виде детишек, она примиряется с их предстоящей свадьбой. Если раньше она была сдержана в своих чувствах, то последние дни ее наполнены мыслями о Гришеньке. Война и общая боль за близких примирили ее с Аксиньей.

Ильинична умирает, не дождавшись Григория, и Аксинье трудно узнать в мертвой маленькой старушке прежнюю мужественную Ильиничну. Образ этой мудрой женщины, настоящей матери, играет большую роль в произведении. Она единственный человек, кто живет по-божески.

Григорий давно от православной веры отрекся, так как «ежели бы был — не имел бы права допущать людей до такого беспорядка». Ильинична, не принимая всем сердцем насилия и братоубийства, верит в справедливость и по традиции ассоциирует ее с Богом.

Другие женские персонажи

Особое отношение автора заслужила самая молодая героиня романа — Дуняша Мелехова. В ее лице Шолохову виделось новое поколение донских казачек, которые стремятся к образованию, но все так же по традиции крепко связаны с семьей. Она тяжело пережила смерть своих близких, но имеет сильный характер, и с этим считаются окружающие. Девушка добивается церковного бракосочетания с Михаилом Коршуновым, который, воюя на стороне красных, убивает ее брата.

Находясь между двух огней, она сохраняет теплые отношения с братом Григорием и воспитывает его сына Мишатку. Она так же, как когда-то ее мать, умело ведет дом, справляется с хозяйством без посторонней помощи. Старшая сноха Мелеховых Дарья совсем другая — веселая, беззаботная, как ребенок. Не терпит командного тона свекра и домашнюю работу, интересуется лишь нарядами, выпивкой и мужчинами.

После смерти мужа Петра Дарья потеряла всякую стыдливость, отдавалась первому встречному, даже старому Пантелеевичу себя предлагала. В конце концов, заразившись сифилисом, поняла, что жизнь кончена, и пожалела о своей буйной молодости: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Понимая, что скоро все раскроется, и позор ляжет на семью Мелеховых, она нашла в себе мужество достойно уйти из жизни.

Пример №4 сочинения ЕГЭ

Роман-эпопея Шолохова провозглашает мирный труд как основу человеческой жизни. Он показывает жестокость и бессмысленность войны, которая осиротила детей, сделала вдовами жен. Проведя своего героя через боль, горе, страдания, он приводит его к порогу родного дома. Здесь ждет Мелехова сын, продолжение его на этой планете. Хранительницами домашнего очага являются женщины: жены, сестры, матери.

Женские образы «Тихого Дона» отличаются яркостью, неординарностью и нравственной силой. Шолохов с большой любовью создает женские характеры, связывая их с традиционным миром казачьего быта. Нелегка судьба казачек, но они стойко переносят все тяготы жизни, выпавшие на их долю. Женские образы воплощены в героинях нескольких поколений. Всех их объединяет способность преданно любить, готовность пожертвовать жизнью ради родных людей.

Старшее поколение представляет Ильинична, жена Пантелея Мелехова. Она настоящая опора семьи, семья – смысл ее жизни. В ее образ Шолохов вкладывает понятие матери. Она пытается сохранить мир в семье, решает бытовые и моральные проблемы. Ильинична любит своих сыновей, умеет утихомирить разбушевавшегося супруга. От нее никто не слышал грубого слова. Своим снохам она стала доброй матерью. Ильинична считает себя в ответе за все, что происходит с ее детьми. Григорий на всю жизнь запомнил слова матери: «Бога, сынок, не забывай!» Ильиничне досталось пережить смерть сына, невесток. Когда пропал на фронте Григорий, она со слезами молилась за него. Верила, что не может бог отнять у нее еще и этого сына. Кто знает, может быть, ее молитвами остался жив Григорий. Спокойная, домовитая, душевная, она, бесспорно, является идеалом казачьей жены.

Главными и запоминающимися образами стали любимые женщины главного героя Григория Мелехова. Страстная, красивая, смелая Аксинья запала в душу Григория с юношеских лет. Она жила по соседству с Мелеховыми. Они часто виделись, но только, повзрослев, Григорий увидел в ней не только соседку, но и красивую женщину. Колдовскую красоту и страстность Аксиньи Шолохов отмечает не раз. Даже женщины высоко ценили внешность Аксиньи, настолько она была хороша. Где уж было устоять Григорию.

Она ничего специально не делала, чтобы привлечь внимание казака. Григорию пришло время любить, рядом оказалась Аксинья, не знавшая любви. У нее не было родных, детей со Степаном тоже родить не получилось, мужа она не любила, жила с ним по привычке, иногда жалела. Страстная натура Аксиньи давно созрела для любви и материнства. Хорошая хозяйка, подвижная, умелая, она подходит под некрасовское описание русской женщины, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Аксинья с головой бросается в грешную свою любовь. Хотя сама она не осознает ее греховности. Ее любовь словно возвышает ее над грехом. Кто виноват, что ее выдали замуж за нелюбимого Степана до встречи с Григорием? И теперь, открыв для себя это чувство, заполнившее все ее существо, она бы никому неПроведя своего героя через боль, горе, страдания, он приводит его к порогу родного дома. Здесь ждет Мелехова сын, продолжение его на этой планете. Хранительницами домашнего очага являются женщины: жены, сестры, матери.

Женские образы «Тихого Дона» отличаются яркостью, неординарностью и нравственной силой. Шолохов с большой любовью создает женские характеры, связывая их с традиционным миром казачьего быта. Нелегка судьба казачек, но они стойко переносят все тяготы жизни, выпавшие на их долю. Женские образы воплощены в героинях нескольких поколений. Всех их объединяет способность преданно любить, готовность пожертвовать жизнью ради родных людей.

Старшее поколение представляет Ильинична, жена Пантелея Мелехова. Она настоящая опора семьи, семья – смысл ее жизни. В ее образ Шолохов вкладывает понятие матери. Она пытается сохранить мир в семье, решает бытовые и моральные проблемы. Ильинична любит своих сыновей, умеет утихомирить разбушевавшегося супруга. От нее никто не слышал грубого слова. Своим снохам она стала доброй матерью. Ильинична считает себя в ответе за все, что происходит с ее детьми. Григорий на всю жизнь запомнил слова матери: «Бога, сынок, не забывай!» Ильиничне досталось пережить смерть сына, невесток. Когда пропал на фронте Григорий, она со слезами молилась за него. Верила, что не может бог отнять у нее еще и этого сына. Кто знает, может быть, ее молитвами остался жив Григорий. Спокойная, домовитая, душевная, она, бесспорно, является идеалом казачьей жены.

Главными и запоминающимися образами стали любимые женщины главного героя Григория Мелехова. Страстная, красивая, смелая Аксинья запала в душу Григория с юношеских лет. Она жила по соседству с Мелеховыми. Они часто виделись, но только, повзрослев, Григорий увидел в ней не только соседку, но и красивую женщину. Колдовскую красоту и страстность Аксиньи Шолохов отмечает не раз. Даже женщины высоко ценили внешность Аксиньи, настолько она была хороша. Где уж было устоять Григорию.

Она ничего специально не делала, чтобы привлечь внимание казака. Григорию пришло время любить, рядом оказалась Аксинья, не знавшая любви. У нее не было родных, детей со Степаном тоже родить не получилось, мужа она не любила, жила с ним по привычке, иногда жалела. Страстная натура Аксиньи давно созрела для любви и материнства. Хорошая хозяйка, подвижная, умелая, она подходит под некрасовское описание русской женщины, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Аксинья с головой бросается в грешную свою любовь. Хотя сама она не осознает ее греховности. Ее любовь словно возвышает ее над грехом. Кто виноват, что ее выдали замуж за нелюбимого Степана до встречи с Григорием? И теперь, открыв для себя это чувство, заполнившее все ее существо, она бы никому не позволила оскорбить ее. Конечно, она понимает, что опорочила честь мужа, но не хочет и не может остановиться. Она стойко переносит побои супруга, осуждение и насмешки людей. Только, когда Григория отец решил женить на Наталье Коршуновой, Аксинья делает попытку забыть Григория. Она обращается к бабке-знахарке, чтобы та помогла ей расстаться с мыслями о чужом муже. Да, видно, настоящей любви не страшны никакие заговоры. Не смогла Аксинья забыть Гришку, как ни пыталась. Когда же он, поругавшись с отцом, предложил ей уйти с хутора, она, не раздумывая ни секунды, согласилась. Быстро собрала она вещи, и в тот же вечер они с Григорием ушли в имение Листницких и нанялись к ним в работники.

Спустя время Аксинья родила дочь от Мелехова. Григорий ушел на военную службу, она осталась ждать его. Дочь заболела скарлатиной и умерла, когда Григория не было рядом. Аксинью утешил сын хозяина Евгений. Колдовская красота Аксиньи покорила и его.

Оскорбленный изменой Григорий уходит от Аксиньи к законной жене. Наталья олицетворяет семейные ценности в романе. Красивая, тихая, скромная, она не выдерживает конкуренции с Аксиньей, которая заполняет собой всю жизнь Григория. Он признается жене, что не любит ее, она кажется ему холодной, чужой. Может быть, ему просто не хватило терпения, чтобы дождаться, когда Наталья станет близкой, своей. Семья это – труд. Григорий ушел от душевного труда, не постарался разглядеть Наталью, понять ее. Аксинья заслонила ему все. С ней ему было проще, понятнее.

Обе женщины рядом с Григорием счастливы своей любовью к нему, и каждая по-своему несчастна. Когда Наталья просит Аксинью отпустить мужа, та отказывается, объяснив, что это единственный дорогой человек, который остался у нее. У Натальи есть родители, родственники, дети, у Аксиньи не осталось никого. По-человечески жаль и ту, и другую. Наталья действительно очень отличается от Аксиньи. Она другая, более тонкая, нежная, в ней нет такой силы и стремления к жизни, как у Аксиньи. Это можно объяснить. Наталья была любимой дочерью в богатой семье. Аксинья не помнила родных, она привыкла выживать, бороться за себя, что сделало ее сильнее. Наталья любит Григория всем сердцем. Его безразличие, измены больно ранят ее. Ей не хватает душевных сил и житейской мудрости справиться с этой бедой. Сначала она попыталась свести счеты с жизнью, но попытка не удалась.

Наталья порезала косой шею и осталась кривой на всю жизнь. Она уходит от Мелеховых к родителям, но потом возвращается и ждет, когда Григорий одумается. Ильинична молит бога, чтобы сын вернулся к жене. Наталья выступает хранительницей семейных казачьих традиций. Она дождалась Григория, познала радость материнства, но очередная измена Григория выбила почву из-под ног. Беременная Наталья в отчаянии пытается избавиться от ребенка. Этот великий грех не остался без расплаты. За отнятую у ребенка жизнь Наталья заплатила своей. Пытаясь отомстить Григорию, наказать его, она убивает его не рожденного ребенка и умирает сама.

Сын Григория Мишатка передает отцу последнее послание от матери. Когда еще Наталья была жива, она попросила, чтобы Мишатка поцеловал отца за нее, когда тот вернется. Она просила, чтобы он жалел детей и еще о чем-то, но Мишатка забыл о чем. Сын выполнил последнюю волю матери. Видимо, перед лицом смерти к Наталье пришло раскаяние. Она поняла, что дети остаются совсем одни. Григория после этих слов сына охватила тоска от запоздавшего понимания своей ошибки, от того, что ничего уже нельзя вернуть, исправить. Мать говорит, что Наталья перед смертью простила его, но чувство вины терзает Григория.

Жестоко наказан Григорий: потеряв жену, он вскоре теряет и Аксинью. Она погибает от случайного выстрела. Страстная любовь сродни эгоизму, наверное, поэтому Шолохов не одобряет отношений Григория и Аксиньи, которые принесли несчастье другим людям.

Смерть Натальи была большим горем для двух семей. Ее родители потеряли единственную дочь, но и в семье Мелеховых ее любили, как родную. По сравнению с другой снохой Дарьей, она была образцом чистоты, семейственности.

Веселая, озорная Дарья была далека от семьи. Она гуляла от Петра, а после того, как Петра не стало, она словно обезумела. Свекор пытался наставить ее на путь, но она так ему ответила, что старик растерялся. В итоге Дарья заболела плохой болезнью и утопилась в Доне. Страшная смерть стала следствием ее непутевой жизни и легкомыслия.

Еще один женский образ, о котором нельзя не упомянуть, Дуняша, младшая сестра Григория. В начале романа мы видим ее тринадцатилетней девочкой. Постепенно она превращается в красивую, домовитую казачку, под стать матери. Ее любовь тоже не лишена препятствий. Она влюбилась в Михаила Кошевого, который во время гражданской войны убил ее старшего брата Петра. Он ненавидит и Григория. Дуняша мечется между братом и любимым. Она остается хозяйкой дома Мелеховых, выходит замуж за Михаила, после смерти Натальи берет на себя заботу о детях Григория. Потеряв всех родных, она не может потерять единственного брата. Она спасает его от расправы Кошевого, предупреждает об опасности. Дуняша унаследовала от матери умение заботиться о близких, хозяйственность, домовитость, умение преданно и беззаветно любить.

Женские судьбы, описанные в романе-эпопее Шолохова, не похожи одна на другую. Каждая из женщин имеет свою индивидуальность, свой характер, свою судьбу. У каждой из них большая душа, вмещающая любовь к своему избраннику, детям, родной земле. В этом величие и красота шолоховских героинь.

Пример №5 сочинения ЕГЭ

В тексте романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» женским персонажам уделено особое внимание, ведь автор хотел показать тяжкую судьбу русской женщины, ее великий труд, который не сравниться с работой мужиков.

Конечно, на актуальной военной почве, автор описывает состояния матерей, которые отправляют своих сыновей на войну и проливают горькие слезы после их отъезда. Старенькая Ильинична частенько браниться из-за непонятности войны. Она называет ее развлечением, во время которого мужики из ружей палят да на конях раскатывают.

А как же приходится бедным матерям?

Ильинична обладает необычайной женской мудростью. Она владеет секретами счастливой семьи. Наглядно, героиня демонстрирует свои крепкие отношения с мужем – с Пантелеем Прокофьевичем. Ильинична принимает в свой дом Наталью. Она, как и молодая жена Григория, ждет с нетерпением появления их детей. Ведь дети могут объединять родителей.

Судьба приготовила Ильиничне множество трагических событий. Смога пережить она смерть старшего сына, потеряла мужа и похоронила обеих невесток. Последняя надежда осталась у старухи – невредимость младшего сына. Она верила и ждала, что он вернется здоровым и живым.

Персонаж матери Григория играет важную, значимую роль в тексте романа. Ильинична – мать, она поддерживает свою семью, старается навести мир и порядок в ней. Героиня совершенно равнодушна к переделке мира на красных и белых. В любых ситуациях, она с жалостью и состраданием относится даже к тем людям, которых возненавидела.

Другой женский персонаж – Наталья Коршунова – завоевала любовь и доверие всей семьи Мелеховых. Однако к ним не относится Григорий, который на самом деле взял замуж Наталью только по советам родителей. В этом и заключается трагедия ее жизни.

Григорий признался Наталье в своих чувствах, рассказал, что не испытывает любовных влечений к своей молодей жене, ведь думает только о прекрасной Аксинье. Спустя некоторое время Григорий уходит из дома и бросает Наталью. Она находится в смятенье, возвращаясь в дом отца. Не найдя покоя, Наталья снова просится в семью Мелеховых, где и ожидает возвращения своего мужа.

В какой-то момент казак действительно возвратился к Наталье, как к матери его детей, как к хранительнице его семьи. Такое переменчивое отношение мужа, пробуждает в героине ненависть. Она проклинает неверного казака, а затем избавляется от долгожданного ребенка, после чего умирает и сама.

Вот такой трагичной и страшной была судьба одной из героинь романа М. Шолохова. Наталья была сильной, она терпела обиды, испытывала сильнейшие душевные переживания, о чем и свидетельствуют ее поступки, избавление от ребенка, попытка самоубийства. Молодая супруга Григория похожа на его мать – такую же трудолюбивую, сдержанную и семейную.

Практически противоположным женским персонажем в романе является Аксинья. Она схожа с Григорием неугомонностью характера, свободолюбием и, конечно же, настоящими, страстными чувствами любви. В этой героине сконцентрировалась бурная стихия природы. Аксинья во что бы то не стало, пыталась наладить свое женское счастье, обрести покой в объятиях любимого мужчины. Но, со временем, ее страсть превратилась в материнскую заботу и нежность, которые женщина испытывала по отношению к Мелехову. Она хотела ласкать и утешать его, ограждать от всего плохого, словно мать, закрывающая от беды свое дитя.

Еще одним интересным женским образом на страничках романа была Дарья – жена Петра. Она была ленивой, неопрятной и распутной. Семейная жизнь не превратила ее в унылую бабу. Избегая всяческой работы, Дарья уделяла внимание своему внешнему виду, была стройна и тонка. Она кокетничала, вилась в походке.

В душе Дарьи отсутствует всякая нравственность. Она отважилась на убийство, запятналась каплями крови, валяясь рядом с Котляровым.

После того, как погибает Петр, Дарья становится еще более распутной. Она часто меняет мужчин, решается заигрывать к Григорию. Жизнь наказывает ее за такое аморальное поведение. Заразившись «дурной» болезнью, героиня знает, что теперь медленно будет терять молодость и красоту. Такие мысли приводят ее к самоубийству.

Женские персоны, с которыми познакомил нас автор романа, описывают читателям саму Россию. Она красива, но обречена. В ее судьбе много страданий. По мнению Шолохова – женщина – это хранительница семейного очага, олицетворение народной нравственности и носитель жизни.

Пример №6 сочинения ЕГЭ

Замечательный писатель, на счету которого самые известные и величайшие произведения всех времен – Михаил Шолохов. Широкую известность и популярность он приобрел благодаря роману «Тихий Дон». Сюжет произведения раскрывает жизнь простых деревенских людей, на судьбу которых повлияла война и послевоенное время.

Особое внимание писатель уделяет не мужским, а женским образам. Именно через них он передает настроение и смысл своего романа. Особое впечатление на читателей произвели такие женщины как Аксинья и Наталья. Аксинья, будучи замужем за Степаном Астаховым, безгранично любит Григория Мелихова. Степану, который вернулся со службы домой, она по чистой совести во всем признается. В этом и открывается Аксинья, как честная женщина. Она не хочет обманывать супруга и стойко переносит последствия ее измены. Свою любовь к Григорию, не боясь порицаний со стороны односельчан, она проносит через года. Ради своих сильных чувств она приносит в жертву собственное благополучие и семейные отношения.

Аксинья – настоящая женщина-казачка, сильная личность, которая идет наперекор всем правилам и порядкам, установленным в те времена. Аксинья живет волею чувств, не разумом, а сердцем. Но ее страсть впоследствии причинила ей самой и многим вокруг немало бед и боли. Даже то, что Григорий женился, и у него появились дети, не остановило Аксинью.

Измена Аксиньи с Листницким по сути произошла не по ее воле. В этот момент она потеряла двух самых близких ей людей: Григорий ушел на службу, а их общий ребенок умер от тяжелой болезни. Одиночество и боль сделало ее беспомощной, и этим воспользовался молодой барин. Подлость Листницкого в дальнейшем сыграет злую шутку в судьбе Аксиньи. Григорий, узнав об измене женщины, бросил ее и вернулся к Наталье.

В отличие от Аксиньи, Наталья, жена Григория является настоящей хранительницей домашнего уюта, очага. Несмотря на постоянные перебежки своего мужа, она продолжает ждать его и верить, что Григорий одумается и вернется к ней. Наталья, сломив свою гордость, отправляется к Аксинье и просит ее вернуть отдать мужа. Аксинья, сильно унизив Наталью, потом через несколько лет сама придет к ней. Теперь уже Аксинья будет просить и умолять. Но Наталья больше не будет ругаться, и скандалить, она предоставит право выбора Григорию.

Трагическая судьба Натальи и ее кончина описана в романе особенно лирично. Наталья умерла, после очередного ухода Григория, совершив роковую ошибку. Она погубила не только себя, но и еще не родившегося их с Григорием ребенка.

Отдельным, пусть и не столь значимым, но все же ярким персонажем является мать Григория Мелихова — Ильинична. Это кроткая и добрая женщина, несмотря на все беды, которые принесла в их семью Аксинья, простила раскаявшуюся женщину.

Дарья Мелихова – жена брата Григория, до и после смерти своего мужа вела распутный образ жизни. За что потом и поплатилась, заболев смертельной болезнью. Только перед тем как покончить с собой, Дарья поняла, что нельзя было так проживать единственную жизнь, данную человеку. Не выдержав, она утопилась в речке.

Дуняшка, сестра Григория Мелихова, открытая и гордая девушка. У нее острый ум и цель, к которой она идет наперекор всем противоречиям и запретам своих родных. В конце концов, Дуняшка выходит замуж за Мишку Кошевого.

Образ настоящей женщины открывает пред читателем сильный и волевой характер. Несмотря на трагедии, произошедшие в жизни каждой из них, они остались верны своим целям и убеждениям. Независимо от того, добрая, сильная, слабая, чувственная или гордая, женщина – это отдельная личность, которая в любой ситуации идет с гордо поднятой головой.

Пример №7 сочинения ЕГЭ

В романе «Тихий Дон» Шолоховым создано несколько ярких запоминающихся женских образов. Особое место среди них занимает Аксинья Астахова. Это гордая красивая казачка. Она замужем за Степаном Астаховым, но любит Григория Мелехова.

Аксинья не скрывает от мужа своих отношений с другим мужчиной и честно признаётся ему во всём. Ради своей любви героиня готова на всё и не боится осуждения общества. Аксинью ничто не останавливает: ни жена Григория, ни его дети, настолько её страсть сильна. Её грешная любовь приносит много страданий не только ей самой, но и окружающим. Она обречена с самого начала. Добившись воссоединения с Григорием, Аксинья погибает на руках возлюбленного от пули случайных преследователей. Так трагически заканчивается её жизнь.

Наталья Коршунова – жена Григория, соперница Аксиньи и полная её противоположность. Это кроткая и целомудренная женщина. Она создана для семейной жизни, которая у неё никак не клеится. Наталья покорно сносит измены мужа, надеясь, что он одумается и вернётся к ней – отличной хозяйке и матери его детей. Из-за измен мужа женщина идёт на отчаянный шаг. Она избавляется от ещё не родившегося ребёнка от Григория и умирает от потери крови, оставив двух малолетних детей без матери.

Василиса Ильинична Мелехова – преданная жена, любящая мать, мудрая женщина, хранительница домашнего очага большой семьи. От непосильного труда она состарилась раньше времени. Многого натерпелась Ильинична и от мужа, который изменял ей в молодости, часто устраивал скандалы.

Она заботится обо всех членах семьи; с сочувствием и добротой относится к своей невестке Наталье, переживает за неё и защищает её. С появлением в своём доме зятя Михаила Кошевого Ильинична чувствует себя лишней и ненужной.

Дуняша Мелехова – сестра Григория, красивая, умная, добрая и целеустремлённая девушка. Она влюбляется в Михаила Кошевого. Её не останавливает тот факт, что он повинен в гибели её родного брата Петра. Несмотря на протест своей семьи, она встречается с Кошевым и вопреки своим родным, выходит за него замуж. После смерти невестки Натальи она воспитывает их с Григорием детей.

Особняком от других героинь романа стоит Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова. Это молодая и красивая женщина, но ленивая и безответственная.

После гибели супруга, она вела распутный образ жизни, чем впоследствии и поплатилась, заразившись сифилисом. Дарья заканчивает жизнь самоубийством, утопившись в реке.

Таким образом, Шолохов представил читателям разнообразные женские образы, но всех их объединяет одно – лихолетье войны и непростые судьбы.

Пример №8 сочинения ЕГЭ

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов очень ярко описал бытие казачества во времена гражданской войны. Он проникся сущностью казачьего нрава. Посему его герои настолько необыкновенны и незабываемы.

Важную роль играют дамские образы. Ведь именно женщина оберегает очаг, храня добро и любовь. Женский образ в романе — контраст характеров, особенно ярко выраженный в отношениях между Григорием Мелеховым с Аксиньей и Натальей.

Аксинья, главная героиня, независима, красива и горда. В ней гармонирует благородство, красота с любовью, ради которой способна принести себя в жертву.

Жизнь ее была нелегкой. Аксинья, супруга Степана, понимала, что чувства к Григорию обречены. Также она осознавала, что должна понести наказание за грешную любовь. Даже когда слухи пошли по всему хутору, Аксинья не стала скрывать своих истинных чувств к Григорию. Она жаждет следовать за зовом сердца, оттого и не скрывает свою любовь.

Аксинья сильная женщина. Ее любовь настолько была беззаветна, что уходя много раз с Григорием из дома, ни разу не спрашивала ни о чем. Но Аксинья не идеальна, у нее есть свои недостатки. Ее сильное влечение приносит несчастье не только ей, но и близким людям.

Вопреки всему Аксинья отвечает за собственные действия. Всю свою жизнь она ни за кого не пряталась и была предана своим чувствам. Если вначале это был протест против тягостной жизни, то потом эти барьеры рушатся.

Погибель Аксиньи в романе видится глупой. Ее приверженность к Григорию с самого начала была обречена на провал. Страсть это всего лишь минуты наслаждения, но и терзаний. Шолохов обращает внимание читателей на обреченность этой любви.

Противоположностью Аксиньи является Наталья. Она представлена здесь как мать и верная жена. Главное для Натальи семья. Она не могла понять метаний Григория, а все потому, что между ними была стена недопонимания.

Какие разные нравы у Натальи и Аксиньи читатель увидит, когда соперницы встретятся. При первой встрече Наталья слезно умоляет Аксинью отступиться и уходит подавленной. Спустя время они уже предоставляют право выбора Григорию.

Много пережила Наталья и физической и моральной боли из-за предательства Григория. Смерть героини автор описывает нежно и плачевно.

Еще один из ярких образов в романе, образ Дарьи Мелеховой. После потери ненавистного мужа, женщина решила окунуться в круговорот распутства.

Женские образы в романе раскрывают суть нового периода казачества, где женщина главная героиня романа.

Пример №9 сочинения ЕГЭ

Михаил Шолохов – замечательный писатель, его перу принадлежат известные произведения, читаемые до сих пор. Одной из центральных его работ, является «Тихий Дон». Сложное литературное произведение о непростой жизни людей во время войны и революции, на этом фоне писатель показывает личностные драмы героев, обычных людей. В романе М. Шолохов уделяет большое внимание женщинам и их роли. Каковы же основные женские образы?

Аксинья

Центральным женским образом является – Аксинья. Она замужем, но любит другого – Григория Мелехова, когда же её муж – Степан Астахов, спрашивает её о правдивости слухов, Аксинья не обманывает и признаётся. Этот эпизод раскрывает её как сильную личность, готовую нести ответственность за свои поступки. Ведь она не побоялась раскрыть правду, не побоялась мужа и общественного порицания. Она готова пожертвовать собой ради настоящей любви и чувств. Аксинья – это прототип русской женщины, как говорится и огонь, и воду, и медные трубы готова пройти ради этих чувств, ради своего мужчины. Она живет, так как велит ей сердце. Но эти порывы страсти причиняют немало горя и ей самой, и окружающим. Аксинью не остановило то, что у Григория появились дети. Даже факт её измены с Листницким – это показатель чувств, насколько ей было больно и на что она пошла, чтобы заглушить эту любовную боль. Страсть и любовь Аксиньи губительна для их отношений. Она стремится полностью занять жизнь и мысли Григория, не оставляя свободного места ни для кого. Дети Аксиньи и Григория не смогли выжить, они являются неким олицетворением их союза и его несостоятельности, губительности такой самоотверженной любви.

Наталья

Наталья, в отличии от Аксиньи, символизирует собой невинную добродетель. Она была влюблена в Григория ещё до свадьбы, а когда они поженились, то она стала покорной и верной супругой. Аксинья – страстная натура, а Наталья – тихая, спокойная хранительница очага. Она тоже любит Григория, но как? Её любовь безгранична и покорна. Да, она отличная хозяйка, жена, мать и таких ставят в пример, восхищаются. Но Григорию не хватает в ней именно этой безудержной страсти, которую ему даёт Аксинья. Наталья, в романе – это пример идеальной жены.

Любовный треугольник

Наталья и Аксинья – это две разные женщины, любящие Григория. Жена и любовница. В свою первую встречу, когда Аксинья просит оставить Григория, она презрительно относится к ней. Наталья же, в силу своего характера, не может ответить. А при встрече спустя пять лет, Наталья уже становится сильнее, она защищает своих детей и семью. Соперницы дают право выбора Григорию. Обе женщины погибают. Но какие же разные чувства при этом испытывает Григорий. Узнав о смерти Натальи, Григорий очень переживает. Он вспоминает самые светлые моменты их жизни, понимает настолько чистой и возвышенной была любовь его жены. Именно такой она навсегда и останется в его сердце, несмотря на измену, Григорий все же любил и жену. Больше всего ему причиняет страдание то, что жена смогла простить его измену, в этом показана эмпатия и самоотверженность Натальи, сила чувств к мужу. Гибель Аксиньи вызывает различные чувства у Григория, она умирает прямо у него на руках. Когда он узнал, что она подтолкнула жену на смерть, то был очень зол на неё, но гибель Аксиньи для Григория – это огромные душевные страдания. Он остаётся одинок, несмотря на сына. Ведь именно две его любимые женщины давали ему силу, желание жить. Шолохов раскрывает женщину, как источник и вдохновение жизни. Со смертью жены и любовницы, Григорий лишился этого.

Пример №10 сочинения ЕГЭ

Шолохов в Тихом Доне рассказал не только о трудной казацкой жизни в годы гражданской войны, но и выделил важное место женским образам в своем романе. И пусть женщины не были связаны с историческими событиями тех времен, их роль в романе была неоценима и важна, в чем мы убедились на уроке, где рассмотрели женские образы в романе Тихий Дон. Давайте в нашем сочинении по теме женские образы в романе Тихий Дон Шолохова остановимся подробнее на образах женщин, которые являются основными персонажами произведения, и поймем в чем заключается их роль, и какие функции возлагает автор на Аксинью, Наталью и Дарью.

Характеристика женских образов

Женские образы занимают одну из важных ниш произведения Шолохова, ведь именно женщина-казачка является хранительницей домашнего очага и традиций. Женские образы при этом автор выстраивает на контрастах характеров. Так, если Аксинья независимая, красивая, волевая женщина, с чувством собственного достоинства, в характере которой сочетается гордость, благородство, умение любить и жертвовать, то в образе Натальи мы уже видим другой женский образ. Наталья — верная жена, хорошая мать, хранительница уюта и домашнего тепла. Эта героиня стала воплощением тихого семейного счастья, заключавшегося в детях и муже.

Роль женских образов в Тихом Доне

Роль женских образов в романе Тихий Дон действительно важная. Благодаря женским образам романа-эпопеи читатель понимает, насколько сильные и мужественные были женщины у казаков. Насколько сложно им жилось в это суровое время, которое наложило отпечаток на каждую из них. При этом женщины мужественно несут свой крест, и готовы к самопожертвованию ради семьи и детей, готовы терпеть тяготы и лишения, стараясь не терять оптимизма в это нелегкое для страны переломное время.

Роль образа Аксиньи в романе Тихий Дон

Один из запоминающихся женских образов в романе Тихий Дон является образ Аксиньи. Образ этой женщины не просто яркий, он противоречивый. С одной стороны она способна увести чужого мужа, и ее осуждает общество. С другой стороны, мы видим женщину, которая любит. И Аксинья готова на любую жертву ради любимого.

Аксинья — женщина с нелегкой судьбой. В детстве ее изнасиловали, потом выдали замуж за нелюбимого Степана, и она долго живет без любви, без детей, пока не повстречала соседа Гришку. Эта грешная любовь оказалась настолько сильной, что ни пересуды людей, ни побои мужа, не могли убить в Аксинье это чувство. Она не смогла уберечь свое дитя, но смогла подарить свою любовь детям Натальи и Григория. Несмотря на то, что поведение Аксиньи Астаховой и ее ошибки не были свойственны образу русской женщины, однако благодаря ей Шолохов показал истинную любовь, которая не боится ни предрассудков, ни осуждения, ни социально-исторических событий.

Роль образа Натальи в романе

Еще один привлекательный женский образ в романе Тихий Дон — это образ Натальи. Данный образ автор противопоставляет образу Аксиньи. Женщины разные, а объединяет их только любовь к Гришке. И здесь, благодаря Наталье автор показывает такие характерные для русской женщины черты, как верность, терпение, преданность, их любовь к детям и мужу, способность простить даже измену. Однако, в отличие от боевой Аксиньи, Наталья лишь терпеливо ждет и надеется, а не дождавшись от мужа любви, и видя его очередную измену, проявляет слабость и решается на аборт, который убивает Наталью.

Роль Дарьи в романе Тихий Дон

Немаловажную роль играет и образ Дарьи в романе. С помощью ее образа Шолохов раскрывает проблему женщин отчаявшихся, и потерявшихся. Когда мы знакомимся с Дарьей, то видим полную ее противоположность и Наталье и Аксинье. Это озорная и дерзкая девушка. Ее свободолюбивый дух не подчиняется никаким правилам. Дарью не волнуют хозяйские дела, она любит погулять и выпить, любит мужское внимание, поэтому с легкостью изменяет мужу, а после его смерти ведет праздную жизнь. Дарья насмехается над Натальей, и только заразившись неизлечимой болезнью, она задумывается о своей жизни, мечтая начать все сначала. Не выдерживая изменений в своем здоровье и красоте, она бросается в реку.

Как видим, женские образы в романе разные по своему характеру, но вместе с тем, женщины похожи в своем главном желании. А хотели они лишь быть любимыми. Поэтому эти героини и затрагивают наши сердца, когда мы знакомимся с этими отчаянными гордыми красавицами, и их сложной судьбой.

Пример №11 сочинения ЕГЭ

Образы женщин в романе «Тихий Дон» имеют самостоятельное значение, независимое от мужчин. Героини не только служат для раскрытия персонажей мужского пола, но и представляют ценность сами по себе. Ильинична, Дуняшка, Аксинья, Наталья, Дарья — все эти характеры раскрываются в полной мере и интересуют читателя не менее образов Григория, Петра или Михаила.

Одна из главных ролей в произведении отводится Аксинье. «Губительная, огневая ее красота» привлекает всеобщее внимание: статная фигура, пышные волосы, темные, практически черные глаза. Но судьба одаривает красавицу сплошными трудностями. Изнасилованная собственным отцом, отданная в замужество к нелюбимому Степану Астахову, Аксинья сносит грубость мужа и терпит все обиды. Не может она противостоять только одному – своей любви к Григорию Мелехову. Поэтому своенравная казачка делает все, чтобы быть с любимым. Она честно и открыто заявляет о своих чувствах, не боясь ни гнева мужа, ни людских сплетен. По ходу действия романа читатель узнает Аксинью и как заботливую, ласковую жену и мать, способную на сострадание и нежность. Поражает в ней именно ее способность к самопожертвованию ради любви – за Григорием она способна пойти куда угодно, терпеть любые трудности. Образ Аксиньи притягателен: девушка естественна в своих поступках, она может любить и ненавидеть, поступать правильно и ошибаться, но всегда будет верна себе.

Наталья Коршунова хоть и представлена как антагонист Аксиньи, но во многом эти героини схожи. Наталья — сильная личность, волевая, трудолюбивая, но скромная и послушная. Красивая молодая девушка с серьезными и правдивыми серыми глазами сначала приглянулась Григорию, но холодность новоиспеченной жены оттолкнула мужчину, который все время вспоминал страстную и иступленную в любви Аксинью. Он сравнивал супругу с месяцем, который «не холодит и не греет». Образ Натальи также привлекает читателя своей живостью: увлекательно наблюдать за преображением скромной, отчасти наивной и преданной девушки в зрелую женщину, заботливую и хозяйственную, но уверенную в себе, не способную принять и простить вновь совершенную измену.

Сложную судьбу сильной казачки М.А. Шолохов заключил в образ Василисы Ильиничны, матери Григория. Эта мудрая женщина вытерпела долгие годы семейной жизни со скандальным и грубым Пантелеем Прокофьевичем, всегда была заботливой матерью и гостеприимной хозяйкой. Только мысли о любимом сыне Грише и забота о внуках помогают Ильиничне справиться с горем о потерях в семье. Автор романа на примере Ильиничны изображает, как революция и новый уклад жизни ломают судьбы: с появлением в доме заядлого большевика Мишки Кошевого в роли мужа единственной дочери Дуняшки жизнь Ильиничны становится все более невыносима, она чувствует себя ненужной, чужой в родном доме.

Дарья Мелехова, пожалуй, единственная героиня, которая не вызывает сочувствия. При всей внешней красоте и легком, веселом нраве, автор наделил ее негативными чертами: неверная и развязная, циничная, «с ленцой баба, спорченная». Из-за своего разгульного образа жизни Дарья заболевает сифилисом и кончает жизнь самоубийством, поскольку считает, что лечиться бессмысленно, и к тому же не хочет, чтобы о ней судачили на хуторе. Поздно Дарья осознает истинную ценность жизни, и к сожалению, болезнь не дает ей исправить собственные ошибки.

Интересен с точки зрения развития личности персонаж Дуняшки Мелеховой. В начале романа читатель знакомится с беззаботным, угловатым подростком, а к финалу произведения этот подросток превращается во взрослую, красивую и рассудительную женщину. Дуня грамотна, умеет читать и писать, отличается практичностью и хозяйственностью. Слепо влюбленная в Мишку Кошевого, Дуня выходит за него замуж, принимая тот факт, что он повинен в смерти ее родного брата. Именно этот выбор привлекает внимание читателя: сложно судить, верное ли решение приняла девушка, и в целом могло ли быть верное решение в такой ситуации?

В романе можно встретить разнообразные по характеру женские образы, но всех объединяет одно – каждая героиня переживает лихолетье войны и имеет непростую судьбу. Все они вносят свой неповторимый вклад в общее приятное впечатление от произведения.

Пример №12 сочинения ЕГЭ

Тихий Дон — это роман о войне, революции, смертях, убийствах, голоде и болезнях. Произведение, написанное М.А. Шолоховым, отражает многие важные, но вместе с этим тяжелые и трагические темы для размышления читателей. Негативную, наполненную болью сторону жизни смягчают женские образы, созданные автором неслучайно. Каждая из женщин-героинь романа представляет собой воплощение любви и рассудка, нежности и страсти, в конце концов, семьи и родины.

В произведении Шолохова нет героинь отрицательных или положительных. Писатель создал женские образы такими, какие живут в реальном мире — с присущими им потребностями, страстями, и возможно, пороками. Каждая из героинь — яркая, живая и уникальная личность. Одной из самых запоминающихся женщин произведения является Аксинья Астахова. В глазах всех окружающих ее людей Аксинья выглядела падшей, недостойной девушкой. Однако в глазах главного героя Григория Мелехова эта девушка была воплощением страсти и жгучей любви.

Аксинья — девушка смелая и гордая, активная и энергичная. Несмотря на предательство нелюбимому мужу, она способна истинно, горячо любить и отдавать всю себя в рабство любовных чувств. Аксинья готова пойти на любые жертвы, невзирая на обстоятельства и риски, чтобы быть с тем, кого по-настоящему любит.

Полной противоположностью Аксинье выступает Наталья Мелехова, законная супруга Григория Мелехова. Несмотря на то, что она тоже любит Григория, ее любовь во многом отличается от чувств Аксиньи. Наталья — девушка, по натуре лишенная страсти. Однако она чуткая, робкая, наделенная нежностью. Наталья любит так, как может любить самая преданная и верная жена и мать. Да, она не боролась за счастье так, как боролась за него Аксинья. У Натальи другой подход —она молча и смиренно любит и заботится о любимом и семье.

Если две эти героини вызывают у читателя только симпатию, то все гораздо сложнее с образом Дарьи Мелеховой. Дарья — девушка ветреная, любящая гуляния, танцы и беспечность. Она не мечтает и тихом семейном очаге, не способна на верность и глубокую преданность, как Аксинья или Наталья. Дарья Мелехова не испытывает даже стыда, вертя юбкой за спиной мужа. Только потеряв супруга, пустившись во все тяжкие и заработав смертельную болезнь, Дарья раскаивается в своем образе жизни, но уже поздно.

Женские образы в романе «Тихий Дон» очень разнообразны. Среди них нет плохих или хороших персонажей. Несмотря на совершаемые ошибки, несмотря даже на некоторую порочность, каждая из этих девушек заслуживала счастье, ведь женщина — это любовь, нежность и страсть в одном лице.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ