ЕГЭ 2024

Варианты РЯ2310601 РЯ2310602 русский язык 11 класс статград ЕГЭ 2024 с ответами

Автор

Тренировочные варианты РЯ2310601 и РЯ2310602 задания с ответами и решением по русскому языку 11 класс формата пробник ЕГЭ 2024 диагностическая работа статград №2 для подготовки к реальному экзамену, дата проведения работы 19 марта 2024 год.

→ Скачать варианты

→ Скачать ответы

→ Другие варианты 2024 года

Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Варианты статград ЕГЭ 2024 по русскому языку 11 класс

ru_11klass-ege-2024-varianti-2310601-2310602

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Задания и ответы с варианта РЯ2310601

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Передвижная лестница. Эскалатор – удобное и надёжное изобретение. Но каждому человеку необходимо внимательно относиться к его использованию. Даже шаг на первую ступеньку является очень важным. Существуют мелочи, которых мы иногда не замечаем: развязавшийся шнурок, длинный плащ, шарф – всё это может стать причиной несчастного случая, если попадёт в механизм эскалатора. Помните: его нельзя остановить мгновенно!

Правила пользования передвижной лестницей гласят: – не приближайтесь к жёлтым полоскам и щёточкам по бокам лестницы; – передвигаясь по эскалатору, обязательно держитесь за ленту поручня; – не совершайте лишних движений: не бегите, не обгоняйте других людей, не торопитесь. При застревании элементов гардероба в механизме не теряйте головы и не паникуйте: необходимо сразу позвать на помощь сотрудника метрополитена и попросить остановить движение лестницы.

Следует постараться освободиться от того, что попало в транспортируемую часть. Не стоит терять время, пытаясь <…> силами вырвать одежду или обувь из механизма. Если вы заметили, что такая проблема появилась у кого-либо из окружающих вас людей, используйте стоп-кран для остановки движения лестницы. КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ПЛАТФОРМЕ Основное правило – стойте на безопасном расстоянии, подальше от края.

Если что-то попало на рельсы, не нужно пытаться самостоятельно достать этот предмет. Необходимо сообщить о случившемся дежурному по станции, он с помощью специальных щипцов поднимет с рельсов упавший предмет. (По материалам интернета)

1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • 1) МЕЛОЧЬ. собир. Разный мелкий товар, мелкие недорогие предметы. Хлебная м. (мелкие хлебопекарные изделия).
  • 2) ОСТАНОВИТЬ. кого-то (что-то). Прекратить движение, ход, развитие кого-чего-нибудь. О. поезд. О. коня.
  • 3) ЛИШНИЙ. Ненужный, бесполезный. Л. расход. Лишние вещи.
  • 4) ПЛАТФОРМА. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа. Железнодорожная п.
  • 5) ПОПАСТЬ. безл., кому. О получаемом кем-нибудь наказании, взыскании (разг.). Мальчишке попало от отца.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Использование автором глаголов в форме повелительного наклонения (помните; не приближайтесь; держитесь) и отглагольных существительных (изобретение; использование; застревание) позволяет говорить о наличии в тексте элементов официально-делового стиля.
  • 2) Об отступлении от требований официально-делового стиля свидетельствует введение в текст оценочной лексики (удобное и надёжное изобретение; шаг… является… важным); фразеологизмов (не теряйте головы), слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (щёточка), восклицательного предложения (Помните: его нельзя остановить мгновенно!) и местоимения 1-го лица множественного числа в обобщённом значении (существуют мелочи, которых мы иногда не замечаем).
  • 3) Коммуникативная задача текста – информирование сотрудников метрополитена о правилах техники безопасности на рабочем месте.
  • 4) В тексте в соответствии с требованиями научного стиля преобладают простые предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями.
  • 5) В тексте используется лексика тематической группы «эскалатор» (механизм эскалатора, передвижная лестница, лента поручня, транспортируемая часть).

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) тУфля
2) дОверху
3) отклЮченный
4) одолжИт
5) засЕлена

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Роль эпитета в былинах особенно велика, потому что эпитет ВОСПОЛНЯЕТ отсутствие более или менее развёрнутых описаний и характеристик. Слово «игра» обозначает ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ манеру музыканта, то есть характерные особенности, которые отличают от других его способ играть на музыкальном инструменте. Конкурс проводится в два этапа: первый этап – ОТБОРОЧНЫЙ тур (заочный); второй этап – очные туры. Для будущей звезды у него была слишком обычная фамилия, поэтому он решил взять звучный СЦЕНИЧНЫЙ псевдоним. Меня всегда привлекала драматургия Горького и Чехова, разная по остроте характеров действующих лиц, но чистая и глубоко ЧЕЛОВЕЧНАЯ.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Иногда он забывал стряхивать лишние чернила, тогда посреди страницы прописей появлялась клякса, а учительница грустно качала головой: «Как птица лапой пишет».

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара НОСКОВ
ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ литрами
много ЦАПЛЕЙ
все ШЕФ-ПОВАРА
более ТРУДОЁМКИЙ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) раст..жение (связок), см..тение (чувств), (дело) разъ..снилось
2) отв..рить (рис), ор..шённое (поле), з..рница
3) пров..нциальный, расст..лавшийся (по земле), упом..навшийся
4) панц..рная (сетка), ц..рковая (лошадь), антиц..клон
5) загр..мождать, предпол..гаемый, кр..тчайший (путь)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..словесный, и..стари, бе..честный (поступок)
2) пр..следователь, непр..ходящие (ценности), пр..вратник
3) предр..ссудки, поз..брошенный, пр..индексировать (пенсии)
4) об..ёмный, раз..единить, р..яный (болельщик)
5) раз..скной (отдел), без..нициативность, под..тожить

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бездельнич..ть, двухстворч..тый (шкаф)
2) напор..стость, ялт..нский
3) лиш..н (наследства), (мелкая) душ..нка
4) задумч..вый, эмал..вый
5) (путник) обессил..л, земл..ные (работы)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кашля..шь, вял..нная (на солнце рыба)
2) барабан..вший (в дверь), немысл..мая (красавица)
3) плач..щий (малыш), (они) будораж..т (воображение)
4) взвизгн..шь (от испуга), клокоч..т (водопад)
5) выскоч..м, постро..м (дом)

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  • 1) Традиционные зачины и концовки в текстах эпистолярного стиля имели настолько условный характер, что могли входить в противоречие с содержанием письма: вызовы на дуэль, оскорбления, негодующие письма (НЕ)ИЗБЕЖНО заканчивались заверением в почтении и преданности.
  • 2) – Положение серьёзное, но отнюдь (НЕ)БЕЗНАДЁЖНОЕ, – отозвался Бегемот, – больше того: я вполне уверен в конечной победе.
  • 3) Ежедневно после обеда он начал уходить на хутор, но возвращался оттуда (НЕ)ВЕСЕЛЕЕ, чем уходил.
  • 4) Воображение итальянца поразило (НЕ)ПОНЯТОЕ им сообщение о том, как парятся в русской печи.
  • 5) Мне хотелось освободить сочинения от мелких изъянов, мешающих (НЕ)ИСКУШЁННЫМ читателям оценить в полной мере всю силу дарования этого автора.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  • 1) Позиция автора тут раздваивается, но точно ТАК(ЖЕ) правомерно считать, что в данном случае расходятся позиции автора и читателя, (ПРИ)ЧЁМ автор сознательно разыгрывает такую роль, которая, вообще говоря, ему отнюдь не свойственна.
  • 2) Изображение целых предметов (В)ПЕРВЫЕ наблюдается в искусстве бронзового века (В)ВИДЕ оружия, изображаемого на саркофагах и сакральных памятниках.
  • 3) (В)ПРОЧЕМ, мы (В)ПРАВЕ даже допустить, что прозаические речи шута лишь ирония, что он-то отлично понимает короля Лира и от него не отступается.
  • 4) (В)СЛЕД за Прокофьевым помощник направился в машинное отделение, и (В)СКОРЕ в недрах парохода раздалось глухое звяканье задвижек.
  • 5) Балладный герой, (В)ОТЛИЧИЕ от былинного, (ПО)ИНОМУ соотносится с действительностью.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Долгожда(1)ая операция может сорваться по той причине, что она спланирова(2)а чересчур тщательно, её детали так отшлифова(3)ы, смаза(4)ы и подогна(5)ы, что крохотная песчинка в состоянии нарушить работу всей отлаже(6)ой системы.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Сквозь грохот эшелонов прорастало пение птиц и густой дым паровозов бесследно растворялся в зыбкой зелени перелесков.
  • 2) Талант автора проявился в умелом применении самых разнообразных художественных приёмов современной ему словесности и в гибком и порой неожиданном сочетании устной народной речи и языка политических документов.
  • 3) На железной дороге длинно и прямо простучал одинокий поезд и тут же причудливо защебетали и защёлкали в июльском лесу разбуженные соловьи.
  • 4) Кама синела в темноте тускло и просторно и поперёк движения реки отражалась зыбкая дымно светящаяся полоса Млечного Пути.
  • 5) Столичные дамы появлялись на гуляньях в цветных бархатных и шёлковых костюмах.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Дойдя до бульвара (1) они пошли в прохладе под сенью тополей (2) наступая на подвижные тени (3) изодранные солнечными пятнами (4) и сели на (5) выщербленную от времени (6) скамейку с (7) вырезанными на ней перочинным ножом (8) сердцами (9) пронзёнными стрелой.

18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я выбежал из сада, пугнул со стороны двора соседскую кошку Мику, запустил в готовившегося напасть на неё чёрного кота картечью и заработал от хозяйки «браво»! «Иди (1) Мика!.. Пожалуйста (2) ещё пугните!..» Мика сидела на заборе, откуда разливался голос её хозяйки. Я наскоком пугнул её, и она пропала за забором. «Как же (3) я вам благодарна (4) молодой человек! – услыхал я ласкающий, нежный голос. – Вы (5) сберегли мне Мику, мою радость! Ах (6) как я вам благодарна (7) милый! Нам мешает забор, а то (8) кажется (9) я бы вас расцеловала!» (По И.С. Шмелёву)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я помню мой батистовый платок (1) которым я вытирала глаза (2) и не могу забыть парусиновые туфли (3) которыми топала по комнате (4) где жили обычно гости (5) и (6) куда по утрам (7) когда двери были открыты (8) залетали ласточки (9) и проносились из двери в окно.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. С той минуты (1) когда человек ощущает себя вполне взрослым (2) он хочет (3) чтобы его учили (4) и (5) если этот период станет периодом мудрого воспитания (6) ход (7) которого будет плавным (8) и родитель сможет остаться для ребёнка авторитетом (9) то процесс взросления будет плодотворным.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Около двадцати первых лет моей жизни я не замечал мóря и не мог сказать, люблю ли я его. (2)Море было привычным и обязательным, рыба – не только готовым блюдом, консервными банками или морожеными брикетами, но живым существом, знакомым мне в лицо и живущим рядом со мной, может быть, тем же, чем для деревенских жителей является корова, с той разницей, что рыба – животное не домашнее. (3)Отец ходил на рыбалку всегда: осенью ловил селёдку, зимой – корюшку, весной – камбалу.

(4)Ехать далеко не было желания или возможности, он шёл пешком на Амурский залив, который плещется с западного бока нашего Владивостока. (5)На том берегу – синие сопки, куда каждый вечер обречённо и стремительно, как катящаяся с гильотины голова огненного великана, зарывается раскалённый грейпфрутовый шар. (6)Когда встаёт лёд, сахарная поверхность окаменевшего моря покрывается дорожной сетью – тёмными извивающимися ниточками на белом панцире. (7)Смотришь на залив утром, до рассвета, – цепочки красных и белых огоньков на ещё не видимом льду напоминают загадочные «блуждающие огни» или секретный фарватер из советского фильма. (По В.О. Авченко)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Рассказчица допускает, что между миром литературных произведений и действительностью далеко не всегда можно провести чёткую границу.
  • 2) Ещё будучи ребёнком, рассказчица умела завладевать вниманием слушателей.
  • 3) История отца о том, как он и его друзья не испугались быка, которого не могли удержать в цепях пять взрослых мужчин, впечатлила шестилетнюю рассказчицу.
  • 4) Рассказчица была благодарна воспитательнице за то, что та помогла уличить отца во лжи.
  • 5) Случайно подслушанный диалог родителей оправдал отца в глазах дочери.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1–4 представлено описание. 2) Предложения 12–14 содержат описание состояния человека. 3) Предложение 31 содержит указание на следствие того, о чём говорится в предложениях 29–30. 4) Предложения 57–63 содержат рассуждение. 5) В предложениях 67–69 представлено описание.

24. Из предложений 33–36 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 15–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения( ий).

26. «И.С. Богатырёва устанавливает контакт с читателем, протягивая ему раскрытую ладонь, приглашая к доверительной беседе с помощью использования лексического средства – (А) ________ («глазевшими» в предложении 10, «разом» в предложении 33, «ревела» в предложении 39). Показать непосредственность и искренность героини помогают синтаксические средства: (Б) ________ (предложения 8, 9, 41, 42, 43) и (В) ________ (в предложениях 25, 29, 40). Приём – (Г) ________ (предложения 26–27, 58–62) способствует эмоциональному вовлечению читателя».

Список терминов:

  • 1) устаревшая лексика
  • 2) парцелляция
  • 3) восклицательные предложения
  • 4) антитеза
  • 5) метафора
  • 6) обращение
  • 7) разговорная и просторечная лексика
  • 8) синтаксический параллелизм
  • 9) ряды однородных членов

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Задания и ответы с варианта РЯ2310602

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

В Минске частым нашим гостем был художник Сиповский. Сиповский был высокий старик с сердитыми бровями, любитель искусства. Он был громаден и широк в плечах; карманы его отличались страшной глубиной. Один раз, придя к нам и не застав дома никого, кроме меня и няни, он поглядел на меня в упор и отрывисто спросил: – Петуха видел? – Видел. – Не боишься? – Нет. – Вот смотри. Он залез в карман и вытащил оттуда огромного живого петуха. Петух застучал когтями по полу и принялся кружиться по передней. – А вам петух зачем? – спросил я. – Рисовать буду. – Он не будет сидеть смирно. – А я заставлю. – Нет, не заставите. – Нет, заставлю.

Мы вошли в детскую. Няня, взмахивая руками, загнала туда петуха. Сиповский, придерживая его одной рукой, другой обвёл мелом круг по полу – и петух, к моему изумлению, покачнувшись раза два, остался неподвижным. Сиповский быстро нарисовал его. Помню ещё один его рисунок: охотник, наклонившись набок, скачет на лошади; прямо перед ним две борзые наседают на волка. Лицо у охотника красное и отчаянное; все четыре ноги коня как-то сплелись вместе. Эту картину Сиповский подарил мне. Я очень любил вообще изображения животных, знал, никогда <…> не видя, множество пород диких зверей и три тома Брэма прочёл два раза от корки до корки. (По Г. Газданову)

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • 1) ЛЮБИТЕЛЬ. Человек, который имеет склонность, пристрастие к чемун. Л. поговорить.
  • 2) ПЕРЕДНЯЯ. ж. Нежилое, ближайшее к входу помещение в квартире, прихожая. Раздеться в передней. Толпиться в передней. Тесная, маленькая, просторная п.
  • 3) ЗАГНАТЬ. кого (что). Утомить, измучить. З. лошадь. З. всех подчинённых (перен.).
  • 4) ЛИЦО. перен. Индивидуальный облик, отличительные черты. Не иметь своего лица.
  • 5) ДИКИЙ. полн. ф. Не связанный ни с какими организациями, действующий самостоятельно (разг.). Дикая артель. Отдыхать диким способом (не по путёвке).

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  • 1) В тексте отмечаются черты разговорного стиля, характерные для спонтанной речи: инверсия (Петуха видел? А вам петух зачем? Рисовать буду) и лексические повторы («Петуха видел? – Видел;» «А я заставлю. – Нет, заставлю»).
  • 2) Цель автора текста – предоставить читателям информацию из области зоологии и сферы искусства, поэтому текст относится к научному стилю.
  • 3) Тезис, сформулированный в первом (1) предложении текста, аргументируется затем с использованием разных форм речи: диалога героев, а в последнем абзаце – монолога рассказчика.
  • 4) Включение в текст фразеологизмов (в упор; от корки до корки) и эпитетов (страшной глубиной; огромного… петуха; лицо… отчаянное) служит задачам создания художественных образов и придаёт экспрессивность текста.
  • 5) Синтаксис текста разнообразен: наряду с простыми осложнёнными и неосложнёнными предложениями употребляются сложные бессоюзные.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) водопрОвод 2) кУхонный 3) мЕстностей 4) наврАла 5) нАчавшись.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. После изгнания Наполеона из России Куманин с УДВОЕННОЙ энергией принялся за восстановление Москвы. Они побродили немного по саду, наслаждаясь прохладой и полумраком, а после вышли на улицу, и снова навалилась на них НЕТЕРПИМАЯ духота, усугублённая пылью и смогом. Огромное пламя подкинуло вверх крыши зáмка, взрыв потряс озеро, падающими камнями начало бить людей, пожар ОХВАТИЛ крепость и склады. Со стороны можно только удивляться УДАЧНОМУ стечению обстоятельств, позволивших сыну бедного костромского боярина занять царский престол. От природы в нём было много царственного: ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ фигура, красота лица, красноречие, находчивость, ум, несокрушимая воля.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этой школе система обучения построена так, чтобы побудить детей к физическому и интеллектуальному развитию и собственному самосовершенствованию.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. шёлковых ПЛАТЬЕВ ГЛОЖУТ сомнения к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году ещё РЕЗЧЕ проявилось ПЯТИСТАМИ участниками.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) ижд..венец, реф..рировать, акад..мический
  • 2) предв..рительный, провозгл..шать, выг..ревший (дотла)
  • 3) р..внинный, отр..слевой, выр..щенный
  • 4) щ..лочь, крыж..венное (варенье), исч..рканный (лист)
  • 5) ст..рожил (района), пл..кучая (ива), подр..жатель.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) без..мянный, меж..нститутский, от..граться
  • 2) и..подлобья (смотреть), и..черна-красный, бе..прекословно (выполнить)
  • 3) об..яснённый, пред..юбилейный, трёх..ярусный
  • 4) пр..терпеться (к боли), пр..мудрый, пр..ступный (сговор)
  • 5) на..кусанный (пряник), о..говорить (от поездки), по..держка.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) болд..нская (осень), кресл..це
  • 2) оборуд..вание, развед..вательная (операция)
  • 3) матрос..кий, француз..кий
  • 4) сестриц..н, музиц..ровать
  • 5) сердц..вина, фасол..вый.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) (он) выбер..т, незыбл..мый
  • 2) подгоня..шь (машину), бре..шься
  • 3) замеш..нное (тесто), чудач..щий (иногда)
  • 4) (зал) проветр..тся, несгиба..мый
  • 5) (он) присыпл..т (снежком), сброш..нный

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Всё это бурное, ни на что (НЕ)ПОХОЖЕЕ, неповторимое время Бунин прожил в особняке художника Буковецкого. 2) У меня (НЕ)ДОСТАЁТ сил вытащить из-под одеяла руку и протянуть её к звонку. 3) Математический обычай тех времён заключался в том, что автор, открывший, скажем, истину, что 2 × 2 = 4, вовсе (НЕ)ОБЯЗАН был доказывать это равенство. 4) Ещё мгновение назад всё было нормально, но вдруг душу словно продырявило, и грудь, точно канистру под краном, начала заполнять (НЕ)ВЫНОСИМАЯ, ледяная, смертная тоска. 5) Члены свиты, сопровождавшей Зою Палеолог, знали об истинной цели поездки в Москву и упомянули о ней в беседе с Иваном III, по-видимому, (НЕ)ВЕДАЯ о кознях своих соотечественников.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) В тенистых горных долинах растёт ещё один (ВЕЧНО)ЗЕЛЁНЫЙ кустарник, представляющий собой во время цветения крупными сиреневыми соцветиями-шарами (ПО)ИСТИНЕ сказочное зрелище. 2) Позднéе появляются топонимы, образованные по тому же (ФИЗИКО)ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ принципу, но обязательно отражающие КАКОЙ(ЛИБО) признак называемого объекта: Большой посад, Великая улица, Вострый конец, Красная горка, Старые сады, Великий луг. 3) Я совсем недавно прочитал книгу «Пароль скрещённых антенн», где чёрным (ПО)БЕЛОМУ было написано, что инстинкт заставляет муравьёв работать до САМОГО(САМОГО) захода солнца. 4) Чувствуя, что заболеваю, я ЕЛЕ(ЕЛЕ) досидел до окончания встречи: ИЗ(ЗА) резко поднявшейся температуры меня бросало то в жар, то в холод. 5) Иногда, накладывая на полотно серую или (МОЛОЧНО)РОЗОВУЮ краску и КАК(БЫ) не замечая её мёртвого тона, Кипренский вдруг бросал с бешенством кисть на пол, срывал с вешалки плащ и выбегал на улицу.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Загна(1)ый бедностью на заброше(2)ый чердак, обречё(3)ый бояться квартирной хозяйки с водя(4)истым взглядом, истерза(5)ый её попрёками и бессмысле(6)ыми угрозами, я не видел оснований надеяться на лучшее будущее.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В обжигающей глаза багровой полосе заката угольно чернели решётчатые арки длинного железнодорожного моста. 2) Он легко взбирается по приставной лесенке к верхним полкам и близоруко выискивает там то редкий антикварный том то тоненькие книжечки стихов. 3) Молодая недавно выменянная на бриллиантовое кольцо лошадь чувствовала нашу благодарность и доверие и с усердием тянула повозку. 4) Изредка под бортом вдруг плескала вода и тогда по палубе проходила слабая едва уловимая дрожь. 5) Над облетевшей багряно-червонной листвой печально высился наш старый клён и под окнами большого дома грустно никли головки белых и лиловых астр.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Будучи превосходным режиссёром-постановщиком (1) Шаховской много сделал для русского театра (2) участвуя в составлении устава (3) регламентировавшего основные стороны практической деятельности театральных трупп в России (4) и размещая в журнале «Драматический вестник» материалы по истории мирового театра (5) и свои программные сатиры (6) раскрывавшие его взгляды на общественную функцию театра.

18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я не знаю, была ли она Молода иль стара, И какого цвета волосы были, И какие черты и глаза. Знаю (1) только, что тихую пряжу пряла, И потом, отрываясь от пряжи, Долго, долго сидела, не глядя, Без забот и без дум. И (2) ещё (3) я, наверное, знаю, Что когда-то уж видел её, И была она (4) может быть (5) краше И (6) пожалуй (7) стройней и моложе, И (8) быть может (9) грустили когда-то, Припадая к подножьям её, Короли в седина́ х голубых. (А.А. Блок)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. А.Н. Радищев в письме А.И. Далю 30 апреля 1790 года подчеркнул (1) что для сохранения безопасности российских портов (2) спрашивать нужно каждого вернувшегося на берег корабельщика (3) не видал ли он шведского флота на пути своём в Санкт-Петербург (4) где он тот флот видел (5) и какое число кораблей в него входило.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). И.П. Павлов писал (1) что наука требует от человека всей его жизни (2) и (3) что (4) если бы у человека было две жизни (5) их не хватило бы ему.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Центром дворцово-паркового ансамбля в Павловске явился дворец палладианского типа, навевающий воспоминания об итальянских виллах. (2)Над его проектом архитектор Камерон работал три года. (3)Первый камень будущего дворца заложили 25 мая 1782 года, а в 1783 году основные строительные работы уже были завершены. (4)Наследник престола Павел и его супруга находились в это время в длительном путешествии за границей, но управляющий имением К.И. Кюхельбекер, отец будущего декабриста, состоял с ними в регулярной переписке.

(5)Павел покупал за границей для украшения строящегося дворца произведения искусства, мраморные камины, обои, мебель и многое другое. (6)Совершенствуя чертежи фасадов дворца на протяжении всех лет строительства, Камерон вписывал их в ландшафт, стараясь учитывать, как они будут выглядеть на расстоянии. (7)Именно поэтому все фасады дворца композиционно увязаны с пейзажем и соответственно окружению созданы по-разному, лишь карниз и широкая лента фриза служат объединяющим началом. (8)Камерон мечтал превратить дворец в храм античного искусства, и он действительно стал «приютом муз и граций». (9)Так, самый светлый и просторный Греческий зал напоминает Пантеон – храм всех богов в Риме.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) По словам отца рассказчицы, однажды он стал причиной переполоха в родной деревне. 2) Героиня использовала свой авторитет среди сверстников, чтобы отточить навыки ораторской речи. 3) Отец ласково называл дочь зайчиком. 4) Истории из деревенской жизни отец рассказчицы читал вслух по книжке. 5) Случайно подслушанный разговор родителей заставил ребёнка переосмыслить отношение к отцу.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 7 поясняет, раскрывает содержание предложения 6. 2) В предложениях 11–14 представлено описание. 3) В предложении 36 указано следствие того, о чём говорится в предложении 35. 4) Предложение 45 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 44. 5) В предложениях 65–66 представлено повествование.

24. Из предложений 64–65 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 23–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Тематика текста и организация художественного времени определяют мягкий контраст между языковыми явлениями, относящимися к разным периодам жизни рассказчицы. Так, в повествование о детстве включены усиливающие экспрессию синтаксическое средство – (А)________ (предложения 8, 13, 50) и троп – (Б)________ (“деревня… бегает” в предложении 21; “группа слушала” в предложении 30). Другой же троп – (В)________ (“рухнул мир” в предложении 45, “магию текста” в предложении 66) и приём – (Г)________ (предложения 11, 68) использованы как средство характеристики героя».

Текст для сочинения ЕГЭ и заданий 22-27

(1)Что такое литература и в чём её отличие от невыдуманной истории, я не очень в детстве понимала. (2)Граница была проницаема – где книжка, а где жизнь, где выдумано, а где прожито. (3)Да какая, собственно, разница? (4)Не уверена, что для меня и сейчас-то эта граница является такой уж принципиальной, а тогда и подавно. (5)И всё благодаря моему папе. (6)Дело в том, что мой папа – вдохновенный рассказчик.

(7)Яркий, увлекающийся, он с первых слов завладевал моим вниманием и так погружал в сюжет, что я сперва немела, раскрыв рот, а потом требовала повторений. – (8)Про телегу! (9)Про быка! – командовала я, и папа в сотый раз рассказывал истории из своего деревенского детства. (10)Как по улице четыре мужика вели на цепях огромного колхозного быка, а тот вдруг вырвался и погнался за глазевшими пацанами. (11)Пацаны врассыпную, мой маленький папа остался один, но не испугался, а смело залез на забор. (12)Бык – бамц! – рогами, но сбить не может. (13)Бамц опять – и застрял! (14)Тут подбежали мужики, быка схватили за цепи и дальше повели.

(15)Моя любимая история была про то, как папа с большими мальчишками воду с реки на телеге возил. (16)Они вкатывали бочку в телегу по доске, а потом перекидывали эту доску через ту же бочку и, пока кобыла волокла телегу в горку с речки, катались там, как на качелях. (17)Но папа маленький, лёгкий, он как сел – так и навернулся с этой доски, и прямо под колеса телеги! (18)А она ему по голове проехала.

(19)Мальчишки перепугались – отрезало голову-то! – кобылу хлестать, и погнали в деревню. (20)А папа поднялся, что такое – темно, ничего не видит. (21)Кое-как домой бредёт, а деревня вся бегает: мальчонке голову отрезало! (22)Просто дорога была очень грязная, голова целиком в грязи утонула, вот папа и выжил. (23)Но были у него и другие истории, из городского детства. (24)В этих историях всё было не так рискованно, но тоже интересно. (25)Там папа манную кашу из окна выбрасывал, светлячка в коробочке держал, в цирк ходил со своим другом Мишкой… (26)Этих историй было очень много, поэтому папа читал их по книжке.

(27)С не меньшей выразительностью и вдохновением. (28)Я их ужасно любила, не меньше, чем деревенские. (29)Приходя в сад, распираемая гордостью, я собирала вокруг себя группу, и начинались бесконечные пересказы папиных историй: про быка и отрезанную голову, про манную кашу и «расскажите мне про Сингапур», про тётку в бане и про то, как Мишка с моим папой выкрасили сестру краской из шланга. (30)Группа слушала, разинув рты. (31)Меня уважали. (32)Это был мой проверенный способ поддерживать в саду авторитет. (33)Всё кончилось как-то разом. (34)Не помню, кто мне открыл глаза, наверное, воспитательница: «Это не про твоего папу, это у писателя Драгунского есть сын Денис, вот про него он и писал рассказы».

(35)Почему-то я поверила ей тут же. (36)И значит, папа мне врал. (37)Мой лучший на свете папа… – (38)Это неправда! (39)Это всё не про тебя! – ревела я вечером дома. – (40)Ну, кролик, это же и про меня тоже, про наше поколение, про всех нас… – (41)Неправда! (42)Это не про тебя, не про тебя, не про тебя! (43)Ты не Денис! (44)Я была безутешна. (45)У меня рухнул мир, а вы мне про тонкости литературы. (46)Наконец, проревевшись, проикавшись, я затихла в своей комнате – и до меня стал долетать разговор родителей на кухне. – (47)Но я думал, она понимает! – говорил папа в отчаянии. (48)Я впервые слышала у него такой потерянный голос. – (49)Понимает что?! – изумлялась мама. – (50)Что это не про тебя? – (51)Нет, про меня! (52)И не про меня… (53)Но это же всё условности! – (54)Шестилетний ребёнок? (55)Серёж! (56)Ты меня удивляешь!

(57)И тут у меня в голове что-то сработало. (58)Нет, он меня не обманывал – он просто меня переоценил. (59)Считал меня умнее и догадливее. (60)Думал, что я соображу. (61)Про границу между вымыслом и реальностью, повседневностью и литературой, про тот волшебный момент, когда жизнь переходит в текст, а текст становится частью жизни. (62)Важной, неотъемлемой частью. (63)И папа делал это для меня: рассказывая свои – не свои истории, делясь со мной своим – не своим детством, он позволял мне преодолевать с ним эту границу условности.

(64)Я это, конечно, всё только потом до конца поняла. (65)Как и другое – про общее детство, не личное, а всего поколения. (66)И про магию текста, которая позволяет ему выходить за пределы личного опыта автора, озвучивать чей-то чужой опыт, говорить от чужого лица, – много позже поняла. (67)Но тогда мне удалось сообразить главное: что папа меня не обманывал. (68)Он просто относился ко мне по-взрослому. (69)А «Денискины рассказы» я перечитала несколько лет назад. (70)Глупости сказала та воспиталка: это всё и правда про моего папу.

(По И.С. Богатырёвой*) *Ирина Сергеевна Богатырёва (род. в 1982 г.) – писатель, фольклорист, музыкант, лауреат нескольких литературных премий.

ЕГКР по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2024 варианты с ответами

19 декабря 2023 ЕГКР по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2024 варианты с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ