сочинение егэ русский язык 11 класс по тексту

Сочинение ЕГЭ есть ложное представление, будто город убивает чувство

Автор

Готовые сочинения по тексту Пришвина для задания №27 ЕГЭ по русскому языку 11 класс, текст из нового сборника Цыбулько И.П 36 тренировочных вариантов.

Сочинение ЕГЭ №1

Каким должно быть путешествие? Что такое «свободное» путешествие? На эти вопросы отвечает М.М. Пришвин, автор предложенного для анализа текста. Проблема путешествий раскрывается через рассуждения и воспоминания рассказчика, любившего путешествия.

Рассказчик утверждает, что однажды у него возникло «такое сильное желание странствовать, что <он> становился больным и неспособным к работе». Но какие цели преследовал рассказчик, желая путешествовать? Говоря о том, что он «оплавал почти все Белое море и по Северному океану довольно много в России и в Норвегии»», отмечая, что каждый посещенный им край имел свои черты, рассказчик демонстрировал, что у него не было особых целей, что он путешествовал по зову сердца.

Рассказчик отмечает, что во время путешествий он заботился лишь о «добросовестном изучении местной жизни», внимательно слушая и наблюдая за окружающим его миром. Он признается, что никогда не заботился о том, чтобы собирать материал для повести о путешествиях, иначе он бы лишился свободного характера путешествий, которые стали бы подчиняться его личным целям.

Авторская позиция может быть сформулирована так: путешествие, которое принесет истинную пользу человеческой душе, должно быть свободным, то есть основанным не на достижении личных целей, а на стремлении познакомиться с особенностями окружающей местности.

С автором текста нельзя не согласиться. Путешествуя, нужно отдаваться моменту, а не думать о том, как можно добиться каких-то целей с помощью путешествия. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе В.П. Астафьева «Весенний остров» показано, что рассказчик, путешествующий на пароходе, не пытался извлечь из ситуации какую-то выгоду. Он просто «стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи». Рассказчик не спит, в отличие от других путешествующих на пароходе, не из-за того, что он хочет описать увиденное в произведении, а потому что чувствует в этом душевную необходимость. Именно интерес к окружающей местности помог рассказчику увидеть необычный остров, на котором еще наблюдалась весна. Рассказчик сам говорит о том, что такое исключительное явление было встречено им «нечаянно».

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе А.С. Грина «По закону». Рассказчик признается, что в шестнадцатилетнем возрасте он стремился к кругосветному плаванию, при этом обладая «весьма смутными представлениями о морской жизни». Это говорит о том, что рассказчик хотел оказаться в путешествиях-приключениях, а не стать моряком. Он признавался, что «жил в полусне новых явлений». Можно сказать о том, что рассказчик не имел целей в повседневном и бытовом значении этого слова, его желание путешествовать основывалась на душевных порывах.

Таким образом, путешествие должно ориентироваться на душевной необходимости, а не на желании добиться личных целей.

Сочинение ЕГЭ №2

Для многих творческих людей очень важно иметь ценный опыт в разных видах профессиональной деятельности. Однако труд – настоящий источник вдохновения не только для писателей и поэтов. М.М. Пришвин поднимает в тексте проблему влияния «трудового опыта» на жизнь и мировоззрение личности.

Так, сам рассказчик говорит о собственных путешествиях, которые помогали ему лучше понимать быт местных жителей и собирать интересные слова. При этом он подчёркивает, что никогда не отправлялся за материалами для художественных произведений специально. Герой чувствует искренний интерес к тому, что видит, а если бы он поставил перед собой цель набраться опыта для создания той или иной повести, «из такого путешествия не вышло бы ничего хорошего, потому что оно бы не было тогда свободным».

Рассказчик считает, что любое путешествие помогает получить знания, необходимые для людей разных профессий. Он пишет о своём интересе к краеведению, так как изучение края помогает «схватить живую жизнь». Действительно, для художников слова любое путешествие бесценно, однако и другие люди смогут почерпнуть для себя немало важной информации.

Оба аргумента дополняют друг друга и помогают автору выразить следующую мысль: «трудовой опыт» становится своеобразной опорой для многих людей. Именно благодаря этому мы можем находить «ценнейшие материалы», которые способы повлиять на нашу систему ценностей.

Итогом размышлений М.М. Пришвина становится следующая позиция: «трудовой опыт» — не только источник вдохновения для отдельных людей, например писателей, но и «общее достояние».

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, труд помогает нам получить ценный опыт и даёт возможность лучше понять себя и своё предназначение. Так, в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» рассказывается о трудовой жизни заключённых в лагере. Главный герой научился получать удовольствие от того, что он делает ежедневно. Он любит работать, потому что труд дарит человеку смысл и позволяет чувствовать себя полезным.

Таким образом, «трудовой опыт» наполняет жизнь человека яркими красками и заставляет о многом задуматься, переоценить свои ценности, посмотреть на мир под другим углом.

Сочинение ЕГЭ №3

Справедливо ли мнение о том, что город как явление цивилизации разрушает в человеке ощущение естественной связи с природой? Можно ли согласиться с противоположным высказыванием о том, что, наоборот, город является учителем и воспитателем чувства любви к родной земле и к матери-природе? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя М. М. Пришвина.

Раскрывая проблему воздействия города на отношение человека к природе, автор опирается на собственные размышления и жизненный опыт. Для доказательства того, что город не разрушает, а прививает чувство любви к природе, писатель приводит исторический пример. Это доказательство состоит в том, что с развитием больших городов и увеличением численности городского населения в живописи возникает интерес к пейзажу. Этот пример ясно доказывает мысль о том, что с переселением в город человек испытывает тягу к природе, болезненно воспринимает разрыв с родной почвой. У художника эта тоска по лесам, полям и рекам выливается в желание создавать пейзажи. Кроме того, размышляя о воздействии города на чувство природы, автор приводит пример, опирающийся на личный опыт. Он признаётся, что ранней весной он испытывает такое сильное желание странствовать, что становится больным и неспособным к работе. Находясь в Петербурге, от открывает форточку и слушает, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди. Выход из тоски по природе он находит в путешествиях. Ему «приходилось ночевать и на лодке, и под лодкой, и на песке под парусом, и раз даже схватить за ногу через дырочку в парусе токующего на мне самом тетерева». Впечатления, полученные от общения с природой, обогащают новыми знаниями и впечатлениями, наполняют душу гармонией, радостью и счастьем. Из этого следует, что городской житель, чувствуя разрыв с природой, стремится путешествовать, чтобы обрести согласие и единство с окружающим миром.

Оба примера, как исторический, так и личный, дополняют друг друга и подводят нас к мысли о том, что человек не может жить без природы, она является его вдохновителем, прививает любовь к жизни, учит понимать прекрасное.

Авторская позиция заключается в следующем: мнение о том, что город как явление цивилизации разрушает в человеке ощущение естественной связи с природой, несправедливо. Наоборот, город является учителем и воспитателем чувства любви к родной земле и к матери-природе.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, город не разрушает, а усиливает тягу человека к природе. Человек не может без общения с миром трав, цветов и лесов. Для подтверждения своей позиции приведу пример из рассказа А. П. Платонова «Юшка». Ефим Дмитриевич, по-уличному Юшка, сорокалетний слабый здоровьем помощник кузнеца, живёт в небольшом городке, жители которого, как взрослые, так и подражающие родителям дети, не считают его за человека, бьют, обижают, унижают. Что же даёт силы кроткому и тихому Юшке прощать своих обидчиков и не держать на них зла? Каждое лето герой отправляется пешком в Москву, чтобы отдать заработанные за год деньги на воспитание сироты, которую он сначала поместил в одну семью, а затем и в пансион. Идёт помощник кузнеца полями и лугами, среди трав и цветов и уже не в силах скрыть своей любви к природе. Он наклоняется к каждому цветку и травинке, вдыхая полевой аромат и боясь повредить лепесток нежного растения. Думаю, что именно общение с природой помогает Юшке сохранить в душе любовь к ближнему, доброту и милосердие.

В заключение хочу подчеркнуть, что человек никогда не разорвёт своих связей с природой, которая даёт ему нравственные силы и учит понимать прекрасное, разумное, доброе, вечное.

Сочинение ЕГЭ №4

В тексте М. Пришвина мне наиболее интересной кажется проблема родного языка.

Автор называет язык другом и говорит, что он долго искал с ним встречи. Для Пришвина язык – это основа его творчества, заложенная матерью, школой, народом. Писатель благодарит язык за спасение его от тяжёлого молчания, за возможность одушевлять любой предмет и делать его своим другом. Авторская позиция по указанной проблеме наиболее чётко видна в предложении 6.

Я согласна с мнением М. Пришвина, так как родной язык, на мой взгляд, является основой личности. Через язык человек способен выразить себя. И это касается не только мастеров художественного слова, подобно Пришвину, но и обычных людей. Богатство нашего языка невольно заставляет людей гордиться историей своей страны, ощущать свою причастность ко всему происходящему с ней и осознавать близость всех людей, говорящих на одном языке.

Примеры всему сказанному можно во множестве найти как в жизни, так и в произведениях художественной литературы. Стоит заменить, что язык всегда является отражением национального менталитета и одновременно важнейшей из его основ. Так, церковнославянский язык, придя на Русь вместе с принятием христианства, наряду с религией, послужил важным фактором объединения славянских народов. А в дальнейшем, взаимодействуя с живым древнерусским языком, стал мощным фундаментом для современного русского языка, сохранившего в себе тысячелетнюю историю нашего государства. Анна Ахматова в своём стихотворении «Мужество», написанном в 1942 году, использует приём метонимии и вместо сочетания «русский народ» употребляет выражение «русская речь».

Таким образом, она выделяет в понятии «русский народ» свойство – «речь», которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации: Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками. В заключение хочется ещё раз поблагодарить автора за возможность поразмышлять над проблемой родного языка и призвать всех людей беречь наш язык и с овершенствовать его.

Таким образом, она выделяет в понятии русский народ свойство речь, которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками.

Сочинение ЕГЭ №5

Что такое «свободное» путешествие? Именно эта проблема поставлена в тексте М. М. Пришвиным.

Автор раскрывает данный вопрос на примере личного опыта. Он пишет о своих путешествиях по разным местам, отмечая, что каждый его опыт был неповторим и удивителен. Автор говорит, что во время путешествия он не пытался собрать материал для своих произведений, а полностью углублялся в изучение особенностей края и его жителей.

Значение этого эпизода заключается в том, что для автора «свободное» путешествие — это опыт, благодаря которому он может забыть о личных интересах и погрузиться в местную жизнь. Говоря о «свободном» путешествии, М. М. Пришвин приводит размышления о риске во время странствий. Он говорит о том, что не пытался найти для себя более удобные условия. Тяга к путешествию, изучению мира толкала его на риски, которые помогали ему добросовестно познавать местную жизнь. Это значит, что «свободное» путешествие представляет собой желание человека понять, как живут другие люди в разных местах.

Данные примеры дополняют друг друга, показывая, что человек в своём путешествии должен уделить внимание народной жизни.

Автор чётко высказывает свою позицию. Он считает, что «свободное» путешествие — это приключение, в котором человек старается понять, как построена жизнь у разных людей.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Я также считаю, что в «свободном» путешествии нет места личным интересам.

В качестве доказательства моей точки зрения можно привести главного героя из произведения И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Господин из Сан-Франциско потратил большую часть своей жизни на заработок денег для путешествия. Он преследовал эгоистичную цель — путешествие ради собственного удовлетворения. Герой не старался познать окружающий мир, из-за чего ему быстро наскучило подобное странствие.

В заключение стоит отметить, что «свободное» путешествие — это погружение в окружающую действительность, изучение жизни края и местных жителей.

Текст Пришвина М.М

Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы. Я думаю, напротив: город воспитывает естественное чувство, и если мы называем землю матерью, то город — учитель и воспитатель этого чувства к матери земле. (3) Я бы мог доказать это исторически, проследив, например, в живописи, как возникал интерес к пейзажу с развитием жизни больших городов, но как-то проще выходит, если говорить о собственном опыте. (4) Ранней весной я испытывал такое сильное желание странствовать, что становился больным и неспособным к работе.

(5)Будь у меня крылья — я улетел бы с птицами, будь средства — поехал бы открывать тогда ещё не открытые полюсы, будь специальные знания — примкнул бы к научной экспедиции. (6)Но не говорю уже о крыльях — не было у меня ни денег, ни полезной специальности. (7)Много мне пришлось побороться с жизнью, пока, наконец, я не овладел собой и сначала научился путешествовать без денег, а потом и летать без крыльев — писать о своих путешествиях. (8) И трудно же было усидеть в Петербурге весной.

(9)Бывало, ночью откроешь форточку и слушаешь, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди — такой уж этот город, окружённый огромными, неосушёнными болотами, что, кажется, вся перелётная птица валит по этому рыжему от электричества небу. (10)Бывало, расскажешь про такое что-нибудь в обществе — и так этому удивляются… (11) Купил я себе за двенадцать рублей дробовую берданку, синий эмалированный котелок с крышкой, удочки, разные мелочи и начал путешествовать.

(12)С тех пор ни одной весны я не пропустил, и все вёсны были такие же разные, как посещённые мною края: каждая имела своё лицо. (13)Все обычные путешествия имеют к моему путешествию такое же отношение, как дачная жизнь к обыкновенной трудовой жизни, потому что добывание по пути средств существования ставило меня в такие же условия, как перелётных птиц, тысячи вёрст до мозолей махающих крыльями. (14)Конечно, без риска ничего не выходит, и моё путешествие без денег тоже рискованное предприятие, но зато когда одолеешь, то непременно сверх лишений остаётся, как у матери ребёнок, большая, прочная радость. (15)Помню, я оплавал почти всё Белое море и по Северному океану довольно много в России и в Норвегии, пользуясь местными оказиями рыбаков, добывая себе пищу почти исключительно охотой и милостью людей за случайные подмоги.

(16) Приходилось ночевать и на лодке, и под лодкой, и на песке под парусом, и раз даже схватить за ногу через дырочку в парусе токующего на мне самом тетерева. (17) И чего только не бывало во время этого звериного сна, когда спишь и в то же время знаешь, что вокруг тебя делается. (18)Но никогда я не заботился, чтобы собирать материалы для повести, никогда бы у меня из такого путешествия не вышло ничего хорошего, потому что оно бы не было тогда свободным и большое великое должно было бы подчиниться малому личному. (19)Я заботился только о добросовестном изучении местной жизни, слушал всё с вниманием и заносил иногда на лоскуток бумаги (часто папиросной) интересные мне слова.

(20) Трудно так путешествовать, но что же делать! (21)Попробуйте соединиться с ихтиологической экспедицией на Мурман — и вы узнаете жизнь трески; поработайте с поморами на их первобытной шняке в океане по улову этой самой трески — и вы узнаете жизнь всего края через жизнь трудового человека. (22)Если бы жизнь пришлось повторять, я непременно бы сделался краеведом, но не таким, какие они есть — учёные-специалисты, или энциклопедисты, а таким, чтобы видеть лицо края. (23)Многие думают (и этот предрассудок широко распространён), что если изучить край во всех отношениях и эти знания сложить, то получится полное представление о том или другом уголке земного шара. (24)Но я думаю, что сложить эти разные знания и получить из них лицо края так же невозможно, как сотворить в колбе из составных элементов живого человека.

(25)Сколько вы ни изучайте край и сколько вы ни складывайте полученные знания, всё-таки непременно останутся места, наполнить жизнью которые может только простак, сам обитатель этого края. (26)Вот мне и кажется, что настоящий краевед должен исходить не из своего знания, например, какой-нибудь ихтиологии, а из жизни самого простака (я не люблю слово «обыватель»). (27)Для этого, скажут мне, существует наука этнография, но и про этнографию я скажу то же самое: живую жизнь она пропускает; для того чтобы схватить живую жизнь, нужно найти секрет временного слияния с жизнью самого простака; самое трудное в этом слиянии, что его нельзя задумать и осуществлять по программе: нужно, чтобы оно выходило из всей натуры тебя самого.

(28) В путешествиях, которые, очевидно, и есть моё призвание, я этого иногда достигал, и думаю, что если нарочно не засмысливаться, то множество людей могут черпать в трудовом опыте ценнейшие материалы. (29)На это мне делали возражение, что для использования трудового опыта должно быть наличие художественного дарования — удел очень немногих. (30)Я согласен, что в известном кругу общества художественный синтетический дар действительно имеют очень немногие, но в простом трудовом народе, причастном к стихии, он есть общее достояние, как воздух и вода.

По М. М. Пришвину

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) — русский писатель, прозаик и публицист.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ