сочинение 9.3 огэ русский язык 9 класс

Полезно или вредно быть фантазером? Сочинение 9.3 Аверченко

Автор

Сочинение 9.3 русский язык 9 класс ОГЭ по тексту Аверченко как вы понимаете значение слова фантазия? Напишите сочинение-рассуждение на тему полезно или вредно быть фантазёром? С аргументами из литературы и примеры из жизни.

Сочинение 9.3 ОГЭ по тексту Аверченко

Фантазия — это способность к творческому воображению, придумыванию того, чего нет в реальности. Умение фантазировать иногда помогает человеку лучше понять действительность, а иногда уводит от реальности, ведёт к ничегонеделанью и лени. Аргументируем это утверждение примерами из литературы.

Так, герой предложенного для анализа текста известного писателя-юмориста Аркадия Тимофеевича Аверченко из-за фантазии терпит неудачу.

Семён Панталыкин, вместо того чтобы решать задачу, в течение двадцати минут предавался буйным фантазиям. Гимназист представил себе образно условие задачи: дал имена крестьянам, названия пунктам А и Б, выдумал причину, по которой крестьяне двигались с указанной в условии скоростью. Задача у него в голове превратилась в яркий рассказ. В результате за указанное учителем время решение не было найдено (предложения 45, 46). Эмоциональность, свойственная фантазёрам, не всегда идёт им на пользу. Она может привести к пустым мечтаниям, помешать получить нужный результат.

Правда, Мишке и Стасику из рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Фантазёры» их сочинительство не мешает жить и даже помогать другим. Выдуманные бароном Мюнхгаузеном истории из книги немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе свидетельствуют о стойкости, юморе героя, о его способности никогда не унывать и находить выход из любой сложной ситуации. А вот Манилову из поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» пустая мечтательность вредит. Вместо того чтобы заняться полезной хозяйственной деятельностью, помещик-фантазёр создаёт в своём воображении прожекты. Он, например, думает о том, что хорошо бы от дома провести подземный ход, а через пруд каменный мост построить, на котором будут купцы торговать мелкими товарами, нужными крестьянам. Но на этом всё и заканчивается. Его бурное воображение приводит к тому, что даже реальные начинания (например, обстановка дома мебелью) остаются незаконченными. Для этого литературного героя фантазия стала чем-то несбыточным, надуманным, неправдоподобным, ложью.

Таким образом, быть фантазёром хорошо, если это приносит пользу тебе самому и окружающим, если то, что придумываешь, является лишь своеобразным проявлением творческих способностей. Но если фантазия уводит человека от жизни, мешает трудиться и делать что-то полезное, то это плохо. С таким пустым мечтательством нужно бороться.

2 пример сочинения ОГЭ по русскому языку

Полезно или вредно быть фантазёром? Конечно, у всего на свете есть две стороны. Богатое воображение – это дар, посланный человеку свыше. Однако во всём необходимо знать меру. Докажем эту точку зрения с помощью примеров из художественной литературы.

В тексте А.Т. Аверченко главный герой не может решить трудную математическую задачу и вместо этого превращает её условие в интригующий сюжет. В 23-26 предложениях говорится о том, что мальчик считает задание бездушным и мечтает добавить в него яркие, живые образы. В случае с Семёном можно сделать вывод, что быть фантазёром далеко не всегда полезно, потому что в итоге он получает двойку и рискует остаться на второй год.

Иногда воображение помогает остаться собой и выжить в тяжёлых нечеловеческих условиях. Так, главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», даже находясь в плену, не теряет силу духа. Он вспоминает о своей семье и мечтает поскорее с ними увидеться. Андрей Соколов представляет, как разговаривает с ними, и это становится для него главной духовной опорой.

Таким образом, умение фантазировать может помочь человеку в определённых ситуациях, но при этом ни в коем случае нельзя сбегать из реальности и жить исключительно в выдуманном мире.

3 пример сочинения

Под фантазией можно понимать не соответствующую реальности ситуацию, которую представляет в своем сознании человек. Как человеческая способность фантазия предполагает умение воображать, вымышлять, придумывать новые образы и ситуации. Нельзя однозначно ответить на вопрос, полезно или вредно быть фантазёром. С одной стороны, человек, обладающий фантазией, проявляет к окружающему миру особый интерес, отмечая различные детали, фантазия помогает в познании мира, с ее помощью люди смотрят на многие явления с разных сторон. С другой стороны, чрезмерная фантазия часто мешает людям, отвлекает их от насущных проблем, нередко люди находятся больше не в реальной действительности, а в том мире, который создали в своем сознании. Чтобы убедиться в такой противоречивости, можно обратиться к тексту А.Т. Аверченко и к читательскому опыту.

В тексте А.Т. Аверченко показано, что при решении математической задачи Семен Панталыкин додумывает ее условия. Двух крестьян, которым в условии задачи даже не даются имена, мальчик называет Вильямом и Рудольфом, придумывая им индивидуальные внешности и жизненные истории; места, из которого и в которое идут крестьяне, он называет Санта-Фе и Мельбурном. Видно, что Семен Панталыкин противится тому, что в задаче крестьян называют «сухими цифрами» «первый» и «второй», а города и села «бездушными литерами» «пункт А» и «пункт Б», он хочет увидеть в задаче отражение реальности, что говорит о широком и глубоком рассмотрении им окружающего мира, о желании на все ситуации смотреть под разными углами. Однако фантазия не только помогает, но и мешает герою. Автор показывает: вместо того чтобы решать задачу, Семен Панталыкин рассуждает о том, знакомы ли крестьяне друг с другом, почему они идут отдельно, а не вместе, есть ли у них ружья, какова цель их путешествия, почему они пошли пешком, а не воспользовались лошадьми. Все эти размышления отвлекают мальчика от поставленной перед ним на уроке цели, лишают его времени. Семен получает двойку, так и не приступив к решению задачи, рискуя остаться на второй год.

О том, что фантазия – противоречивое явление, заставляет задуматься и повесть Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Образ параллельного мира, в котором оказываются некоторые ученики коррекционного 7 «Е» класса, больше всего связан с образом Стеши. С одной стороны, фантазия помогает девочке, у которой была детская психологическая травма, связанная с разводом родителей и их вооруженной борьбой за нее, справляться с жизненными трудностями. С другой стороны, Стеша не приходила в параллельный мир, как это делали другие «ешки», а жила в нем, считая себя принцессой, что в свою очередь лишало ее возможности наслаждаться реальной, а не вымышленной жизнью.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что фантазия может как помогать, так и мешать человеку; в этом нужно знать меру: познавать с помощью выдуманных историй окружающий мир, но и не забывать о реальной действительности.

4 пример сочинения

Фантазия — это способность человека обширно, неоднозначно, творчески мыслить и воображать. Люди — фантазеры всегда удивляли мир своими новыми, своеобразными и необычными идеями. Их навыки могут принести неизмеримую пользу всему человечеству и планете. Но не стоит забывать, что в некоторых случаях чрезмерное фантазирование может нанести большой вред.

В качестве пояснения вышесказанного могу привести ситуацию из текста А. Т. Аверченко. Главный герой Семён Панталыкин попадает в достаточно классическую ситуацию.

Учитель задает задачу, на решение которой отводит двадцать минут. Абсолютно невзрачную и скучную задачу мальчик мысленно смог до неузнаваемости преобразить. Возможно, тем самым он бы облегчил для себя процесс ее решения. Но в итоге мы видим, что Семен слишком сильно погрузился в свои раздумья и не успел решить задачу. За это впоследствии получил двойку. Богатство его фантазии удивит любого. Мальчик очень талантлив, но ему стоило бы научиться контролировать свою способность.

В подтверждение отрицательного влияния фантазии приведу пример из жизненного опыта.

Израильский профессор психологии Эли Сомер двадцать один год назад ввел в научный оборот термин « дезадаптивная мечтательность». Так ученый назвал чрезмерную тягу человека к интенсивной мыслительной активности, когда грезы начинают вытеснять реальную жизнь и отнимать большую часть времени. При этом человек вполне осознает, что это фантазии и не принимает их за правду. Из потенциально полезного ресурса фантазии превращаются в потребность, затмевающую все остальное.

В конце концов можно прийти к выводу, что фантазии несут человеку как пользу, так и вред. Поэтому фантазерам стоит помнить об этом и стараться выносить из своего увлечения больше благотворного, чем плохого.

Текст Аверченко

(1) Когда учитель громко продиктовал задачу и заявил, что даёт на решение её двадцать минут, Семён Панталыкин провёл ладонью по круглой головёнке и сказал сам себе: — Если я не решу эту задачу — я погиб!..

(2) У фантазёра и мечтателя Семёна Панталыкина была манера — преувеличивать все события, все жизненные явления и вообще смотреть на вещи чрезвычайно мрачно. (З)Вызывал ли его к доске учитель, опрокидывал ли он дома на чистую скатерть стакан с чаем — он всегда говорил сам себе эту похоронную фразу: — Я погиб.

(4)Фраза, впрочем, была украдена из какого-то романа Майн Рида, где герои, влезши на дерево по случаю наводнения и ожидая нападения индейцев и острых когтей притаившегося в листве дерева ягуара, все в один голос решили: — Мы погибли. (б)Приблизительно в таком же положении чувствовал себя Панталыкин Семён, когда ему не только подсунули чрезвычайно трудную задачу, но ещё дали на решение её всего-навсего двадцать минут. (б)Задача была следующая: «Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причём один из них делал в час четыре версты, а другой пять. (7)Спрашивается, на сколько один крестьянин придёт раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа?» (8)Семён сделал над собой усилие и погрузился в обдумывание задачи.

(9)Первым долгом ему пришла в голову мысль: что это за крестьяне такие — «первый» и «второй»? (10)Эти сухие цифры ничего не говорят ни его уму, ни его сердцу. (11)Неужели нельзя было назвать крестьян простыми человеческими именами? (12)Конечно, прозаическими и будничными Иваном или Василием их можно и не называть, но почему бы их не окрестить — одного Вильямом, другого Рудольфом? (13)И сразу же оба пешехода сделались ему понятными и близкими. (14)Он уже видел белую полоску от шляпы на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца… (15)А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и бобровую куртку. (16)И вот — шагают они оба, один на четверть часа впереди другого…

(17)Панталыкину пришёл на ум такой вопрос: знакомы ли они, эти два мужественных пешехода? (18)Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу… (19)Но если знакомы — почему они не сговорились идти вместе? (20)Вместе, конечно, веселее, а кроме того, и безопаснее вдвоём идти — разбойники ли нападут или дикий зверь… (21)Возник ещё один интересный вопрос: были у них ружья или нет? (22)Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов. (23)Вот опять тоже — написали: пункт А, пункт Б… (24)Что это за названия? (25)Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами. (26)Почему не назвать один город Санта-Фе, а другой — Мельбурном? (27)И едва только Семён подумал об этом, как оба города сделались понятными и ясными: улицы сразу застроились домами, из труб пошёл дым, по тротуарам задвигались люди. (28)Очень жаль, кстати, что в задаче не упомянута цель путешествия.

(29)Что случилось такое, что заставило Рудольфа и Вильяма бросить свои дома и спешить сломя голову в этот Санта-Фе? (30)И ещё интересный вопрос: почему они не воспользовались лошадьми, а пошли пешком? (31)Всё это очень странно… (32)Подперев ручонкой, измазанной в мелу и чернилах, свою мечтательную, отуманенную образами голову, сидит Панталыкин Семён. (33)И постепенно задача вырисовывается в его мозгу. …(34)Солнце ещё не успело позолотить верхушек тамариндовых деревьев, ещё яркие тропические птицы дремали в своих гнёздах, ещё чёрные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки и желтоцвета, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на всё побережье Симпсон-Крика, крадучись шёл по еле заметной лесной тропинке…

(35)Делал он только четыре версты в час — более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом, спрятавшимся за стволом широколиственной магнолии… — (36)Ну, двадцать минут прошло, — раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики. — (37)Все решили? (38)Ну, ты, Панталыкин Семён, покажи: какой из крестьян первый пришёл в пункт Б? (39)Ничего не сказал Семён. (40)Прохрипел только: «Не решил… не успел…» (41)И тут же увидел, как жирная двойка ехидной гадюкой зазмеилась в журнальной клеточке против его фамилии.

— (42)Я погиб, — прошептал Панталыкин Семён. — (43)На второй год остаюсь в классе. (44)Отец выдерет, ружья не получу, «Вокруг света» мама не выпишет… (45)И представилось Панталыкину, что сидит он на развалине змеиного дерева… (46)Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щёлкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, охвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю… — (47)Я погиб!

По А. Т. Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1880-1925) — известный писатель-юморист, драматург, театральный критик.

Данный текст для сочинения в 8 варианте нового сборника Цыбулько ОГЭ 2023 по русскому языку.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ