Готовый реферат по теме «норманская теория происхождения древнерусского государства» для урока по истории по плану сообщение кратко. Проверенный доклад по теме на оценку 5.
→ Реферат по теме: скачать
→ 2 реферат: скачать
→ Курсовая работа: скачать
Готовый реферат
Вступление
На протяжении почти трехсот лет в отечественной и зарубежной историографии не прекращаются дискуссии по поводу роли варягов-норманнов в процессе образования Древнерусского государства. В основе этих споров лежит сообщение в Повести временных лет о призвании варягов. Свидетельство древнерусского летописца породило т. н. норманскую теорию, в защиту которой выступали и продолжают выступать многие известные историки. Следует отметить, что вопрос о роли норманнов в начале Руси зачастую приобретает ярко выраженный идеологический характер. Не случайно он обостряется в периоды конфликтов России с западными странами (самый яркий пример – фашистская теория о неполноценности славян). В то же время сторонники норманизма из числа авторитетных ученых собрали немало убедительных доказательств в пользу этой теории.
Понятие и сущность норманской теории
Норманская теория – направление в отечественной и зарубежной исторической науке, согласно которому норманны сыграли ведущую роль на самом раннем этапе образования Древнерусского государства. В основе этой теории лежит убеждение, что в Повести временных лет содержится явное доказательство иноземного происхождения восточнославянской княжеской династии. Князь Рюрик был приглашен отсталыми славянскими племенами и фактически создал Древнерусское государство. Норманны долгое время господствовали в Древней Руси и направляли ее дальнейшее развитие. Таким образом, суть норманской теории (в ее крайнем проявлении) заключается в отрицании способности русского народа к самостоятельному развитию.
Аргуметы «за» норманскую теорию
Одним из главных аргументов в пользу норманской теории до сих пор остается свидетельство древнерусского летописца. Он недвусмысленно сообщает, что в целях наведения порядка восточные славяне пригласили к себе на княжении иноземцев-варягов, которые назывались русью: «И от тех варяг прозвася Русская земля». А варягами в Восточной Европе называли скандинавских германцев или норманнов. Первым русским князем стал скандинав Рюрик – основатель династии Рюриковичей, которая на протяжении нескольких столетий стояла во главе Руси–России. Многие русские князья и представители знати носили скандинавские имена (Аскольд, Свенельд, Руальд и др.). Яркий пример – первые договоры Руси с Византией, в которых преобладают имена скандинавского происхождения. Это явно доказывает, что в политике молодого Древнерусского государства ведущую роль играли норманны. Доказательствами норманской теории служат археологические материалы. На территории Древней Руси были найдены скандинавские погребения, рунические надписи, норманские украшения и оружие. Норманисты убеждены, что эти находки – явное свидетельство завоевания скандинавами восточнославянских земель. Важное значение имеют найденные женские украшения. Они означают, что норманны привозили с собой женщин, т. е. собирались не просто воевать, а жить на захваченных территориях. На территории Северной Руси насчитывается большое количество топонимов с элементами «рус-» или «варяг-«.
История норманской теории
Первым столкновением норманизма и антинорманизма стала дискуссия в Российской Академии наук между Г.Ф. Миллером и М.В. Ломоносовым, состоявшаяся в 1749-1750 гг. Предметом обсуждения стала диссертация Миллера «О происхождении народа и имени российского», в которой проводится мысль о подавляющем влиянии скандинавов на восточных славян. Первыми же норманистами, кроме упомянутого Миллера, были приехавшие в Россию Г.З. Байер и А.Л. Шлецер. После смерти Ломоносова норманская теория на долгое время заняла господствующее положение в отечественной историографии. Ее разделяли Н.М. Карамзин, А.А. Куник, М.П. Погодин и др.
Важным событием в долгом споре стал публичный диспут между М.П. Погодиным и Н.И. Костомаровым, состоявшийся в 1865 г. Общественное мнение склонилось в пользу антинорманизма. Антинорманисты, впрочем, постепенно сами дискредитировали свою теорию, приводя доказательства в духе оголтелого шовинизма и явного желания любыми способами возвеличить древних славян, а в общем смысле – Российскую империю. В результате после Октябрьской революции появляются новые серьезные работы норманистов: «Древнейшие судьбы русского племени» А.А. Шахматова, учебник русской истории М.Н. Покровского и др. В то же время норманский вопрос активно разрабатывался за рубежом. Естественно, защитниками этой теории выступали прежде всего скандинавские ученые, стремящиеся доказать преимущества своих народов перед вековой «отсталостью» русских.
В последней четверти XIX века были опубликованы три лекции датского профессора-филолога В. Томсена, ставшие «Библией норманизма». Ученый представил стройную и убедительную норманскую концепцию, подкрепив ее филологическими аргументами. В начале XX века вышел еще целый ряд работ скандинавских ученых-норманистов. К середине XX века спор принял ярко выраженный идеологический характер. В СССР норманизм был объявлен ложной теорией, ущемляющей достоинства русского народа, на Западе клеймили позором антинорманизм.
Новым этапом в дискуссии стало обращение ученых к археологическим материалам. Большой вклад в развитие норманской теории внес шведский археолог Т. Арне, собравший множество археологических доказательств присутствия и активной деятельности норманнов в Древней Руси. Одним из ведущих современных отечественных норманистов был недавно умерший историк, археолог, филолог Л.С. Клейн, работы которого относительно роли варягов на Руси имеют огромное значение.
Выводы
Норманская теория в строго научном смысле располагает большим количеством доказательств в свою пользу. Большинство современных историков уже не отрицает скандинавского происхождения первых русских князей и их роли в формировании Древнерусского государства. Справедливую критику вызывают лишь утверждения крайних норманистов, которые пытаются обосновать неполноценность и отсталость славян, а следовательно, русского народа.
2 вариант реферата по истории
Норманнская теория — один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах. Обидно, что на протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно точной и непогрешимой теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков, этнографов, было множество и отечественных ученых. Этот обидный для России факт вполне наглядно демонстрирует, что долгое время позиции норманнской теории в науке вообще были прочны и непоколебимы.
Норманская теория — направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями первого государства восточных славян — Киевская Русь. Норманская теория была выдвинута в середине XVIII в. при Анне Иоанновне немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером и др. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Объектом данной работы является анализ «Норманской теории происхождения. Древнерусского государства, а предметом исследования – рассмотрение отдельных вопросов, связанных с происхождением норманской теорией.
Цель работы – изучить норманнскую теорию происхождения русского государства, а также рассмотреть её с точки зрения современности. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, труды отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике данной работы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Предшественники Киевского государства.
Огромная территория будущего Киевского государства никогда не была незаселенной. Уже за тысячу и больше лет до нашей эры греческие историки упоминают о многочисленных племенах и народах, населявших обширные пространства на север от Черного моря и северо-восток от Дуная. Греки, имевшие колонии на берегах Черного моря, поддерживали отношения с этими племенами и вели с ними торговлю. Такие же данные о населенности великой Русской равнины мы находим у историков византийских, римских, арабских, готских первого тысячелетия нашей эры. Будучи единодушны в утверждении наличия и многочисленности населения великой Русской равнины (территории Киевского государства), все древние историки в разные эпохи называют это население разными именами: киммерийцами, скифами, сарматами, актами, славянами.
Это обстоятельство дало основание для создания теории о замене одного народа другим, при чем неизменной оставалась только территория. Новейшие данные исторической науки дают объяснение этому непонятному исчезновению на одной и той же территории одних народов и появление других. Согласно этому объяснению многочисленные племена в разные эпохи делали попытки создания государственных образований, при чем эти государственные образования именовались по имени того племени, которое в данный момент было руководящим. Никаких полных исчезновений или уничтожений отдельных племен и народов не происходило, хотя в трудах Геродота говорится, что весь киммерийский народ покончил самоубийством из страха перед скифами. На самом деле, надо полагать, он слился с ними, предоставив им руководящую роль. И тогда иностранцы все население, все племена, вместо киммерийцев начали называть скифами.
Несколько веков спустя то же самое произошло с сарматами, а еще через несколько веков с антами-славянами. Сведения, которыми мы располагаем, о киммерийцах очень скудны, но уже об их наследниках — скифах мы знаем гораздо больше. В 5-м веке до н.э. существовало скифское государственное объединение в Приазовьи и на Таманском полуострове, а около 3-го века мы находим сильное скифское государство в Крыму. Раскопки в окрестностях Симферополя открыли столицу этого государства — город Неаполь (Новгород) с мощными каменными стенами, богатыми гробницами и обширными зернохранилищами. В союзы скифских, а позднее скифско-сарматских племен, в качестве союзников или побежденных входили и племена славян, которые постепенно перемещались с северо-запада под давлением германских племен. В этих союзах славянско-русский элемент получил преобладание, а славянский язык вышел победителем при соприкосновении с языками потомков скифов и сарматов.
Так постепенно к первой половине первого тысячелетия после Р. X. население южной, средней и северо-западной части великой Русской равнины приобретает славянский, русский характер. Иностранцы — античные историки — называют их склавинами и антами. Северо-западные племена — склавинами (славянами), а юго-восточные — антами. Византийский историк Прокопий сообщает, что склавины и анты говорят на одном и том же языке. Это же самое подтверждает и готский историк 6-го века Иордан и говорит, что это «великий народ», состоящий из «бесчисленных племен». Об антах академик А. А. Шахматов пишет: «Славяне и Анты — это две отрасли некогда единого племени. Анты — восточная часть этого распавшегося племени. Все что мы знаем об антах с совершенной ясностью ведет нас к признанию их восточными славянами, следовательно, предками русских»1. По словам академика Грекова, «от истории антов к истории Киевского государства идет непрерывная линия развития.
Это одна и та же этническая масса, говорившая на одном языке, веровавшая в Перуна, плававшая на однодревках, сжигавшая рабынь на могиле князя»2. Академик Державин пишет: «анты не только предки восточных славян, но и создатели всей их культуры. Предшественниками Олега и Игоря были антские князья: Межамир, Издачич, Хвалибуд и неизвестные владельцы приднепровских кладов»3. Археологические раскопки последних десятилетий дали неопровержимые доказательства наличия славянских поселений на всей территории великой Русской равнины уже в первые века нашей эры. Окрестности Киева, верховья Дона, Волги и Западной Двины, Галиция, Закарпатье, Псков были местами расселения славян, общего происхождения, языка и культуры, что неопровержимо подтверждается тщательным изучением археологических, исторических и лингвистических данных. Эти данные дают нам право утверждать, что за много веков до «призвания варягов» наши предки имели свою культуру и организовали свою жизнь без постороннего руководства. А это утверждение является в то же время и опровержением «нормандской теории». Кроме того, теперь установлено, что задолго до «Руси» Рюрика существовали государственные образования, военно-политические союзы, наших предков-антов.
Например, объединение волынян с князьями Межамиром и Издаром, боровшихся с аварами. Или объединение племен, живших на реке Рось (правый приток Днепра), под руководством князя Божа, боровшихся с готами. Существует мнение, что именно это объединение послужило ядром, древнерусской народности. Легендарные Кий, Шек и Хорив — основатели Киева, по-видимому, были антско-славянскими князьями, а самое основание Киева некоторые историки относят к 430-му году. Все эти данные, число которых непрерывно растет в результате научных исследований, неопровержимо свидетельствуют о существовании организованной жизни наших предков задолго до призвания варягов и о наличии у них своей самобытной культуры. Останавливаться на них подробно не позволяют размеры намеченного труда, а потому все данные о предыстории Руси даются в максимально сжатом виде. Анты-славяне Переходя к жизни наших непосредственных предков славян-антов, сумевших ассимилировать еще в до-Киевский период скифские и сарматские этнические группы, прежде всего надо сказать, что они с незапамятных времен были жителями Европы, как теперь установили новейшие исторические исследования, и ни откуда они в Европу не приходили.
Северно-западная группа славянских племен называлась словенами и их поселения распространились далеко вглубь средней Европы, до Эльбы и даже западнее, а также до побережья Немецкого моря и на острове Рюген. Юго-восточная группа славянских племен была известна под общим названием антов и распространилась до Приазовья и берегов Черного моря. Обе группы славянских племен в середине первого тысячелетия нашей эры выдержали тяжелую борьбу за свое национальное существование. Анты — с готами, гунами, аварами, и византийцами, стремившимся распространить свое влияние на земли антов.
Словены с германскими племенами. Антам удалось выйти из борьбы победителями, отстоять свою национальность и самобытность и остаться хозяевами на своей территории — юге и юго-востоке Русской равнины. Другая группа — словены — были частично вытеснены со своих земель агрессивными германскими племенами, частично ими уничтожена или порабощена и национально обезличена. Уцелевшие части этих племен переселились на восток в пределы будущего Киевского государства, основавши здесь новые города и поселения. Так, например, словенское племя, пришедшее из Полабии (района Эльбы) и основавшее там город Любец (Любек в Германии), поселилось у устья реки Десны, при ее впадении в Днепр и основало и тут город Любец (позднее Любечь).
Интересные данные о том, что представляли собою славяне периода, предшествовавшего созданию Киевского государства, дает известный немецкий историк Гердер. Он пишет: «Славяне с любовью возделывали землю, занимались разными домашними искусствами и ремеслами, повсеместно открывали полезную торговлю произведениями своей страны, плодами своего трудолюбия. Они построили на берегах Балтийского моря, начиная с Любека, города. Между ними Винета была славянским Амстердамом. На Днепре они воздвигли Киев, на Волхове — Новгород, вскоре сделавшиеся цветущими торговыми городами.
Они соединяли Черное море с Балтийским и снабжали северную и западную Европу произведениями Востока. В нынешней Германии они разрабатывали рудники, умели плавить и лить металлы, приготовляли соль, ткали полотно, варили мед, разводили плодовые деревья и вели по своему вкусу веселую музыкальную жизнь. Они были щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с тем они были покорны и послушны — враги разбоя и грабежа. Все это не избавило их от притеснений со стороны соседей, напротив — способствовало тому. Так как они не стремились к владычеству над миром, не имели жаждущих войн наследственных государей и охотно делались данниками, если только этим можно было купить спокойствие своей страны, то народы, в особенности, принадлежащие к германскому племени, сильно погрешили против них.
Уже при Карле Великом начались жестокие войны, которые, очевидно, имели целью приобретение торговых выгод и велись под предлогом распространения христианства. Храбрые Франки, конечно, находили более удобным, обратив в рабство прилежный земледельческий и торговый народ, пользоваться его трудами, чем изучать земледелие, торговлю и самим трудиться. То, что начали, Франки, довершили Саксы. В целых областях славяне были истреблены или обращены в крепостных, а земли их разделялись между христианскими епископами и дворянами. Их торговлю на Балтийском море уничтожили северные германцы, Винета была разрушена датчанами, а остатки славян в Германии походят на то, что испанцы сделали из природных жителей Перу»4…
По свидетельству объективных немецких историков — славяне были щедро одарены эстетическим вкусом, музыкальными и художественными способностями, были они сравнительно высококультурны и глубоко нравственны, хотя и не исповедовали христианской религии. Среди них отсутствовала ложь. Они относились к ближнему с истинно христианской любовью. Пленные у них считались наравне с домочадцами и после некоторого времени обязательно выпускались на свободу.
Курсовая работа
kurs-istoria-tema-2024Глава 1. Теории происхождения Древнерусского государства 1.1. Норманская теория 1.2. Антинорманская теория Глава 2. Спор теорий происхождения Русского государства, в лице их ярких представителей 2.1. Борьба подходов – Ломоносов и Миллер 2.2. Историки о Ломоносове, Байере, Миллере, Шлецере Заключение Список использованных источников Аннотация.
В данной работе рассматривается возникновение Русского государства в полемике норманистов и антинорманистов, от зарождения норманнской теории и до современных столкновений норманнской и антинорманской теории. Данная работа выглядит следующим образом: В первом разделе отражаются теории происхождения Древнерусского государства, норманнская и антинорманская. Во втором разделе рассматриваются мнения различных ученых по отношению к тем, кто положил начало норманнской и антинорманской теориям.
Актуальность данной работы заключается в том, что каждого человека интересует история происхождения его Родины, народа и многого другого о своей нации. История образования Русского, а точнее сказать Древнерусского государства, так и не обрела окончательных ответов. Все данные в основном ориентируются на «Повесть временных лет», при-чем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. Упоминания о Руси присутствуют и в летописях других народов, что вызывает появление всё новых и новых предположений, выливающихся в теории, возникновения Древнерусского государства.
Актуальность темы обусловлена несколькими обстоятельствами. Первое связано с научной значимостью варяго-русского вопроса вообще как ключевого при реконструкции событий отечественной истории IX–X вв. Второе обстоятельство определяется тем, что в последнее десятилетие произошло обострение дискуссии вокруг проблем начальной истории Руси. Важно подчеркнуть, что обоснование позиций ведется с широким привлечением историографического материала. В-третьих, почти три столетия научного изучения варяго-русского вопроса породили обширную исследовательскую литературу.
Смотрите также на сайте по истории:
Артасов ОГЭ 2024 отличный результат история 9 класс скачать бесплатно