сочинение егэ русский язык 11 класс по тексту

В чём заключается своеобразие творчества А.С. Пушкина? Сочинение ЕГЭ по тексту Айхенвальда

Автор

Сочинение по тексту Айхенвальда Ю.И в чём заключается своеобразие творчества А.С. Пушкина? Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение рассуждение по проблеме исходного текста 33 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из русской и зарубежной литературы.

Сочинение ЕГЭ

В чём заключается своеобразие творчества А.С. Пушкина? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания русского литературного критика Ю.И. Айхенвальда.

По мнению автора, особенность творчества А.С. Пушкина заключается в том, что оно не знает границ и пределов ни в пространстве, ни во времени. Приведу примеры из предложенного текста, иллюстрирующие эту позицию.

Так, у А.С. Пушкина есть удивительная способность – видеть и понимать то, что скрыто от других. Русский литературный критик называет эту черту «внутренним зрением». Поражает, насколько точно поэт пишет о вещах, которых никогда не видел и не знал. По мнению автора текста, А.С. Пушкин «в самом себе пережил эпохи и страны, многие культуры». Это доказывает актуальность его творчества во все времена.

Кроме того, поэт обращается к тем проблемам и темам, которые непосредственно связаны с его жизнью, а значит, созвучны его личным переживаниям. «Он словом отозвался на самого себя», а его «стихи претворились в стихию». Критик размышляет о таких особенностях пушкинского творчества, как естественность, достоверность и жизнеподобие.

Второй пример дополняет первый, что в совокупности помогает составить представление о творческом наследии великого русского поэта. Автор объясняет, почему его произведения близки и понятны каждому чуткому читателю.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, тексты А.С. Пушкина испокон веков вдохновляют деятелей искусства: пишутся картины, создаются композиции, ставятся спектакли… Так, например, в 2016 году в России появился мюзикл «Демон Онегина», созданный по мотивам пушкинского романа в стихах. Это доказывает, что отличительная особенность творчества русского поэта – вневременность.

В заключение хочется сказать, что произведения А.С. Пушкина стали поистине драгоценными, родными и близкими для каждого человека, неравнодушного к литературе, благодаря умению автора достучаться до сердец читателей.

Сочинение-рассуждение

Ю.И. Айхенвальд в своём тексте раскрывает уникальность творчества А.С. Пушкина, подчеркивая, что Пушкин — это поэт, сумевший через художественное слово вобрать в себя многогранность мировой культуры и явить в своём творчестве мировую гармонию. Айхенвальд отмечает, что Пушкину были доступны образы всех времён и народов, и он с удивительной точностью и лёгкостью отражал в своих произведениях величайшие темы человечества.

Позиция автора выражена в том, что сила Пушкина заключается в его способности создать образ мира через поэзию, сохраняя живое человеческое начало. Так, Пушкин не только «перечувствовал» другие культуры и эпохи (предложение 7), но и сумел отразить в своём творчестве внутреннюю гармонию и философские истины, которые сохраняют свою значимость на века. Он не был равнодушен к жизни и вдохновлялся ею, но стремился понять её в глубоком, философском смысле, благодаря чему его поэзия стала частью мирового порядка (предложение 14). Пушкин нашёл и передал гармонию между миром и человеком, раскрыв её через понятие красоты, любви и вдохновения, которые сохраняются в его поэзии для последующих поколений (предложения 19–21).

Творчество Пушкина — поистине уникальное явление в русской литературе, потому что он не просто воспроизводил человеческие чувства, но и обогащал их через синтез разных культур и времён. Своёобразие его творчества как воплощения мирового духа проявляется и в романе «Евгений Онегин». Пушкин удачно сочетает русские реалии и западные литературные образы, подчеркивая уникальность русского менталитета и культурные особенности России. Так, главный герой Онегин напоминает героев английской и французской литературы, но при этом остаётся глубоко русским, терзаемым своей сложной натурой и личными противоречиями.

Ещё один пример — поэма «Полтава», где Пушкин воссоздаёт историческое событие, переплетая политические, философские и культурные контексты. Через образы Петра I и Карла XII он показывает, как культурные и политические контексты формируют характеры и судьбы народов. Именно это стремление Пушкина к целостному пониманию человеческой природы через различные ракурсы истории и культуры позволяет ему говорить на универсальном языке, который понятен и близок разным народам.

Таким образом, Айхенвальд справедливо замечает, что Пушкин — это поэт, сумевший в своём творчестве охватить весь мир. Его произведения обогащены мировыми образами и одновременно наполнены глубоким пониманием русской культуры и души. Через свои стихотворные строки Пушкин остаётся «вечным современником», к которому люди обращаются за вдохновением, ощущая величие и силу жизни, и осознавая, что его творчество — это неиссякаемый источник для познания мира и себя.

3 пример сочинения

Раскрывая проблему особенности творчества А. С. Пушкина, автор опирается на собственные размышления. Называя русского гения «богатырём духа», критик отмечает главное в поэте – «пламенное любопытство», которое «объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает». Широта кругозора поэта, его всемирная отзывчивость и способность преодолевать границы пространства и времени поражают автора статьи. Конкретизируя мысль об умении поэта «объять необъятное», отозваться, словно эхо, на всемирные скорби, события и идеи, принять культуру разных народов и разных эпох, литературовед приводит яркий пример. В «несравненном послании к Юсупову» Пушкин переживает с Овидием его страдания. Русский лирик никогда не был за границей, «не видал чужих краёв», «не видел Бренты и адриатических волн», но ему был дан высокий дар – «сказочная сила внутреннего зрения». Из этого следует, что гениальность поэта состоит в его всемирной отзывчивости, в способности воплотить в художественном слове мировую гармонию.

Оба примера соотносятся друг с другом как целое и частное. Отмечая особенность поэта духовным зрением проникать в разные страны и времена, автор иллюстрирует эту мысль конкретным художественным произведением, в котором Пушкин смог понять и ярко изобразить древнеримского поэта Овидия. Авторская позиция заключается в следующем: своеобразие произведений А. С. Пушкина определяется безграничностью созданного им художественного мира как в пространстве, так и во времени.

Мне близка позиция автора. Действительно, все, кто читает лирические, эпические и драматические произведения «солнца русской поэзии», отмечают широту и беспредельность художественной картины, воссозданной русским европейцем. Его мысль проникает в самые различные пространства мира и способна постичь любое время. За доказательством обратимся к «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери», в которой писатель реалистично и правдиво показал два типа художника: Сальери, который неимоверным трудом и усилиями стремится постичь гармонию «алгеброй», и Моцарта, гения, которому дан музыкальный дар свыше.

В заключение ещё раз подчеркнём, что Пушкин покоряет наши сердца способностью откликнуться на мировые события, перенестись с помощью своего внутреннего зрения из одной страны в другую, художественно правдиво изобразить разные эпохи.

4 вариант сочинения

В чём заключается особенность творчества А. С. Пушкина? Над этим вопросом размышляет критик Ю. И. Айхенвальд в предложенном для анализа тексте.

Так, он акцентирует внимание на широте кругозора Пушкина: «он объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает». Критик отмечает, что поэт «пламенно любопытен» и в своей «сверхпространственности» и «сверхвременности» желает знать всё, для него нет ничего «иноземного и чужого».

Иными словами, ему интересны любые темы, идеи, проблемы, касающиеся разных эпох, разных народов. Нет никаких ограничений: ни национальных, ни временных. Далее Айхенвальд пишет, что «Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию». Поэт «перечувствовал» творчество Востока и Запада различных времён и авторов, смог внести «свое дыхание» в то, что было создано до него другими сочинителями. И всё это волновало его и вдохновляло на написание оригинальных произведений. То есть, мировая культура была для Пушкина источником вдохновения, но при этом все его сочинения абсолютно самобытны.

Эти взаимодополняющие примеры позволяют понять, что своеобразие произведений Пушкина определяется его умением преодолевать любые ограничения. Айхенвальд убеждён, что особенностью творчества А. С. Пушкина как раз и является отсутствие «границ и пределов как во времени, так и в пространстве».

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, творчество Пушкина всеобъемлюще: в детстве мы увлекаемся его сказками, взрослея, любим перечитывать его стихи и поэмы, романы и повести, знакомясь с героями разных стран и времён. Русский историк Ключевский писал, что для поэзии Пушкина «нет ни великого, ни малого: все уравнивается, становясь прекрасным, и стройно укладывается в цельное миросозерцание…». Он отмечал, что через творчество поэта «люди стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на своё». Анна Андреевна Ахматова в статье «Слово о Пушкине» написала, что он победил время и пространство.

Таким образом, стоит отметить, что творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине уникально и многогранно, оно художественно правдиво изображает все стороны человеческого бытия.

Текст ЕГЭ

(1)Богатырь духа, А. С. Пушкин в своём пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает. (2)Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. (З)Ему — дело до всего. (4)Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далёкого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.

(5)Овидий жил и страдал давно, но Пушкин переживает с ним эти страдания теперь и воскрешает в себе его тоскующий образ. (6)Та панорама жизни, которая так ярко и пышно развёртывается перед нами в несравненном послании к Юсупову, вся прошла в фантазии поэта, и ещё с гораздо большей разнообразностью картин и красок; и то, чего недоставало Пушкину во внешних восприятиях — он, себе на горе, не видал чужих краёв, где небо блещет неизъяснимой синевой, он не видел Бренты и адриатических волн, — всё это восполнял он сказочною силой внутреннего зрения и в самом себе пережил эпохи и страны, многие культуры, и Трианон, и революцию, и рассказы Бомарше, и всю превратность человеческих судеб.

(7)Он перечувствовал Шекспира и Гёте, посетил в идеальном путешествии своих творческих снов Европу и Восток, понял Дон Жуана, и Скупого рыцаря, и другого, бедного рыцаря, который имел одно виденье, непостижное уму, — понял и зависть Сальери, и царицу Клеопатру, и вещего Олега, и мудрого Пимена, чей облик воссиял ему из тьмы времён. (8)Для него были близки и понятны и Анакреон, и Песня Песней, и песни Шенье, которого Муза проводила до гильотины, и Хафиз, и Гораций, и всё, что когда-либо волновало и восхищало людей.

(9)Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нём, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно, он всё-таки захотел ещё её оправдать и вместе с нею оправдать собственное дыхание. (10)0н это осуществил.

(11)Кроме того, он словом отозвался на самого себя, на свою жизнь. (12)И от этого она ничего не потеряла в своей действенности. (13)Он не только жил, но и писал; однако оттого, что свои труды и дни перевёл он на язык искусства и следами слова навеки запечатлел свои дела, не исчезла их живая подлинность и книга не заслонила его самого, биография не исказила жизни. (14)0н вообще на своём примере показал, что стихи как-то вошли в совокупность мира, не лишни для последнего, не чужды ему: стихи претворились в стихию.

(15)Наконец, он принял не только мир, но и самого себя — а э-то, быть может, труднее всего. (16)«Безумный расточитель», он знал муки воспоминания, горькими слезами обливал печальные строки в его длинном, ничего не зачёркивающем свитке, чувствовал «змеи сердечной угрызенья», — но всё же, как это показывает и психологический фон его произведений, он преодолел свою рефлексию и своё раскаяние и с собою примирился, согласился, взял себя целиком. (17)Он прошёл по жизни честный, не стыдящийся и довольный.

(18)Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нём спокойно, объективно, без восторга. (19)Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, которые И. С. Аксаков назвал благодеянием, и, облагодетельствованные его стихами, истолкованием Божества, бодрее продолжаем свою трудовую дорогу: мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы черпаем всё новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам даётся святое причастие красоты.

(20)Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши взрослые души. (21)И так проходят годы, десятилетия, столетия со дня его рождения, а сам он не проходит. (22)Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. (23)Какое счастье!..

По Ю. И. Айхенвальду Юлий Исаевич Айхенвалъд (1872-1928) — русский литературный критик.

Задание 27 по русскому языку

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение ЕГЭ по тексту богатырь духа, А. С. Пушкин в своём пламенном

Сочинение ЕГЭ по тексту богатырь духа, А. С. Пушкин в своём пламенном любопытстве

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ