русский язык егэ 2023 задание варианты ответы

Тренировочный вариант 220912 ЕГЭ 2023 русский язык 11 класс с ответами

Автор

Новый тренировочный вариант 220912 ЕГЭ 2023 по русскому языку 11 класс формата сложности ЕГЭ на 100 баллов с ответами для всех заданий. Данный вариант вы можете скачать или решать онлайн на сайте.

Скачать вариант с ответами

Посмотреть другие варианты

Решать задания ЕГЭ 2023 по русскому языку онлайн

вариант-220912-егэ2023-русский

Сам термин «искусство книги» появился лишь в уходящем столетии. Правда, издавна в немецкой литературе использовалось понятие Buchdruckerkunst, что в буквальном переводе означает «искусство книгопечатания». Термин (…) имеет определенный налёт архаичности; в современной литературе он не используется. В новейшем «Немецко-русском словаре» 1998 года издания мы его не нашли. В России слово Buchdruckerkunst в XIX веке трансформировалось в «типографское искусство». Так именовали всю отрасль в целом, комплексно, то, что впоследствии стали называть «полиграфическим производством».

Что же касается словосочетания «искусство книги», то едва ли не первым его произнес немецкий искусствовед Отто Граутофф в монографии «Развитие современного искусства книги в Германии», вышедшей в свет в Лейпциге в 1902 году. Отныне слово «Buchkunst» получает права гражданства. Оно широко употребляется вплоть до наших дней.

В начале ХХ века большой популярностью не только в Германии, но и в других странах пользовалась серия «Искусство», изящные малоформатные книжки которой выходили в свет под редакцией всемирно известного искусствоведа Рихарда Муттера (1860-1909), автора трехтомной «Истории живописи» (1909). В этой серии в 1908 году появилась работа Феликса Поппенберга, которая так и называлась – «Искусство книги». Это, конечно, способствовало упрочению термина и его широкому распространению. (Е.Л. Немировский)

1.Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: этот

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • 1) ИСКУССТВО. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
  • 2) НАЛЁТ. О чём-нибудь слабо выраженном, неясно проявляющемся. Н. грусти. С налетом юмора.
  • 3) СВЕТ. Тот или иной истичник освещения. Зажечь свет.
  • 4) ВЕК. Жизнь, существование. Много повидал на своём веку.
  • 5) СЕРИЯ. Часть большого кинофильма, демонстрируемая самостоятельно. Кинофильм в трех сериях.

Ответ: 12

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что рассчитан на широкую аудиторию.
  • 2) В тексте можно встретить вводные слова (конечно, правда), что присуще ведущему типу речи – рассуждению.
  • 3) В лексике текста интересно отметить обилие профессионализмов и специальных терминов, это говорит о том, что текст предназначен для культурологов или студентов, обучающихся в Институте культуры.
  • 4) В синтаксисте текста интересно отметить наличие парцелляции. Автор текста старается таким образом выделить главные мысли.
  • 5) Цель автора приведённого отрывка текста – рассказать о том, как изучали искусство книги за рубежом и в России.

Ответ: 125

4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) шАрфы
  • 2) мозАичный
  • 3) щЕмит
  • 4) клалА
  • 5) диспансЕр

Ответ: 15

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Не забудьте НАДЕТЬ на учебник обложку перед тем, как изучать его. Зине подарили ЭФФЕКТНО оформленный альбом с репродукциями картин известных русских художников. У поместья Баскервилей БОЛОТИСТАЯ почва, поэтому надо быть осторожным. На зимних каникулах Коля отправился в Шерегеш кататься на ГОРИСТЫХ лыжах. В этом отделе магазина собраны РОМАНТИЧЕСКИЕ произведения современных авторов.

Ответ: горных

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В романе Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» рассказывается о секретном шпионе, который должен был работать в тылу фашистской Германии.

Ответ: секретном

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ШЕСТИСТАМИ билетами
  • ПОЕЗЖАЙ вперёд
  • перезрелых АБРИКОСОВ
  • ТОНЬШЕ волоса
  • через ПОЛТОРА года

Ответ: ШЕСТЬЮСТАМИ

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) п..рламент, симв..л, разг…раться
  • 2) ч..стота (колебаний), ч..рующий, тр..вянистый
  • 3) зам..рев (от страха), ф..дерация, коф..ин
  • 4) в..ртуоз, бл..стеть, одр..хлевший
  • 5) возр..ждение, с..бачий, зерк..ло

Ответ: 23

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) не..хватный, п..дбодрить, поз..прошлый
  • 2) сверх..зысканно, меж..здательский, вз..мать (налог)
  • 3) не..говорчивый, ра..делка, во..звание
  • 4) пр..емлемый, пр..морский, пр..плясывать
  • 5) по..бирать, о..крывать, на..ломиться

Ответ: 24

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) приветл..вый, заносч..вый
  • 2) надоедл..во, фасол..вый
  • 3) изворотл..вый, раскра..вать
  • 4) усидч..вый, ноч..вать
  • 5) перекле..вать, горош..нка

Ответ: 135

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) завис..шь, ответ..вший
  • 2) вспомн..шь, колебл..мый
  • 3) бор..шься, вытащ..нный
  • 4) наряд..шься, обиж..нный
  • 5) повенч..нный, (вещи) высуш..тся

Ответ: 135

13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ЗНАЯ броду, не суйся в воду. Сергей выдал себя (НЕ)ТЕРПЕЛИВЫМ жестом. Встреченный нами солдат был (НЕ)КТО иной, как лейтенант Крамаренко. Присмотрись, (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли твой впереди нас? В избушке ночевать было отнюдь (НЕ)БЕЗОПАСНО.

Ответ: НЕТЕРПЕЛИВЫМ

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ЗА)ТЕМ приехали родственники, которые, ТАК(ЖЕ), как и мы, с удовольствием путешествовали по южному побережью. (ЗА)ЧАСТУЮ героями рассказов А.П. Чехова являются врачи, ТАК(КАК) сам писатель был врачом. (ПО)СКОЛЬКУ (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет я дружил с музыкантом, я видел, как создавались многие его произведения. Игорь ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение. ЧТО(БЫ) поправить здоровье, Солнцев отправился в санаторий «Берёзки», (ПО)ЭТОМУ встречу в Воронеже пришлось отложить.

Ответ: ЧТОБЫПОЭТОМУ

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Лицо его, с подбитым глазом и рассечё(1)ой губой, было мрачно и сосредоточе(2)о, и даже волосы не вздымались пышной гривой, а както растеря(3)о торчали отдельными космами.

Ответ: 123

16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Ночью ветер злится да стучит в окно.
  • 2) Снегá весной то синеватые то с едва заметной желтизной.
  • 3) Лекарственные растения обязательно имеют в своём составе одно или несколько лечебных веществ.
  • 4) Капитан Крымов и целеустремлён и трудолюбив.
  • 5) Мальчик Бананан и Гера собрались в дорогу ещё до зари и рассчитывали добраться к месту стоянки заблаговременно.

Ответ: 224

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Николай Николаевич (1) сдерживая себя (2) вошел в эту комнату, влез на антресоли и (3) дрожащими от нетерпения (4) руками стал вытаскивать одну картину за другой (5) боясь, что они погибли, промерзли или отсырели.

Ответ: 125

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Стихотворение «Смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым после гибели А.С. Пушкина. Оно не было опубликовано (1) однако (2) распространялось в списках. Продолжение стихотворения Лермонтов написал (3) возможно (4) после того, как узнал подробности дуэли и смерти Пушкина.

Ответ: 134

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Датский принц (1) история жизни (2) которого (3) с очень большими изменениями послужила основой для трагедии «Гамлет» (4) однажды посетил Англию.

Ответ: 14

20.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Автор знал (1) что (2) если его роман будет высоко оценен критиками (3) то его обязательно заметят (4) и весь тираж книги раскупят за несколько месяцев.

Ответ: 13

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Фишер оказался на войне, когда ему исполнилось сорок лет.
  • 2) Борис Фишер остановился на сорок восьмой странице своей новой монографии и больше уже не взялся за неё.
  • 3) На войне Фишер нисколько не сомневался в себе, что много лет изучал искусство.
  • 4) Фишер был отличным бойцом, легко приспособился к военным трудностям, быстро и ловко научился рыть окопы.
  • 5) Фишеру удалось убить немецкого офицера.

Ответ: 25

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) В предложениях 47-49 представлено рассуждение.
  • 2) В предложении 28 указана причина того, о чём говорится в предложении 29.
  • 3) В предложениях 13-17 представлено рассуждение.
  • 4) В предложениях 23-24 представлено описание.
  • 5) В предложении 29 описано состояние человека.

Ответ: 235

24.Из предложений 8-10 выпишите один фразеологизм.

Ответ: белой вороной

25.Среди предложений 41-49 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий)

Ответ: 48

26.«Описывая непростые условия, в которых вынужден был жить герой, В. Быков использует средство выразительности (А) (предложения 6, 15). Очарованность искусством и его значение для Фишера передано с помощью тропа (Б)  («безмерное величие» в предложении 3, «мутная бездна» в предложении 23, «затаённое сомнение» в предложении 17). Синтаксические средства также помогают автору раскрыть тревогу героя – это (В)  (предложения 17, 18) и Г  (предложения 22, 23, 27)».

Ответ: 2684

27.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Текст для сочинения и заданий 22-27

(1)Искусство навсегда очаровало Фишера, наполнило его непреодолимой жаждой прекрасного. (2)После диссертации он несколько лет исследовал итальянское Возрождение, написал монографию о Микеланджело. (3)Безмерное величие захватывающего и высокого открывалось ему в каждом из великих деятелей прошлого, и он очень жалел, что так быстро идет время и так коротка человеческая жизнь. (4)Он не очень интересовался политикой, той беспокойной, хлопотливой жизнью, что бурлила, плыла, обгоняла его. (5)Учёного мало заботили дела и планы действительности: с детства он обособился от всего, что не составляло чарующих интересов искусства.

(6)Борис тогда не поверил, а она вскоре грянула и понесла, эта страшная, большая война. (7)Борис Фишер остановился на сорок восьмой странице своей новой монографии и больше уже не взялся за неё.

(8)В армии он почувствовал себя белой вороной, ни к чему не пригодным, самым незадачливым из всех в этой разноголосой, разноликой массе людей. (9)Он никак не мог научиться ходить в ногу, быстро вскакивать при подъеме, неуклюже, под громовой хохот товарищей отдавал честь, занятия по штыковому бою вконец обессиливали его. (10)Сначала он горько переживал всё это, болезненно сносил наскоки крикливых сержантов, каялся за пренебрежение военным делом в институте и думал, что он самый неспособный человек на земле. (11)Потом слегка освоился. (12)На фронте уже другие, большие страхи и заботы вытесняли болезненное самолюбие интеллигента. (13)Человек вдумчивый, он понимал, что в страданиях и муках медленно рождался в нем тот, кем он меньше всего готовился быть, рождался боец. (14)Но в то же время он почти с тревогой следил, как все меньше и меньше оставалось в нем от былого – от искусствоведа Фишера.

(15)Грубая, страшная жизнь ежедневно и неумолимо стирала в его душе великую значимость искусства, которое все больше уступало пробуждавшимся инстинктам борьбы. (16)Выходило, что то высокое и вечное, чем дышал он почти тридцать лет, теперь, в этом военном хаосе, просто стало ненужным. (17)И тогда пришло затаённое сомнение, в котором он сегодня наконец признался себе: в самом ли деле искусство – то действительно великое и вечное, чему стоило отдать лучшие годы? (18)Не ошибся ли он, признав его своим единственным крестом, не вернее ли поступил брат, отдав времени и людям усилия другого порядка, усилия, воплотившиеся теперь в реальную силу, способную защитить мир?

(19)А вообще ему было нелегко, и он старался подбодрить себя, успокоить тем, что гении, творившие искусство вечного, – и Микеланджело, и Челлини, и Верещагин, и Греков – в свое время брались за шпагу, мушкетон или винтовку и шли в грохот батарей. (20)Видно, борьба за право

существования была первичнее искусства, и ей, вероятно, суждено пережить его. (21)Этот неожиданный вывод слегка успокоил Фишера, и он почувствовал себя немного сильнее. (22)Так постепенно проходила эта мучительная, сырая ночь. (23)Под утро Фишер прикорнул, будто провалился куда-то в мутную бездну мыслей о себе, старшине Карпенко, об историзме Вазари, новаторстве Микеланджело и о том, как все-таки ужасно трудно стать настоящим бойцом.

(24)Пулеметная очередь вывела из полусонного забытья Фишера. (25)Ничего не понимая, он вскочил в окопе и тут же снова свалился на его дно, подкошенный болью в сведенных судорогой ногах. (26)Уже совсем рассвело, хотя поле и лес еще затягивала редкая пелена тумана. (27)Было тихо и сыро.

(28)И тогда из сумеречной дали, в которой исчезала дорога, прорвался, нарушив предутреннюю тишину, беспорядочный треск моторов. (29)У Фишера тревожно заныло в груди, ослабели руки. (30)Настороженным взглядом впился он в даль и почувствовал, что именно сейчас наступила минута, которая определит весь смысл его жизни. (31)Кое-как собрав воедино остатки душевных сил, он привычно передернул затвор и уже не сводил близоруких глаз с затуманенной далью дороги, на которой должны были показаться немцы.

(32)Когда наконец из дымчатой завесы тумана вынырнули юркие приземистые силуэты мотоциклов, Фишер уперся локтями в размякшую землю бруствера и стал целиться. (33)Но от долгого напряжения зрение его все мутнело, туман и проклятая близорукость не давали возможности как следует видеть цель. (34)Фишер перевел дыхание, приложился еще раз и понял, что поразить мотоциклистов у него немного шансов.

(35)Это открытие было поистине ужасно, боец испугался, растерялся. (36)А мотоциклы тем временем, все набирая и набирая скорость и с каждой минутой все увеличиваясь в тумане, быстро неслись по грязной дороге.

(37)Не зная, что предпринять, чтобы остановить врагов, Фишер всё же как-то прицелился и выстрелил. (38)Приклад сильно ударил ему в плечо, потянуло горьковатым пороховым дымом, а мотоциклы как ни в чем не бывало приближались. (39)После минутного оцепенения Фишер второпях перезарядил винтовку и снова выстрелил. (40)Потом ещё и ещё.

(41)Фишер не думал тогда, что его самого могут убить раньше, чем он успеет выстрелить. (42)Он не старался спрятаться в окопе и продолжал целиться в передний мотоцикл. (43)Когда мотоциклист поравнялся с березами, Фишер выстрелил. (44)Сидевший в коляске сразу дернулся на сиденье, обеими руками схватился за грудь и размашисто стукнулся лбом о железо коляски. (45)Каким-то обостренным, неестественным слухом Фишер услышал в рокоте моторов тот звук, и тотчас же оглушительный грохот острой болью расколол ему голову. (46)Боец выпустил из рук винтовку и, обрушивая руками мокрую землю, сполз на дно окопа.

(47)Какое-то время Фишер ещё был жив, но уже не чувствовал ничего, не видел, как бросились немцы к убитому им офицеру, как бережно уложили его, окровавленного, в коляску. (48)Не видел Фишер того, как двое или трое немцев, шаркая по стерне сапогами, подбежали к окопчику и разрядили в него, полуживого Фишера, свои автоматы. (49)Молодой, в пятнистом комбинезоне автоматчик с равнодушными глазами склонился над ним, рванул за мокрый ворот шинели и брезгливо отдернул руку. (50)Несколько секунд немец постоял над убитым, не зная, что сделать ещё, и озлобленно пнул сапогом противогазную сумку на бруствере. (51)Из сумки выпали кусок черствого хлеба, несколько обойм с патронами и потрёпанная старая книжка в черной обложке – «Жизнь Бенвенуто Челлини, флорентийца, написанная им самим». (52)Отброшенная в стерню, она раскрылась, и утренний ветер, который уже начал разгонять туман, потихоньку ворошил ее зачитанные страницы…

По В. Быкову

Быков Василь Владимирович (1924-2003) – советский и белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Проблема текста

  • Губительное влияние войны на жизнь человека
  • Бесчеловечность и безжалостность войны.
  • Разрушительная сила войны
  • Героизм и мужество в годы войны

Авторская позиция

1. Автор убеждён: война противна человеческой природе, она в корне меняет мировоззрение людей.

2. Война губит судьбы людей, не позволяя им заниматься тем, к чему лежит душа.

3. Война рушит судьбы людей, отнимает жизни в самом расцвете лет.

4. Даже те воины, которым было чуждо военноме искусство, проявляли необычайное мужество и отвагу, жертвуя собой ради Родины.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ