сочинение егэ по тексту

Сочинение ЕГЭ мы – остатки воевавших за Доном частей по тексту Тендрякова

Автор

10 примеров сочинений ЕГЭ 2022 по тексту В.Ф. Тендрякову мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой.

Пример сочинения ЕГЭ №1

Как влияют на человека совершенные им безнравственные поступки? Именно эта проблема привлекла внимание Владимира Фёдоровича Тендрякова.

Рассуждая над этим вопросом, рассказчик вспоминает о том, как измученным голодом солдатам, в числе которых был он сам, удалось получить по «двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара». Тогда у него «вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая» — украсть полбуханки. Мне кажутся важными мысли героя о том, что он не искал себе оправданий и уже жалел о содеянном. Они позволяют понять, что рассказчик полностью осознавал безнравственность собственного поступка; он понимал, что вскоре о нем станет известно, и ему было очень стыдно.

К какому выводу пришел герой? Ответ мы находим в следующем примере.

Когда тайное стало явным, он лишь острее ощутил, что окружающие его люди, голодавшие пятеро суток, красивы чистотой своей души, а он – уродлив (предложения 48 и 49). Ему заново приходилось завоёвывать себе самоуважение: первым идти в бой, делиться и без того скромной едой. Я считаю, что описанная ситуация заслуживает отдельного внимания, потому что позволяет увидеть, как преобразился рассказчик: он стал бескорыстно помогать людям, не жалея себя, не нуждаясь в ответной благодарности. Действительно, истинный альтруист не ждет похвал и всеобщего признания.

Позиция писателя ясна: нет ничего страшнее, чем осознание неправильности, безнравственности собственных поступков, невозможности оправдать себя. Надо стараться быть честным перед собой и окружающими людьми.

Трудно не согласиться с автором. Действительно, дурные поступки способны вызвать самые сильные душевные муки. Для подтверждения своей мысли обращусь к русской классической литературе. Вспомним главного героя романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, совершив убийство старухи-процентщицы, испытывал душевные терзания, ни на минуту не отпускавшие его. Перед самым покаянием герой оказался на грани срыва: жизнь казалась невыносимой. Лишь исповедь помогла ему обрести покой.

В заключение хочется отметить, что нередко, оказываясь перед нравственным выбором, человек может принять неправильное решение. Важно то, какой урок он извлечет из этого.

Пример сочинения ЕГЭ №2

Война — страшное и тяжелое событие для всех людей, оказывающие влияние на их мышление и моральные принципы. В своем тексте В.Ф.Тендряков задает вопрос: служит ли война оправданием неблагородного и низкого поступка?

В данном тексте автор рассказывает историю от первого лица, произошедшую в запасном полку на хуторе. Героя вызвали помочь донести еду голодавшим солдатам. Собирая еду, он спрятал полбуханки, тем самым своровав драгоценный хлеб у сослуживцев. «Теперь я не искал себе оправданий. Ох, если б можно было вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно…» — думал герой. В мирное время она всегда находил причины и оправдания для своих плохих поступков, но в условиях войны, когда всех мучали голод и отчаянье, его терзала совесть. Придя к солдатам, он предполагал, что они уличат его в воровстве и будут злы. Вместо этого в голосе одного из солдат он услышал «крупицу сочувствия». В это время он осознал: «Среди красивых людей – я уродлив. Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой.» Ему было стыдно за свой подлый поступок, и в последствии он старался искупить его, вызываясь на самые опасные задания.

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о том, что автор считает: даже на войне надо оставаться человечным, не позволять себе обманывать людей и придерживаться морально-нравственным ценностям.

Я разделяю позицию автора и считаю, что даже в военное время нужно быть честным и поступать по совести , так как это может стоить жизни других людей.

Анализируя данный текст, я вспомнила подвиг капитана Тушина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Во время боевых действий Тушин проявил решительность и смелость, отвлекая внимание наступающих французов от раненых солдат и оставшейся батареи. Как только Тушин со своими орудиями вышел из-под огня, его встретило начальство. В их числе был штаб-офицер Жерков, два раза направленный передать приказ, который так и не доехал до батареи Тушина из-за страха. Все они упрекали Тушина, так как Жерков соврал о том, что она был на поле боя и предупредил капитана об отступлении. Это было низко и подло с его стороны. За несоблюдение приказа и потерю орудий Тушина ждало серьезное наказание, но единственным кто вручил его из этой ситуации был Андрей Балконский, участвующий в сражении. Он рассказал, как все происходило на самом деле. На данном примере видно, что из-за собственного страха, который проявился в военное время, Жерков снял с себя вину и переложил ее на капитана, хотя, на самом деле тот вел себя героически.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что моральные и нравственные принципы на войне особенно важны и должны брать верх над инстинктами. Поэтому, я думаю, война не может служить оправданием неблагородного поведения.

Пример сочинения ЕГЭ №3

Война – это страшное время. Она заставляет выживать, терпеть лишения, рисковать собой. Делать это приходится не только солдатам, находящимся на поле боя, но и тем, кто не участвует в сражениях. Что толкает людей совершать необдуманные поступки? Почему важно всегда поступать по совести? Как память о событиях прошлого влияет на формирование у человека представлений о жизни? Над проблемой нравственного выбора в военное время размышляет В.Ф. Тендряков.

Как часто человек встаёт перед выбором? Довольно-таки нередко. Однако далеко не каждый раз от принятого решения зависят чужие жизни, как, например, это случается на войне. Герой-рассказчик, который вот уже «пятеро суток ничего не ел», украл половину буханки, что было достаточно много для страдавших от голова людей – его товарищей по службе. Вспоминая моменты из своей жизни, он говорит, что всякий раз в подобных ситуациях «находил для себя оправдание». Похожим образом поступает почти каждый, но гораздо правильнее было бы признать собственную вину, сознаться, чтобы на душе стало легче и чтобы позже не пожалеть о содеянном.

Однако немаловажным является и отношение других людей к таким поступкам. Они могут осуждать и, соответственно, применить наказание, а могут и попытаться понять. Тогда человек одумается, ему станет стыдно, потому что «ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать тебя перед самим собой». Наказываться уже будет совесть, что намного хуже, так как память остаётся с ним на всю жизнь. Она будет тяготить, напоминать ему о совершённом поступке, появляться в самых неподходящих ситуациях. Человек вряд ли совершит подобное ещё раз, и даже наоборот, впоследствии он всегда будет думать, прежде чем что-то делать. Многие люди, прошедшие войну, отличаются особым человеколюбием, что, вероятно, в силу тех обстоятельств, которые им пришлось пережить в то тяжёлое время, потому что они как никто осознают значимость правильных поступков.

В. Ф. Тендряков убеждён, что действовать нужно в соответствии с совестью. Не важно, насколько трудное необходимо принять решение и чем придётся пожертвовать, главное — это не терять достойный нравственный облик, всегда помнить о последствиях.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, прежде чем совершить какой-либо поступок, нужно подумать, насколько правильным он будет с моральной точки зрения. Неслучайно К. Д. Ушинский утверждал, что во главе всех действий должна стоять совесть. Никогда нельзя забывать, что в первую очередь человеку следует сохранять гуманное и уважительное отношение к окружающим, особенно если от этого зависит чья-то жизнь.

Таким образом, в военное время любые, даже самые незначительные проступки недопустимы. Совершая их, человек становится нравственно уродливым, теряет уважение в глазах окружающих, поэтому, как только в голове появляется какая-нибудь «трусливая, гаденькая и унылая» мысль, необходимо сразу же от неё избавляться и не забывать о своей совести.

Пример сочинения ЕГЭ №4

Как перед своей совестью загладить вину за совершённый проступок? Эта проблема волнует писателя В.Ф. Тендрякова.

В тексте, написанном от первого лица, автор раскрывает подлый поступок героя, который спрятал от товарищей полбулки хлеба. Это было голодное военное время, и главный герой не ел пять дней. Но ведь также голодали и его боевые товарищи, они тоже не ели эти пять дней. Тендряков показывает, как его герой почти сразу же раскаялся в своём поступке, но ничего уже исправить не мог. 

«Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб…», — с горечью сетует он. Но дело сделано. Тендряков показывает, что у его героя ещё была возможность покаяться, рассказать всё искренне своим товарищам и попросить прощения. Но он не сделал этого, он трусливо промолчал. Это ещё больше усугубило его проступок. И эта внутренняя подлость вдруг проявилась во внешнем мире. Главный герой явственно ощутил, какие вокруг красивые лица его фронтовых товарищей, и как по сравнению с ними уродливо выглядит он сам. Таким художественным приёмом автор подчёркивает, что красота в правде, а ложь всегда безобразна.

Далее Тендряков размышляет над тем, может ли в такой ситуации человек вернуть самоуважение. Он показывает, как его герой, раз за разом преодолевая свой эгоизм, совершал с виду незаметные, но очень важные для личностного роста поступки – «лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей». Так понемногу, шаг за шагом, он возвращал себе право называться Человеком.

Позиция автора ясна. Он считает, что загладить вину перед своей совестью за предательский поступок можно лишь каждодневным, пусть даже и не всегда заметным для окружающих, трудом на благо других людей.

Мне близка позиция автора, и я её полностью разделяю. Я считаю, что любой подлый поступок человек совершает с позиций эгоизма, причём, если у человека нет совести, то он всегда найдёт оправдание своему проступку. Такой человек не может больше называться Человеком с большой буквы. Но если у человека совесть есть, то чтобы оправдаться перед ней, необходимо свои интересы подчинить интересам общего дела, действовать в первую очередь во благо других людей и в последнюю очередь – во благо себя. Следует заметить, что именно по такому принципу жили и живут великие подвижники, такие как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, а также все те люди, в ком голос совести звучит непрестанно.

Таким образом, Тендряков обращается в своём произведении к каждому из нас, к нашему нравственному выбору, поскольку каждый не единожды в жизни стоял перед соблазном оправдать свой неблаговидный поступок, но не каждый, как герой Тендрякова, нашёл в себе силы загладить вину служением другим людям.

Пример сочинения ЕГЭ №5

В книгах о войне писатели рассказывают не только о боях, о храбрости солдат, их самоотверженности, но и о военном быте, о нравственных уроках, которые преподносит непростая военная жизнь.

В. Тендряков рассматривает проблему, которая не уходит из поля зрения многих писателей, — проблему поведения человека на войне.

Автор от лица рассказчика знакомит читателей с историей, которая случилась во время отдыха солдат, когда им принесли продукты. Рассказчик со старшиной отправились за продуктами.

И солдат решил украсть полбуханки. Автор описывает поведение раскаявшегося человека, который называет себя «идиотом», «вором». Он вспоминает о своих довоенных безнравственных поступках, которым он постоянно находил оправдание. Сейчас он уже не искал оправданий. Желание вернуть хлеб на место выражено в восклицательном предложении с междометием «ох».

Как реагировали другие солдаты на такое поведение рассказчика? Автор пишет, что рассказчик увидел «глаза, глаза». Все насторожились. Когда один из солдат вскинул руку, рассказчик подумал, что его собираются бить. Но тот презрительно сказал, что не собирается «пачкать руки». А в голосе пожилого старшины рассказчик услышал «крупицу странного, почти неправдоподобного сочувствия». Так товарищи по оружию оказались достойнее рассказчика.

В тексте встречается еще раз подтверждение того, что рассказчик осуждает себя и кается, когда он видит измученных походом, голодных людей, которые никогда бы не позволили такого, и называет их «красивыми». Тогда этот боец осознал, насколько он «уродлив». Читателю становится ясно, что речь идет о красоте внутренней, душевной.

То, что совершил молодой солдат, он называл позором и радовался тому, когда его перевели в другое место, что там не знали о его проступке. Впоследствии он старался не столько завоевать самоуважение «альтруистическими подвигами», сколько осознать, что достойное поведение на войне должно быть само собой разумеющимся. Больше эгоистичного поведения он не допускал.

Автор, описав состояние бойца после совершенного проступка, утверждает, что оступившийся человек должен понять его безнравственность и постараться измениться. Ведь те солдаты, которые заботятся не только о себе, но и о других, отличаются человечностью. На них можно всегда положиться. Такие качества людей являются важными, особенно во время войны. Они помогают в преодолении трудностей, помогают жить на войне дружно и значит — всем миром одолеть врага.

Меня затронула эта история и заставила задуматься о поведении взрослых людей на войне. Похожий случай произошел в рассказе В. Астафьева «Макаронина», где говорится о том, как два солдата, пожилой и молодой, ели из одного котелка. Пожилой достал из вещмешка большую деревянную ложку, и молодой сразу из-за этого приуныл. Но потом увидел, как напарник ест не спеша. В супе оказалась всего одна макаронина. Уж как хотелось молодому «сцапать» её, но он отвернулся. Напарник только сейчас взглянул молодому в глаза, и тот увидел в его взгляде «какое-то всепонимание и усталую мудрость». Пожилой солдат разделил макаронину, но не на половину. Тогда молодому показалось, что он заберет большую часть. Но тот подтолкнул эту часть молодому. Вот так случайный напарник по котелку преподал молодому нравственный урок человечности.

Итак, в книгах о войне писатели рассказывают не только о ходе событий, о воинской смелости и сноровке, о выполнении боевых заданий, но и о нравственной стороне военной жизни, о взаимоотношениях солдат, чтобы показать молодому поколению людей, не теряющих человечность ни при каких обстоятельствах.

Пример сочинения ЕГЭ №6

Владимир Фёдорович Тендряков размышляет над проблемой того, как поступки человека влияют на впечатление о нем.

Русский советский писатель описывает случай на войне, когда один солдат украл хлеб, предназначавшийся для всех бойцов. Затем он рассказывает о душевных терзаниях этого человека и как тот «завоевал себе самоуважение». Писатель считает, что важна не внешность человека, а его поступки. Он раскрывает это через образы солдат: голодные и измученные люди казались герою красивыми, а тот солдат на их фоне был уродлив, поскольку совершил нравственное преступление – украл у тех, с кем сражался плечом к плечу. С мнением Владимира Федоровича невозможно не согласиться.

Поступки всегда создают точное впечатление о том, кто их совершает. Особенно это заметно на войне. В произведении М. Шолохова «Судьба человека» показан идеал солдата в лице Андрея Соколова. Автор не говорит, что его герой красив внешне, но отмечает, что он красив душой. Эта черта отразилась в событиях жизненного пути. Соколов разделил со своими соратниками хлеб и сало, которые ему дали немцы, пораженные стойкостью русского человека; приютил мальчишку — сироту Ванюшу, в котором нашел смысл жить дальше.

Роль поступков человека, а именно солдата на войне, отметил великий русский писатель Л. Н. Толстой в романе — эпопее «Война и мир». Князь Андрей Болконский был серьезно ранен в бою, но это не помешало ему из последних сил держать флаг, под которым он воевал. Такой поступок характеризует героя как патриота своего государства и человека чести.

Таким образом, поступки действительно создают образ для окружающих. Они раскрывают характер и дают оценку личности. Эта закономерность действует всегда и наиболее ярко проявляется в экстремальных условиях. 

Пример сочинения ЕГЭ №7

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека? Эту проблему ставит Владимир Фёдорович Тендряков в тексте.

Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге. Измученные и изголодавшие солдаты, узнав новость о том, что старшина смог достать хлеб и сахар, очень обрадовались. Забрать продукты поручили главному герою. В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил. Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям, мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла. «Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно», — рассуждает персонаж. Таким образом, автор показывает, на какие безнравственные поступки может пойти человек ради своей выгоды.

После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа. Люди не замечали его «подвигов», так как это считалось нормой для всех. Герой делал добрые дела безвозмездно, как и полагается альтруисту, которым он стал. Таким образом, писатель показывает, как может измениться человек, который осознал свой безнравственный поступок.

Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.

В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться «человеком» по отношении к другим людям. Я согласна с автором. Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте . Обратимся к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Действие Раскольникова — это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя. Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания. Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.

Таким образом, человек не всегда может выбрать правильное решение в сложившихся ситуациях , но никогда не поздно понять свои ошибки и извлечь из них урок, который предостережет от тяжёлых последствий в будущем.

Пример сочинения ЕГЭ №8

Какие качества обнажаются на войне? Может ли военное время помочь человеку осознать свои поступки и исправиться? Этими вопросами задается Владимир Фёдорович Тендряков — писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни.

Отвечая на поставленные вопросы, автор рассказывает историю времен Великой Отечественной войны. Главный герой украл полбуханки хлеба потому что до отправления на фронт он рыл окопы и еды практически не было: «два свинцовотяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки». Подобный поступок не имел места быть, но кража на войне позволила герою переосмыслить взгляды: «В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемёт, на котором сидел голавль, и снял его с крюка…». Естественно, что герой находил оправдание для себя всякий раз, как совершал что-то плохое. Не было оправдания краже хлеба на войне, к тому же все выяснилось, когда солдаты стали разбирать хлеб: « Лучше, парень, будет, коли признаешься», — сказал старый солдат. «Бить тебя… Руки пачкать», — сказал другой. Этот разговор стал переломным моментом в жизни героя. Он пересмотрел свои взгляды и «мелкими поступками» «завоёвывал себе самоуважение: лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его».

Позиция автора довольно проста: война заставляет людей проявлять как самые лучшие, так и самые худшие свои качества. И хорошо, если человек осознает, что поступил плохо и пытается исправиться. Так должен поступать каждый.

С позицией автора нельзя не согласиться. Человек должен стремиться к самовоспитанию и самосовершенствованию. Жаль только то, что толчок к самовоспитанию люди получают, попав в экстремальную ситуацию. Однако в такие моменты одни клянутся себе, что с этого момента они будут поступать по-другому, например, бросят курить или пить, перестанут врать или будут смелее. Но не все выполняют данные себе обещания, как это сделал герой текста Тендрякова. Нравственное совершенствование – непростой путь, но каждый человек должен к этому стремиться. Совершив плохой поступок, один или несколько, неважно, главное, найти силы начать работать над собой. Пусть у каждого человека будет хотя бы один шанс подумать об этом, ведь чтобы стать честным, благородным, смелым не обязательно идти на войну или попадать в какие-то другие экстремальные условия, надо лишь сделать первый шаг…

Таким образом, хотя война и обнажает все качества человека, показывает его истинный характер, надо стремиться к тому, чтобы становиться лучше в любой момент своей жизни. 

Пример сочинения ЕГЭ №9

В предложенном для анализа тексте автор рассуждает о сохранении чести на войне.

Повествуя об остатках одной из воевавших за Доном частей, В. Тендряков пишет об ужасном поступке действующего лица, укравшего полбуханки хлеба у своих товарищей, ничего не евших уже пять дней. Вот как сам главный герой описывает мысль о воровстве: «В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая». Сразу после того, как буханка была спрятана под крыльцом, вор начал сильно переживать о своем поступке, сожалеть о нем. Одним поступком главный герой потерял как собственное душевное спокойствие, так и доверие товарищей.

Продолжая повествовать о гнусном поступке, автор акцентирует наше внимание на реакции других солдат. Так об этом пишет В. Тендряков: «Один из парней вскинул руку. И я невольно дернулся… -Не бойся! — с презрением проговорил он. Бить тебя… Руки пачкать». После этих слов вор осознал, что окружающие его люди поразительно красивы, а среди них — он уродлив. Честь — самая главная ценность, которая только может быть у человека, потому утратив ее, суждено чувствовать себя изгоем среди остальных.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять важность сохранения чести на войне.

«Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой», — такова позиция автора в данном тексте.

Я полностью согласен с этим утверждением. Действительно, совершив такой поступок, что его невозможно оправдать даже себе, у человека останется черное пятно в душе на всю жизнь. Подтверждая эту мысль, нельзя не вспомнить знаменитую пословицу: «Береги честь смолоду, а платье снову». Пословицы — это квинтэссенции народной мудрости, так что нельзя недооценить важность сохранения своей чести.

Таким образом, только сохраняя свою честь можно оставаться чистым душой.

Полный текст ЕГЭ Тендрякова мы – остатки воевавших за Доном частей

(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку. (7)Через полчаса старшина вернулся. – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо. (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я! (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля.

(22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку! (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос. – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была! (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них. – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю! (35)Я молчал.

(36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня. (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы: – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься. (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление. – (41)Да что с ним разговаривать! (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку. – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать. (48)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других. (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

(По В.Ф. Тендрякову*)

* Владимир Фёдорович Тендряков (1923–1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ