Готовое сочинение и проблемы по тексту И.С. Богатырёвой что такое литература и в чём её отличие от невыдуманной истории для задания №27 русский язык 11 класс 11 класс. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.
Проблемы текста
1. Проблема ценности художественной литературы. (Что может дать человеку художественная литература?)
2. Проблема определения границы между действительностью и художественным вымыслом. (Всегда ли можно отделить действительность от художественного вымысла?)
3. Проблема сохранения доверия между родителями и детьми. (Как выстроить и сохранить доверительные отношения между родителями и детьми?)
4. Проблема правдивости художественного слова. (Можно ли считать художественную литературу однозначным вымыслом?)
5. Проблема влияния на ребёнка разоблачения вымысла, фантазий в угоду «взрослой» правде. (Как влияет на ребёнка разоблачение детского вымысла, не соответствующего «взрослой» правде?)
Текст И.С. Богатырёвой для сочинения ЕГЭ
Что такое литература и в чём её отличие от невыдуманной истории, я не очень в детстве понимала. (2)Граница была проницаема – где книжка, а где жизнь, где выдумано, а где прожито. (3)Да какая, собственно, разница? (4)Не уверена, что для меня и сейчас-то эта граница является такой уж принципиальной, а тогда и подавно. (5)И всё благодаря моему папе. (6)Дело в том, что мой папа – вдохновенный рассказчик.
(7)Яркий, увлекающийся, он с первых слов завладевал моим вниманием и так погружал в сюжет, что я сперва немела, раскрыв рот, а потом требовала повторений. – (8)Про телегу! (9)Про быка! – командовала я, и папа в сотый раз рассказывал истории из своего деревенского детства. (10)Как по улице четыре мужика вели на цепях огромного колхозного быка, а тот вдруг вырвался и погнался за глазевшими пацанами. (11)Пацаны врассыпную, мой маленький папа остался один, но не испугался, а смело залез на забор. (12)Бык – бамц! – рогами, но сбить не может. (13)Бамц опять – и застрял! (14)Тут подбежали мужики, быка схватили за цепи и дальше повели.
(15)Моя любимая история была про то, как папа с большими мальчишками воду с реки на телеге возил. (16)Они вкатывали бочку в телегу по доске, а потом перекидывали эту доску через ту же бочку и, пока кобыла волокла телегу в горку с речки, катались там, как на качелях. (17)Но папа маленький, лёгкий, он как сел – так и навернулся с этой доски, и прямо под колеса телеги! (18)А она ему по голове проехала.
(19)Мальчишки перепугались – отрезало голову-то! – кобылу хлестать, и погнали в деревню. (20)А папа поднялся, что такое – темно, ничего не видит. (21)Кое-как домой бредёт, а деревня вся бегает: мальчонке голову отрезало! (22)Просто дорога была очень грязная, голова целиком в грязи утонула, вот папа и выжил. (23)Но были у него и другие истории, из городского детства. (24)В этих историях всё было не так рискованно, но тоже интересно. (25)Там папа манную кашу из окна выбрасывал, светлячка в коробочке держал, в цирк ходил со своим другом Мишкой… (26)Этих историй было очень много, поэтому папа читал их по книжке.
(27)С не меньшей выразительностью и вдохновением. (28)Я их ужасно любила, не меньше, чем деревенские. (29)Приходя в сад, распираемая гордостью, я собирала вокруг себя группу, и начинались бесконечные пересказы папиных историй: про быка и отрезанную голову, про манную кашу и «расскажите мне про Сингапур», про тётку в бане и про то, как Мишка с моим папой выкрасили сестру краской из шланга. (30)Группа слушала, разинув рты. (31)Меня уважали. (32)Это был мой проверенный способ поддерживать в саду авторитет. (33)Всё кончилось как-то разом. (34)Не помню, кто мне открыл глаза, наверное, воспитательница: «Это не про твоего папу, это у писателя Драгунского есть сын Денис, вот про него он и писал рассказы».
(35)Почему-то я поверила ей тут же. (36)И значит, папа мне врал. (37)Мой лучший на свете папа… – (38)Это неправда! (39)Это всё не про тебя! – ревела я вечером дома. – (40)Ну, кролик, это же и про меня тоже, про наше поколение, про всех нас… – (41)Неправда! (42)Это не про тебя, не про тебя, не про тебя! (43)Ты не Денис! (44)Я была безутешна. (45)У меня рухнул мир, а вы мне про тонкости литературы. (46)Наконец, проревевшись, проикавшись, я затихла в своей комнате – и до меня стал долетать разговор родителей на кухне. – (47)Но я думал, она понимает! – говорил папа в отчаянии. (48)Я впервые слышала у него такой потерянный голос. – (49)Понимает что?! – изумлялась мама. – (50)Что это не про тебя? – (51)Нет, про меня! (52)И не про меня… (53)Но это же всё условности! – (54)Шестилетний ребёнок? (55)Серёж! (56)Ты меня удивляешь!
(57)И тут у меня в голове что-то сработало. (58)Нет, он меня не обманывал – он просто меня переоценил. (59)Считал меня умнее и догадливее. (60)Думал, что я соображу. (61)Про границу между вымыслом и реальностью, повседневностью и литературой, про тот волшебный момент, когда жизнь переходит в текст, а текст становится частью жизни. (62)Важной, неотъемлемой частью. (63)И папа делал это для меня: рассказывая свои – не свои истории, делясь со мной своим – не своим детством, он позволял мне преодолевать с ним эту границу условности.
(64)Я это, конечно, всё только потом до конца поняла. (65)Как и другое – про общее детство, не личное, а всего поколения. (66)И про магию текста, которая позволяет ему выходить за пределы личного опыта автора, озвучивать чей-то чужой опыт, говорить от чужого лица, – много позже поняла. (67)Но тогда мне удалось сообразить главное: что папа меня не обманывал. (68)Он просто относился ко мне по-взрослому. (69)А «Денискины рассказы» я перечитала несколько лет назад. (70)Глупости сказала та воспиталка: это всё и правда про моего папу.
(По И.С. Богатырёвой*) Ирина Сергеевна Богатырёва (род. в 1982 г.) – писатель, фольклорист, музыкант, лауреат нескольких литературных премий.
Сочинение ЕГЭ по данному тексту
В чём заключается сила художественной литературы? Этот вопрос находится в центре внимания Ирины Сергеевны Богатырёвой в тексте, предложенном для анализа.
Чтобы привлечь читателя к проблеме, автор переносится в воспоминания о собственном детстве. Шестилетняя героиня-рассказчица наслаждается сюжетами историй, услышанных от папы. Её отец был «вдохновенным рассказчиком»: он будто оживлял образы, рисовал словами, увлекательно передавая истории деревенского и городского детства. Девочка снова и снова просила отца рассказать о приключениях, слушала «раскрыв рот», «немела» от сильных чувств. Становится ясно, что героиня испытывала множество положительных эмоций, слушая папины рассказы, получала удовольствие от погружения в увлекательные сюжеты.
Далее мы узнаём об отношении повзрослевшей героини-рассказчицы к литературе. С возрастом она не утратила способность ощущать «магию текста, которая позволяет ему выходить за пределы личного опыта автора, озвучивать чей-то чужой опыт». Героиня научилась более глубоко понимать суть художественного творчества, и моменты, когда текст переходит в жизнь, а жизнь – в текст, до сих пор кажутся ей «волшебными». Мы понимаем, что литература привносит в жизнь рассказчицы волшебство и радость даже тогда, когда она стала взрослой.
Данные примеры связаны с помощью подтверждения: более зрелые наблюдения рассказчицы, её жизненный опыт, позволивший обрести важные знания о литературе и действительности, подтверждают детские впечатления об условности границ между реальностью и вымыслом, когда человек сталкивается с волшебством словесного искусства.
Мнение Ирины Сергеевны Богатырёвой ясно: сила литературы заключается в её способности стирать границы между выдумкой и реальностью. Соприкасаясь с художественным словом, и автор, и читатель получают возможность «выходить за пределы личного опыта»: испытывать сильные эмоции, чувствовать себя соучастником описанных событий.
Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, литература стирает границы времени и пространства, сближает различных людей, а художественный вымысел заключает обобщённые истины о нашей жизни. Подтверждение этой мысли можно найти в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: в художественной форме Булгаков передаёт личные переживания о непризнанности, о запрете на выезд за рубеж, о творческом кризисе писателя, которому нельзя выразить все свои идеи. В сюжете самого романа тесно переплетаются разные эпохи: Москва 30-х годов ХХ столетия и древний город Ершалаим. Написанные Мастером главы об Иешуа Га-Ноцри будто оживают, и мы вместе с героями Булгакова понимаем: действительно, «рукописи не горят», искусство вечно, уничтожить его невозможно, а проблемы, описанные в подлинно великих произведениях, не утрачивают своей актуальности.
Таким образом, «магия текста» дарит нам возможность прикоснуться к вечности, пережить события, описанные на страницах книг, а также обогатить свой жизненный опыт, получить сильные эмоции.
2 сочинение ЕГЭ
Есть ли отличие между литературой и невыдуманными историями? Над этой проблемой задумалась автор представленного текста — писательница и музыкант — Ирина Сергеевна Богатырёва.
Чтобы раскрыть проблему, автор повествует про свое детство. Ее отец часто рассказывал истории из своего детства. Девочка пересказывала их своим друзьям в детском саду. Но однажды воспитательница рассказала ей о том, что это не истории ее отца, а рассказы писателя Драгунского. Девочка тогда сильно расстроилась, но вскоре поняла, что отец, «рассказывая свои — не свои истории, делясь со мной своим — не своим детством, он позволял мне преодолевать с ним эту границу условности.» Этот пример говорит о том, что между литературой и реальными историями лишь условная граница, которую легко преодолеть.
Уже у выросшей Ирины Богатыревой мнение не сильно отличается от детского. Она говорит: «Не уверена, что для меня и сейчас-то эта граница является такой уж принципиальной». Рассказчица даже спустя годы не смогла понять, в чем разница между литературой и невыдуманными историями. Этот пример говорит о том, что если и взрослый, и ребёнок не видит разницы между литературой и реальными историями, то граница между ними действительно условна.
Примеры-иллюстрации в тексте сравниваются. В первом показано детское отношение к проблеме, а во втором — взрослое и осмысленное. Но в итоге оба примера доказывают, что между литературой и реальностью граница действительно условная.
Позиция автора в тексте передана чётко. Она пишет: «про магию текста, которая позволяет ему выходить за пределы личного опыта автора, озвучивать чей-то чужой опыт, говорить от чужого лица, — много позже поняла.» Эти строчки говорят о том, что, по мнению Богатыревой, у литературы есть уникальной свойство — передавать опыт реальных людей и поколений, не искажая действительность.
Я согласна с позицией автора. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором изображены события начала 19 века. Несмотря на то, что произведение художественное, события, которые в нём происходят, были на самом деле, а некоторые люди существовали. К тому же роман отлично передаёт дух того времени. Этот пример говорит о том, что литература и реальность имеют условную границу, которая часто очень размыта.
Есть ли отличие между литературой и невыдуманными историями? Практически нет, ведь вся литература основана на опыте писателей, а это значит, что она отражает действительность.
Пример готового сочинения №3
Ирина Сергеевна Богатырёва – писатель, фольклорист, музыкант, лауреат нескольких литературных премий – сразу, в первом же предложении формулирует проблемный вопрос своего повествования о детстве, о вдохновенном рассказчике-папе, о первом горе, об обретении настоящей правды: «Что такое литература и в чём её отличие от невыдуманной истории»? Как жизнь становится литературой? Как литература проникает в жизнь? Как личное, частное становится общим для всего поколения? Именно эти вопросы оказываются в центре внимания писательницы.
Кульминацией повествования Ирины Богатыревой, конечно, является эпизод, когда воспитательница детского сада, узнав в «папиных историях» шестилетней девочки «Денискины рассказы» Драгунского, уличила несчастное дитя во лжи. Исходя из этого, в качестве первого примера-иллюстрации проблемы отношения литературы к реальности можно взять все папины истории, деревенские (то есть – из жизни) и городские, то (есть из литературы). В устах талантливого рассказчика жизнь и литература так переплетались, что у счастливой девочки не возникало сомнений в их правдивости. Вымысел и реальность так дополняли друг друга, что даже в пересказе шестилетней девочки не утрачивали вдохновляющей силы: «я собирала вокруг себя группу, и начинались бесконечные пересказы папиных историй: про быка и отрезанную голову, про манную кашу и «расскажите мне про Сингапур», про тётку в бане и про то, как Мишка с моим папой выкрасили сестру краской из шланга». Ирина Богатырева утверждает, что для нее, шестилетней, папа был самый лучший и истории из его детства и «Денискины рассказы» звучали правдиво. Почему в финале повествования оказалось, что «глупости сказала та воспиталка» и папа девочки вовсе не лгал, читая про детство Дениса Драгунского как про свое детство, показывают размышления Ирины Богатыревой после описания детского горя и пересказа подслушанного разговора родителей.
Таким образом, вторым примером-иллюстрацией проблемы отношения литературы к действительности можно считать следующие мысли уже взрослой Богатыревой: «Нет, он меня не обманывал – он просто меня переоценил. Считал меня умнее и догадливее. Думал, что я соображу. Про границу между вымыслом и реальностью, повседневностью и литературой, про тот волшебный момент, когда жизнь переходит в текст, а текст становится частью жизни». Итак, рассказ Ирины Богатыревой о первом детском горе становится размышлением об отношении литературы к действительности – именно так связаны примеры-иллюстрации, или части текста Богатыревой до- и после- кульминации. Думаю, такую связь можно назвать обобщением.
Что касается авторской позиции Богатыревой в вопросе о связях литературы и действительности, то наиболее ясно, хотя и образно, Ирина Сергеевна высказала её в последнем предложении: «это всё и правда про моего папу». То есть писательница Богатырева считает, что, «рассказывая свои – не свои истории, делясь» с ней «своим – не своим детством», ее папа делал то же, что делает любой писатель, «когда жизнь переходит в текст, а текст становится частью жизни»: личный жизненный материал становится общим благодаря литературе, так же как литературный материал становится частью личной жизни благодаря «вдохновенному рассказчику».
Мне понятна история о «крушении мира». И размышления о литературе и действительности, о мнимой лжи и настоящей правде тоже понятны. Ирина Богатырева права: ведь и рассказы Виктора Драгунского выросли из реальных историй про его сына Дениса. Просто писатель талантливо рассказал.
В связи с проблемой литературы и действительности можно также вспомнить слова Обломова, что жизнь есть поэзия, и слова Пушкина и Бродского, что жизнь есть поэзия, потому что поэзия есть жизнь.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами