итоговое сочинение егэ по литературе 11 класс

Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

Автор

3 примера итогового декабрьского сочинения 2024-2025 на тему нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2025 соответствует критериям проверки.

Итоговое сочинение ЕГЭ на данную тему

Польза научных открытий несомненна, ведь все блага, которыми мы пользуемся сейчас, были созданы благодаря стремительному скачку исследований и развитию промышленности. Рост научно-технического прогресса предоставил человечеству стабильность и уверенность в завтрашнем дне, благодаря чему увеличилась продолжительность человеческой жизни. Однако, при всех очевидных положительных сторонах научных исследований, несомненно, существуют достаточно «скользкие» моменты, в том числе по поводу нравственности.

Например, насколько нравственно клонирование или обретение человечеством бессмертия? Можно ли вести разработки, позволяющие «превратить» одно животное в другое или искусственно привить ему человеческие черты? Нужно ли продолжать совершенствовать существующих роботов, чтобы довести их механический интеллект до живого человеческого разума? Иными словами, нужны ли нравственные ограничения для научных исследований?

Ответ на этот вопрос можно попытаться найти на страницах художественной литературы. В произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце» как раз-таки, возникает такой вопрос. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, весьма известный и преуспевающий ученый-биолог, решился на отчаянный эксперимент: с помощью хирургических манипуляций и инъекций он превращает обычного бродячего пса в настоящего человека.

Первое впечатление от эксперимента было ошеломительное: внешне животное ничем не отличалось от человека, поскольку его организм имел все соответствующие системы и функции. Однако очень скоро стало понятно, что это всего лишь пародия на человека примитивной животной сутью. Никакие попытки привить культурные и моральные ценности не возымели действия: новоиспеченный Шариков был дерзок, агрессивен и не поддавался никакому воспитанию.

Все его инстинкты и потребности были примитивны. В конце концов, он стал настолько опасен для окружающих, что Преображенский был вынужден превратить его обратно в собаку. Отсутствие нравственных ограничений в области науки привело к тому, что эксперимент едва не закончился трагедией.

В произведении Евгений Велтисова «Приключения Электроника» профессор Гель Иваныч Громов создал кибернетического мальчика, очень похожего на обычного пацана Сережу Сыроежкина. В ходе эксперимента робот сбежал и успел побывать в роли двойника своего прототипа. По версии автора, Сыроежкин-2 ничего натворить не успевает, однако, становится не по себе, если вообразить, что бы могло быть, случись все это на самом деле. Безусловно, напрашивается вывод о нравственных ограничениях в области научных исследований, поскольку такие эксперименты не только безнравственны, но и социально опасны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственные ограничения в области науки необходимы. Важно, чтобы они существовали в разумных рамках, применялись индивидуально в каждом случае. Бездумное, механическое введение подобных санкций чревато уничтожением науки и заставит пострадать ни в чем не повинных людей.

2 пример сочинения ЕГЭ

Научные открытия — благо для человека в большинстве случаев. Различные прорывы в области медицины, развитие космоса помогают обществу преодолевать болезни, расширять кругозор. Однако в случае научно-технического прогресса встает вопрос о необходимости введения нравственных ограничений, ведь существует различные «скользкие моменты», среди которых причинение морального и физического вреда, использование роботов в попытке заменить человека.

Ответить на вопрос о том, нужны ли нравственные границы для научного исследования, пытались и многочисленные отечественные писатели. Например, в произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский — преуспевающий ученый-биолог, который первым в мире пересаживает гипофиз мозга. С помощью такой манипуляции доктор превращает бродячего пса в человека, что становится выдающимся экспериментом.

Первоначально герой счастлив, ведь труды его жизни не прошли даром, однако со временем профессор замечает дурной характер нового подопечного: теперь Шариков хамит, видит свое предназначение в убийстве котов, страдает чрезмерных эгоизмом. Дерзкая, агрессивная и совершенно невоспитанная личность, пересаженная псу, ставит перед профессором Преображенским вопрос о том, стоил ли эксперимент того. Отсутствие нравственных ограничений в области науки привело к тому, что эксперимент едва не закончился трагедией. В итоге герой возвращает все на свои места, совершая обратное хирургическое вмешательство.

Другой пример есть в произведении Евгения Велтисова «Приключения Электроника». Профессор Громов создал кибернетического мальчика, который практически ничем не отличался от обычного ребенка. Он также был похож на местного Сережу Сыроежкина. В ходе эксперимента подопечный профессора сбегает, чтобы прожить жизнь прототипа, что могло бы привести к катастрофе. В интерпретации автора кибернетический мальчик не успевает ничего натворить, однако вопрос о том, что могло бы быть остается открытым, ведь роботы не умеют чувствовать, не различают эмоции, не понимают разницы между добром и злом. В данном случае эксперимент мог оказаться не только безнравственным, но и социально опасным.

Таким образом, каждому научному исследованию стоит работать в рамках нравственных ограничений. В таком случае общество сможет не беспокоиться о возможных плачевных последствиях, наука не будет уничтожена в качестве области знания.

3 пример сочинения ЕГЭ для 11 класса

Без научных достижений человек был бы намного слабее и несчастнее, чем сейчас. Современная медицина способна справляться со множеством болезней, которые раньше приводили к печальному исходу. А благодаря информационным технологиям мы можем поддерживать связь с друзьями и родственниками, которые живут в других городах и странах, а также искать информацию из любой интересной нам сферы. Однако любые научные исследования проводят, в первую очередь, не механизмы, а люди. К сожалению, нередко учёные ради ярких открытий готовы преступить моральные законы: например, выпустить новый препарат, не убедившись в его безопасности, или поставить жестокий эксперимент с участием животных. Поэтому нравственные ограничения для научных исследований, безусловно, необходимы.

Яркий пример учёного, который ради богатства и славы был готов пожертвовать счастьем других, — это профессор Филипп Филиппович Преображенский из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Будучи известным хирургом, этот персонаж вовсе не спасает жизни: богатые пациенты приходят к нему, чтобы вернуть себе молодость и привлекательность. Однако Преображенскому мало того, что он имеет: он хочет совершить революционное открытие и, поймав бродячего пса, пересаживает ему человеческий гипофиз. Получившееся существо — некто Полиграф Полиграфович Шариков — не способно стать полноценным членом общества. Не зверь и не человек, Шариков не может найти себе применения и доставляет множество хлопот окружающим. В конце концов Преображенскому приходится снова «превратить» несчастного Полиграфа Полиграфовича в собаку. Безусловно, было бы намного лучше, если бы нравственные ограничения не позволили профессору провести этот эксперимент, который никому не принёс ничего, кроме мучений.

Ещё один учёный, совершивший роковую ошибку, — это Виктор Франкенштейн, центральный персонаж романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Правда, стоит отметить, что мотивация главного героя здесь отличается от замыслов профессора Преображенского. Молодой Виктор Франкенштейн считает науку смыслом жизни и замышляет эксперимент скорее из чистого интереса, нежели ради богатства или славы. Соединив несколько тел, он «создаёт» нового человека, который оказывается настоящим чудовищем и начинает мстить учёному, расправляясь с членами его семьи. В отличие от Филиппа Филипповича из «Собачьего сердца», Виктор Франкенштейн искренне переживает: и за тех, кого волей-неволей втянул в неприятности, и за самого себя, и даже за созданного им монстра. Однако учёный оказывается не в силах что-либо изменить, ему так и не удаётся встретиться с чудовищем, в которого он вдохнул жизнь. Этот фантастический сюжет доказывает, что человек не имеет права ставить эксперименты, которые противоречат моральным законам.

Итак, наука сама по себе — это и не зло, и не благо. С помощью технических достижений человек может развить эрудицию и поправить здоровье, но также может принести немалый вред окружающим. Поэтому необходимо, чтобы существовали способы предотвратить тот или иной негуманный эксперимент.

Готовые аргументы для итогового сочинения ко всем темам

Готовые аргументы для итогового сочинения 2023-2024 ко всем темам ЕГЭ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ