Сочинение по тексту Грина А.С можно ли назвать Толстого художника демократом? Для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение рассуждение по проблеме исходного текста 34 вариант нового сборника Дощинского Р.А с аргументами и примерами из русской и зарубежной литературы.
Сочинение ЕГЭ
В центре внимания А.С. Грина находится следующий проблемный вопрос: «Можно ли назвать Толстого-художника демократом?»
По мнению автора, у Л.Н. Толстого отсутствует социальная предвзятость в изображении людей, поскольку их духовная основа одинакова. Именно поэтому известного русского классика можно назвать настоящим демократом.
Демократичность Л.Н. Толстого доказывается тем, что «сила и равномерная страстность художественного проникновения одинакова у него для мужика и царя, пьяницы и священника, светской дамы и простой русской женщины». Писатель умеет сделать всех людей «одинаково прозрачными», не ставит кого-то выше из-за социального статуса и материального положения. Л.Н. Толстой, по мнению А.С. Грина, совершенно свободен от подобных предрассудков.
Кроме того, автор называет демократизм классика «возвышенным», а его жизнь и творчество «равным силой своей целой революции». Вовсе не случайно появилось слово «толстовство», ставшее синонимом гуманного отношения к людям. Л.Н. Толстого интересует в первую очередь духовный мир человека, становящийся главным предметом изображения в его произведениях.
Между приведёнными примерами прослеживается причинно-следственная связь. Умение русского классика сделать всех людей «одинаково прозрачными» привело к появлению у него последователей-демократов, отличающихся человечностью и «возвышенным отношением к жизни».
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора, ведь любое произведение Л.Н. Толстого – доказательство его демократизма. Например, в «Войне и мире» он внимателен и к представителям дворянского сословия, и к обычным людям. Ему интересно исследовать внутренний мир непосредственной Наташи Ростовой, нравственные качества и незлобивость Платона Каратаева, смелость и героизм штабс-капитана Тушина. Главное – это духовный мир персонажей, их способность к состраданию и черты характера, раскрывающиеся в экстремальных условиях. Так, Наташа Ростова отдаёт подводы раненым, проявляя сочувствие, Платон Каратаев сохраняет в сердце любовь к людям, даже находясь в плену, а робкий Тушин защищает забытую всеми батарею до конца, готовый погибнуть в ожесточённом сражении.
Таким образом, «толстовство» никогда не утратит актуальности благодаря своей демократической направленности.
Сочинение-рассуждение
А.С. Грин в тексте рассматривает проблему демократизма в творчестве Л.Н. Толстого и отвечает на вопрос, можно ли назвать Толстого демократичным художником. Позиция автора заключается в том, что Толстой проявляет в своём искусстве истинный демократизм, равномерно проникновенно изображая всех своих персонажей — независимо от их социального статуса или происхождения. Грин подчёркивает, что именно это особое отношение писателя ко всем своим героям делает его искусство «возвышенно демократичным», а самого Толстого — не только великим художником, но и символом гуманности и человечности.
Автор раскрывает свою позицию на примере внутренней глубины персонажей, которую Толстой передаёт с равной страстью, изображая и «мужика», и «царя», и «пьяницу», и «священника» (предложения 7–8). Эта способность Толстого проникать в сущность каждого человека делает его творчество уникальным. Например, Грин отмечает, что в произведениях Толстого страсти и переживания людей не зависят от их происхождения и статуса, а происходят из одних и тех же духовных основ (предложение 12). Таким образом, автор приводит читателя к мысли, что художник не только показал внутреннюю общность людей, но и, благодаря этому, изменил восприятие мира и жизни у своих читателей.
С этой точкой зрения Грина можно согласиться, поскольку Толстой действительно рассматривает всех своих героев не как представителей определённых социальных групп, а как людей с общими человеческими проблемами и переживаниями. В романе «Война и мир» Толстой с равной внимательностью описывает простых солдат и высокопоставленных офицеров, а в центре его внимания — человеческие судьбы, душевные драмы и стремление к счастью. Как и упомянуто Грином, Толстой изучает человека в целом, а не «человека именно такого-то», и это делает его роман универсальным произведением.
Ещё одним подтверждением универсального, демократического подхода Толстого к творчеству может служить его повесть «Крейцерова соната». Герой этого произведения, Позднышев, — обыкновенный человек с трагическими порывами, но в его образе Толстой показывает общечеловеческие страсти, сложные вопросы ревности и страдания. Его образ становится символом человеческих заблуждений, и, как справедливо подмечает Грин, в этом особенном «равнодушии к социальному положению» героев и состоит демократическая сила художника.
Таким образом, Толстой, согласно взгляду Грина, — художник-демократ в самом глубоком значении этого слова. Его демократизм проявляется в способности к пониманию и принятию каждого человека, к изображению его души без привязки к званиям и чинам. Как и заключает Грин, такой подход к литературе — это истинное «толстовство», которое остаётся для нас воплощением гуманности, человечности и мудрости.
3 пример сочинения для 11 класса
Можно ли назвать Толстого-художника демократом? Автор убеждён: «Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова». У него отсутствует социальная предвзятость в изображении людей, поскольку их духовная основа одинакова.
Чтобы доказать свою мысль, А.С. Грин вспоминает роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». В этом произведении изображена «вся русская жизнь того времени», сплетены воедино разные «лица», «страдания», «судьбы», отражено «малейшее движение души» людей, и романтический сюжет является лишь частью общей картины. Становится понятно, что Толстой способен создать панораму русской жизни, передать переживания каждого представителя народа, не делая более важными судьбы избранных героев.
Далее А.С. Грин отмечает, что равное внимание Толстого-художника ко множеству человеческих жизней «со всеми их внутренними пружинами» убеждает читателя в «тождественности духовной основы» людей. Погружаясь в мир произведений великого писателя, понимаешь, что все «ухищрения», «разделения», «различия одежд, званий, чинов, занятий» искусственны. Итак, в первую очередь каждый из нас — человек, и общего в нас больше, чем различного.
Приведённые примеры связаны как причина и следствие: благодаря умению отражать малейшее движение души каждого человека вне зависимости от его социального положения Л.Н. Толстой убеждает читателей в духовной общности людей, выражает глубинное равенство всех представителей общества.
Я разделяю мнение А.С. Грина и думаю, что вся жизнь и творчество Льва Толстого пронизаны подлинным демократизмом. Подтверждение этой мысли можно найти в многочисленных фактах из биографии великого писателя. Известно, что во время страшного голода 1891–1893 годов Лев Николаевич вместе с родными и единомышленниками открыл десятки бесплатных столовых для крестьян, собирал деньги и передавал их нуждающимся, и все средства, полученные за публикации, отдавал тем, кто отчаянно нуждался в любой помощи. Будучи графом, Толстой мог бы, подобно многим другим обеспеченным современникам, быть далёк от бед простого человека, но судьбы окружающих беспокоили его, и писатель старался не словом, а делом решить широкие общественные проблемы. Деятельность классика убеждает нас в том, что он по-настоящему близок к народу, неравнодушен к несчастью других, готов сгладить социальные различия между бедными и богатыми от рождения.
Текст ЕГЭ
Однажды Александр Иванович Куприн в разговоре о великом Льве Николаевиче Толстом выразился таким образом: «Старик нас всех обокрал: за что ни возьмёшься — уж им написано». (2)Шутливость замечания этого очевидна, и всё-таки так велико, так разнообразно художественное наследие Толстого, так разносторонне, на протяжении полувека изображена им жизнь русского общества, что, заменив слово «обокрал» словом «предупредил», приходится согласиться с А. И. Куприным по существу дела.
(3)Толстым не оставлено без внимания ни малейшее душевное движение человеческое. (4)Читая «Анну Каренину», с изумлением, с подавленностью убеждаешься, что здесь изображена главным образом вся русская жизнь того времени, вся русская душа в её целом, а уж затем, в огромном узоре этом, в этой сплошной толпе лиц, страданий, судеб, уделяешь необходимое внимание собственно романтической интриге.
(5)Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова. (6)Он демократичен, как солнце. (7)Сила и равномерная страстность художественного проникновения одинакова у него для мужика и царя, пьяницы и священника, светской дамы и простой русской женщины. (8)Одно прикосновение творческого внимания Льва Николаевича делает всех людей одинаково
прозрачными. (9)Толстой, как никто, совершенно лишён оттенков отношения к своим персонажам в смысле их социального положения или рода их деятельности.
(10)У него отсутствуют (чего не избегали подчас крупнейшие таланты) социальная мистика и социальная обывательская щепетильность. (11)Он пленительно суров и бесцеремонен в раздевании душ.
(12)Страсти, заблуждения, страдания, удовольствия и подлости человеческие вытекают из одних и тех же духовных явлений, причём кого бы он ни описывал: князя или полудикого черкеса, казака или Николая I. (13)Благодаря великой простоте выражения, описания человеческих жизней со всеми их внутренними пружинами читатель неизменно убеждается в тождественности духовной основы всех людей и вместе с Толстым видит, как жалки все ухищрения, все разделения, искусственны все различия одежд, званий, чинов, занятий. (14)Вообще человек, а не человек именно такой-то изучается и понимается читателем в книгах великого писателя.
(15)Особенность художественного таланта Л. Н. Толстого, его эта беспощадная сила реального изображения в связи с огромной любовью к жизни во всех видах её и окрасках, его плодовитость и ревнивое отношение к каждому слову, имевшее целью наибольшую, совершеннейшую полноту впечатления, сделали то, что действительно после Толстого осталось немного (если только осталось) в жизни, почему-либо не охваченного его волшебным пером.
(16)Без преувеличения можно сказать, что жизнь и творчество Толстого равны силой своей целой революции. (17)Тот возвышенный демократизм художника, о котором упомянули мы выше (кстати, единственно истинный демократизм), из года в год, из поколения в поколение оставляя свой мощный след в читательских массах, привёл к тому, что слова «Толстой», «толстовство» стали синонимами гуманности, возвышенного отношения к жизни, человечности и самоусовершенствования.
(18)Сама жизнь Толстого, столь удивительная и сложная, является одним из наиболее глубоких и ценных его произведений. (19)Он был близок к природе и звал к ней. (20)Вспоминая Толстого, в сущности, вспоминаешь Россию, народ, общество, исторические их судьбы, вспоминаешь даже всю русскую литературу.
(21)Толстой — это Россия. (22)Россия в настоящее время остро нуждается в Толстом. (23)Её лик преображается. (24)Потому-то хорошо и нужно всем нам вспомнить от Л. Н. Толстого о том, какая она, эта Россия, в своём духе и сущности, в целях своих и силах, чтобы, оглянувшись на великое и прекрасное, идти вперёд с надеждами и верой в лучшее.
По А. Грину Александр Степанович Грин (1880—1932) — русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами фантастики. В числе самых известных его книг — «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».
Задание 27 по русскому языку
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.