итоговое сочинение егэ по литературе 11 класс

К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Итоговое сочинение ЕГЭ 2024-2025

Автор

Итоговое сочинение на тему к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? 8 вариантов проверенных сочинений ЕГЭ с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска 11 класса к ЕГЭ 2025 соответствует критериям проверки.

Итоговое сочинение на данную тему

Стремление возвыситься над другими, или, иначе, гордыня — это отравляющее человеческую душу и разум чувство, не позволяющее его “обладателю” стать сильнее, разумнее; такой человек не может переступить через границы, которые сам для себя установил и потому никогда не станет лучше. В основе гордыни лежит ненависть к миру и всем, кто его населяет. Я считаю, что высокомерное стремление унизить других и таким образом возвыситься над ними приводит чаще всего к гибели, как к физической, так и моральной.

Примером проявления гордыни в русской литературе служит рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”, в котором пожилая женщина с богатым жизненным опытом повествует рассказчику две легенды, главные герои которых по сути своей друг другу противопоставлены.

Герой первой легенды — Ларра — сын орла и женщины, неспособный сострадать и любить. Его желание быть “царём птиц” становится заметна, если посмотреть в его глаза. Ему ничего не стоило убить девушку — дочь старейшины только потому, что она ему отказала в любви. За этот поступок старейшины обрекли Ларру на страдание от бессмертия и бесконечного одиночества в облике тени. Вторая легенда описывает подвиг Данко — представителя древнего племени. Ему, также как и Ларре свойственен конфликт со своей социальной группой; они похожи внешне (телосложением) — сильны, симпатичны. Тем не менее, глаза Данко наполнены добротой; взгляд освещает любой путь силой. Его всеобъемлющая любовь к людям не позволила ему бросить своих соплеменников в беде, пусть даже те вели себя “как звери”. Сердце, которое он вырвал из груди указало дорогу истины для пропащих душ, которые в конце концов не оценили такой подвиг и позабыли про Данко. Показав нам таких героев, автор обосновал своё мнение о том, что подвиг — это высшая степень свободы от любви к себе. Судьбы двух этих героев схожи тем, что оба они оказались забыты, вот только во втором случае это произошло от невежества племени, а в первом — от невежества самого Ларры. Так, Горький проиллюстрировал последствия возношения себя.

В романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” можно найти ещё один “наглядный” пример морально разрушающей эгоцентричности. “Воспалённый” от различных обстоятельств мозг бедного студента Родиона Раскольникова рождает в себе мысли о сверхчеловеке: будто бы всех, кто живёт на планете, можно разделить на две большие группы — “надлюди”, право имеющие, которых, как отметил сам Раскольников, значительно меньше, чем представителей второй “касты” — “тварей дрожащих”, права не имеющих. В таком состоянии он решается на убийство Алёны Ивановны — пожилой процентщицы со скверным характером. Однако такое решение не приносит ему никакого удовлетворения. Загнанный в угол Порфирием Петровичем и собственной совестью, Родион таки сдаётся полиции, оказывается на каторжных работах и там обретает покой, пройдя через взаимное “воскрешение, очищение любовью” с Соней Мармеладовой. Таким образом Достоевский показал читателю губительную силу высокомерия.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что подобных примеров в мировой литературе очень много и редко когда надменное отношение к окружающим остаётся безнаказанным. Важно уметь отличать гордость от гордыни, ведь оба этих чувства пусть и имеют общий корень, но значения у них разные. Однако иногда бывает и так, что вполне благородное чувство гордости перерастает в гордыню, поэтому хочется вспомнить такие слова Тургенева: “Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души”.

2 сочинение ЕГЭ для 11 класса

Существует определенный тип людей, которые всегда ищут пути, чтобы возвыситься над другими, стать лидером или примером для подражания. Иногда это приводит к блестящему успеху, сопровождающемуся вниманием, славой и общественным признанием, а иногда стремление выделиться только лишь угнетает человека, показывает окружающим все его слабые и темные стороны, что загоняет его в угол и не дает двигаться дальше.

Размышляя над этим вопросом, я не могу не обратиться к произведению И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором автор описывает человека, который всем своим видом хотел показать, что он очень высокая натура и что его следует уважать. Таким образом он пытался возвысить свою личность над окружающими, выделиться из толпы людей, что у него достаточно хорошо получалось. Однако, когда он умер, ни один человек, ранее считавший его именитым господином, не изъявил желания продолжать путешествие с ним на одном судне, ведь не было уже того шарма, блеска и всего того, что выделяло господина из Сан-Франциско среди других. В данном произведении мы четко видим, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими — в твоём присутствии они тебя уважают и ценят, но как только тебя не будет рядом или совсем, мнения меняются отнюдь не в лучшую сторону.

Также в правильности моей точки зрения меня убеждает главный герой произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников на протяжении всего повествования мучает себя насущным вопросом «тварь ли я дрожащая или право имею?». Зайдя слишком глубоко в своих рассуждениях, он решает, что он нечто больше чем предмет мыслей и позволяет себе пойти на нечестный поступок — убить другого человека. Своими действиями он хотел сам себе доказать, что никто кроме него не имеет власти в этом мире, однако это привело лишь к терзаниям его души. Раскольников не смог простить себе свой поступок. Таким образом, мы видим, что попытка Родиона возвысить себя над окружающими увенчалась успехом, однако совесть героя и его бесконечные мысли не дали жить с этим спокойно.

На основе приведенных выше аргументов, мы можем сделать вывод, что желание и стремление поставить свою личность выше других людей не приводит ни к чему хорошему. Нужно научиться жить в гармонии, прежде всего, с собой, чтобы не искать способов что-либо доказать людям вокруг.

3 пример сочинения ЕГЭ

Все люди равны, все мы созданы из плоти и крови. Каждый, равно как и другие, имеет право жить, любить и быть любимым, обрести счастье. Казалось бы, эти слова должны быть истиной, аксиомой, не нуждающейся в доказательствах, но не далеко не для всех это так. К сожалению, за долгую историю своего существование человечество не раз и не два сталкивалось с личностями, стремящимися возвысить себя над всем миром: диктаторы, завоеватели, колонизаторы.

Такие люди способны в угоду своему эго и мании величия приносить в жертву тысячи поломанных судеб, но мы не только читаем о них в учебниках по истории, а встречаем и в повседневной жизни — те, кто позволяет себе оскорблять, унижать, распоряжаться жизнями окружающих. Однако я полагаю, что справедливость берет свое, и возмездие настигает большинство из тех, кто пытается превознести себя над окружающими, наказание непременно найдет их. Обратимся к произведениям художественной литературы. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников существовал на грани с нищетой, и, будучи жертвой социальной несправедливости, создал теорию, по которой все люди делятся на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Себя Раскольников относил ко второй группе, к тем, кто, по его мнению, возвышался над остальной массой людей. Он считал, что сверхлюди находятся выше всех сформировавшихся устоев, для них не существует нравственных преград, а порядки созданы для представителей второго сорта, которые рождены, чтобы терпеть и подчиняться. Родион решил проверить теорию с помощью убийства Алены Ивановны — старухи-процентщицы. Раскольников рассудил, что он выше её по нравственным убеждениям, он её превосходит, а значит может распоряжаться её жизнью. Однако совершённое преступление не принесло удовлетворения главному герою. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести, и лишь покаяние принесло ему облегчение. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над другими привело героя к нравственному падению, и за эту жажду властвовать судьбами он поплатился испытываемыми муками совести, духовными метаниями и своей загубленной жизнью.

Тема возмездия за стремление возвысить себя над окружающими раскрывается и в романе Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Действия произведения разворачиваются в Германии времен Второй мировой войны. Бруно — сын высокопоставленного немецкого военного, вместе с семьей мальчик вынужден переехать на новое место работы отца, которого назначили начальником концентрационного лагеря. Бруно, не смотря на запреты отца приближаться к лагерю, начинает дружить с одним из заключенных и вскоре попадает на территорию лагеря, переодевшись в форму заключенного, но мальчик погибает на территории лагеря в газовой камере вместе с евреями. Бруно был ни в чём неповинным ребёнком, не понимающим всех ужасов, творившихся в лагере, однако его смерть стала расплатой за грехи его отца, который, придерживаясь идеология фашизма, мнил себя более достойным, чем другие люди, чем десятки тысяч других людей, чем целые расы и национальности, позволяя себя нечеловеческую жестокость по отношению тем, кого считал хуже себя. Как и другие фашисты, отец Бруно понёс наказание за преступление против человечества, коим являлась Вторая мировая война, но к моменту ареста своя судьба была ему совершенно безразлична, ведь главным его наказанием стала смерть сына.

В заключение мне хотелось бы сказать, что стремление возвысится над окружающими неизменно приведёт человека к одному исходу — к расплате. Никто не должен забывать о том, что все люди равны, и ни один человек не имеет права возомнить себя кукловодом, а чьих руках другие — лишь марионетки. Тот, кто в жизни руководствуется гордыней и тщеславием вместо желаемого могущества будет наблюдать за тем, как рушится его собственная жизнь.

4 вариант сочинения

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал чувство гордости за себя, свои поступки или достижения. Удовлетворенность, значимость и самоуважение — все признаки радостной гордости, которая появляется, когда человек достигает своей цели. Но чувство собственного достоинства и непомерную заносчивость разделяет тонкая черта. После пересечения этой черты человеческая гордость перерастает в гордыню, которая порождает пренебрежение чувствами других, преувеличение собственных возможностей и мысль о собственном величии.

Горделивый человек пытается достичь своей цели любыми способами, болезненно жаждет власти. Но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Мне кажется, что люди, стремящиеся достичь того, чего, по их мнению, не может достичь обычный человек, никогда не будут счастливы. Неудача в попытках претворить свою мечту в реальность сломает их жизнь, превратит её в постоянную гонку. Удача же сделает их существование бессмысленным, ведь, достигнув желаемого, люди потеряют свою цель всей жизни или увидят её мелочность.

Примером, подтверждающим мою позицию, может служить поведение Родиона Раскольникова, героя произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент, который был «надменен и горд», хотел подтвердить свою теорию о разделении людей на два типа: первые, способные могли вершить судьбы людей (к которым Раскольников относил и себя), были высшими, других он называл «тварями дрожащими», не имеющими никаких прав. После испытания своей души на прочность убийством старухи-процентщицы Раскольников не знал ни минуты покоя. Его жизнь превратилась в ад из-за разочарования в самом себе, в том, что он не стоит рядом с Наполеоном и другими «высшими». Отречься от этой высокомерной идеи, осознать бессмысленность поступка ему помогла Соня Мармеладова, которая направляла Раскольникова на истинный путь и которую можно отнести к тем самым «высшим», о которых говорит главный герой.

Ещё один пример можно увидеть в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» в образе Андрея Болконского — высокомерного человека, уставшего от светского общества. Князь уходит на войну, чтобы достичь истинного счастья. Целью своей жизни он видит славу и всеобщее признание, поэтому во время Аустерлицкого сражения рвется совершить подвиг. Но после падения от вражеского удара неожиданно для себя Болконский замечает высокое небо Аустерлица над головой. Он понимает, что «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Огромный мир вокруг оказался шире честолюбивых стремлений князя. В тот момент Андрей Болконский отрекается и от своей мелочной цели, которую считал настоящим счастьем, и от своего кумира, Наполеона. Это отречение позже меняет его к лучшему: он разочаровывается в службе и выбирает мир, а не войну, не желая больше идти по людскому горю.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек, стремящийся возвыситься над окружающими, чаще всего оказывается несчастным. Это желание убивает в человеке всё человеческое, губит его душу. Если гордец вовремя не отказывается от своего желания, он почти всегда обречён на одиночество и непонимание, каким бы достойным человеком он ни был раньше.

5 вариант сочинения

Наверное, каждый человек не раз в течение своей жизни задумывается над тем, к чему может привести стремление возвыситься над окружающими? Этот вопрос, на мой взгляд, люди должны задавать себе как можно чаще, чтобы предотвратить возможные неудачи и невзгоды. Если же человек всё-таки стремится возвыситься над другими людьми, окружающими его, то ему не избежать плохих последствий.

Так к чему же может привести стремление возвыситься над окружающими? Я думаю, что, безусловно, это стремление вредит самому человеку, который по определённым обстоятельствам считает себя лучше других. Ставя себя выше окружающих, человек рискует потерять не только какие-то материальные блага, нажитые им, но и самого себя. И, к сожалению, не всегда возможно возрождение человеческой души.

Многие авторы обращались к этой теме. Так, в произведении «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин рассказывает о бесцельно прожитой жизни главного героя, не имеющего даже имени. Господин из Сан-Франциско, как называет его Бунин, думает, что все люди обязаны кланяться ему, а сам не обращает на это никакого внимания и считает это явление вполне естественным. В нём нет ничего духовного, и это преследуется авторской иронией. Когда же главный герой становится уже не «господином из Сан-Франциско», а просто мёртвым стариком, людям всё равно на столь неожиданное событие. Никого совершенно не интересует этот ещё недавно влиятельный человек, потому что деньги не дают ему прежней власти. Этим произведением автор доносит до нас следующую мысль: люди, стремящиеся возвыситься над окружающими, могут потерять всё, как главный герой произведения «Господин из Сан-Франциско».

Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает путь духовных исканий Родиона Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Ослепленный идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие. Совершив убийство старухи, он не может оправдать свой поступок, и его теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» рушится. Только благодаря Сони и её библейским рассказам, Раскольников осознаёт свои ошибки и понимает, что он такой же, как и все. Тут и наступает его духовное возрождение, которым он обязан Соне, увидевшей в нём надежду на светлое будущее. На примере жизненного пути этого персонажа мы видим, что стремление человека возвыситься над другими ранит человеческую душу, но осознание своих ошибок способно возродить духовный мир человека.

Обобщая всё выше сказанное, хочу сказать, что стремление возвыситься над окружающими всегда ведёт как к материальным потерям, так и к духовному опустошению человека. Хочется верить, что люди будут оценивать себя по достоинству и достигать поставленные цели лишь честными и справедливыми способами.

6 вариант

Люди издавна стремились не просто стать лучше, а стать лучше других. Это касается их степени богатства, уровня образования и престижности работы. Высокое социальное положение, казалось бы, дает множество преимуществ. Однако в данной ситуации можно сравнивать себя с собой же в прошлом, а можно пытаться стать выше окружающих. Попробуем разобраться, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими людьми.

По моему мнению, возвысившись над другими, человек подкрепляет собственное эго и тешит самолюбие. При этом такой человек может вести себя надменно и даже оскорбительно по отношению к обществу. Это приводит к эгоизму, равнодушию и заботе только о собственных корыстных целях. Такой человек становится беспринципным и идет по головам в достижении целей.

Примером такого поведения стало произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой устаёт от собственной беспомощности и бедности, почему и рождается его теория: Родион Раскольников желает доказать, что не является «тварью дрожащей», а «имеет право». Планируя жестокое убийство, он не расценивает жизнь другого человека, как нечто ценное. Для него жертва — лишь звено в цепочке развития общества. К такому выводу Раскольникова подтолкнуло как раз-таки стремление возвыситься над остальными, уверенность в собственном превосходстве.

Подобный пример можно увидеть и в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой с юности считает себя лучше других, поэтому в его понимании абсолютно нормально использовать других людей в собственных интересах. Например, по-настоящему дружить он не умеет, и отношения с Ленским заводишь из-за скуки и желания развлекаться. Ленский же составляет ему компанию, что вполне устраивает молодого человека. Самомнение главного героя не позволяет ему понять, что совершать те или иные поступки недопустимо. Таким поступком становятся его ухаживания за Татьяной — девушкой, в которую влюблён Ленский. Это чистой воды эгоизм со стороны Евгения, который вредит как Ленскому, так и Татьяне. Даже участие в дуэли, на которую его вызвал оскорбленный товарищ, — плод стремления Онегина поставить себя выше остальных.

Рассмотрев два литературных произведения, мы можем составить собственное мнение о том, куда приводит стремление возвыситься над окружающими. В большинстве случаев такое поведение не приводит ни к чему хорошему, лишает человека жизненных принципов и шанса на искренние взаимоотношения с окружающими людьми.

7 вариант

Человек – социальное существо, которое не может жить в отсутствие коллектива. Для любого из нас очень важно мнение окружающих, и подавляющее большинство людей стремятся жить в гармонии с людьми, которые находятся рядом. Но не всегда между людьми существуют ровные, уважительные отношения. В любой команде найдется человек, который захочет занять доминирующее положение – возвысится над другими. В результате в коллективе может сложиться атмосфера нетерпимости, дисгармонии. Для некоторых людей такое развитие событий может быть разрушительным, а результат – самым плачевным.

Иван Алексеевич Букин выступил против такого возвышения в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско». У главного героя рассказа даже нет имени, потому что этого человека не помнят в тех местах, которые он посетил. Его претензия на эксклюзивность подчеркнута уже в названии произведения – «Господин из Сан-Франциско». Претензия на господство, на роль хозяина жизни усиливается названием города, в котором жил герой рассказа. Сан-Франциско в начале 20-го века был синонимом райской жизни. Казалось, что люди, родившиеся там, были выбраны судьбой. В течение 58 лет этот господин не жил. Он работал не покладая рук. Автор иронично отзывается об этом его качестве: «китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит». И когда он понял, что все уже сделано, и уровень тех, с кого он брал пример, почти достигнут, он решил отдохнуть. На первый взгляд может показаться, что в требовании господина нет ничего предвзятого.

Если бы он сам заработал эти богатства, возможно, его можно было бы похвалить, но, в конце концов, его желание подняться на вершину было продиктовано тщеславием: он хотел быть похожим на избранную элиту буржуазного сообщества. Крушение его притязаний на превосходство начинается уже с первых строк его рассказов о кругосветном путешествии: в хорошо продуманном плане преобладают радужные цвета неба, моря, воды и много солнца. Однако природа не оправдала надежд господина: небо было затянуто тучами от бесконечных дождей и ветров. Всё путешествие, кроме того, сопровождается мыслями о том, чтобы насладиться любовью девушек, пусть и не бескорыстной, но непременно страстной и горячей, на которую, по его мнению, господин имеет право. Попытка возвыситься над другими заканчивается для героя плачевно. Стараясь выглядеть так, как все люди элитного круга, думая о возможном романе с Кармеллой, он загоняет свое тело в броню светского общества, и вещи восстают против хозяина. Особенно преуспевает в этом запонка шейная, которая больно кусает господина за дряблую кожу шеи. В результате всех этих процедур апоплексический удар ставит точку в столь тщательно спланированном путешествии господина.

В рассказе Куприна «Гранатовый браслет» мы сталкиваемся с противоположной ситуацией, ГСЖ не является господином. Его скромная жизнь мало кому известна. Однако его любовь помешала господам, которые считают себя вправе диктовать условия другим и думают о своем превосходстве. Возлюбленная Желткова – молодая женщина необыкновенной красоты, понимает, что любовь этого человека является своего рода пятном на её репутации, но в душе она искренне жалеет этого человека. В дело вмешивается её муж Василий Шеин и брат Веры Николаевны Николай Мерза-Булат-Тугановский. Они считают, что Желткова следует поставить на место, явившись к нему, Туагновский пытается угрожать, запугивает мелкого чиновника обещанием обратиться к властям. Такое заявление вызывает негативную реакцию у Желткова: он начинает вести себя развязно и говорит самоуверенно. Он стоит в позиции глубоко любящего человека, для которого страдание во имя любви – это счастье. Его уход из жизни обусловлен желанием избавить Веру Николаевну от тягостного чувства: он не хочет, чтобы она испытывала из-за него какие-либо неудобства, поэтому брат Веры, по сути, желая подняться над Желтковым, подтолкнул человека к самоубийству.

Никто никому не давал права быть каким-то избранным. Любой человек равен перед всеми, если в его действиях не содержится состава преступления. Однако любая попытка возвыситься над людьми может быть наказана осуществлением каких-то высших сил, которые не всегда дано нам понять.

7 вариант

Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.

О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье. Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой. Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться. Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости. Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.

Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови. Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной. Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.

Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.

8 вариант

Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся. Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения. Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением. В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.

Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке». Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти. Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта. Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.

Смотрите на сайте итоговое сочинение ЕГЭ

308. Какова судьба гордого человека в обществе? Итоговое сочинение с аргументами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ