Готовое итоговое сочинение 2023-2024 на тему когда человек стремится убежать от реальности? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ.
Итоговое сочинение
Людям свойственно включать защитные механизмы и скрываться от суровой действительности в мир иллюзий, когда условия их жизни слишком тяжелы, чтобы воспринимать их без уловок воображения. Как правило, они находятся в ситуации, когда им постоянно угрожает опасность, и единственным выходом становится обитание в воздушном замке. Чтобы доказать это, приведу литературные примеры.
В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» Андрей неудачно женился и был вынужден терпеть измены Наташи. Кроме того, супруга предъявляла завышенные материальные требования и препятствовала воплощению мечты героя – посвятить себя науке. Андрей хотел переехать в Москву, чтобы стать профессором, но теперь был вынужден прозябать в провинции на скучной должности. Подавленный и обманутый, он стал искать забытье в алкоголе и карточных играх. Семейная идиллия обернулась для него настоящим адом, и в финале под давлением жены он закладывает дом и полностью подчиняет свою волю ей. На его примере становится очевидно, что человек бежит от реальности, когда она, подобно зверю, нападает на него.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герой погружается в мечты о великом предназначении, пока его семья выбивается из сил, лишь бы обеспечить его существование. Раскольников получает деньги на жизнь от матери и сестры, которые залезают в долги и жертвуют собой, чтобы послать ему почти все, что заработают. Он же презрительно отметает работу «за копейки», мечтая о том, что ему доведется вершить судьбы мира. Так зачем же спину гнуть за гроши, когда можно убить старуху и доказать себе, что ты стоишь большего? Раскольников целыми днями думает о своем плане, гуляет по Санкт-Петербургу, почти не вспоминая о том, что нужно найти себе нормальную работу и снять груз с семьи. Он охотно упрекает сестру и мать за идею брака с Лужиным, но не предлагает реальной альтернативы этому шагу, утешая себя высокопарными рассуждениями о Наполеонах. Его бегство от действительности обусловлено тяжелым бедственным положением, в котором оказался Родион. Он стал грезить о своем избранничестве в ту пору, когда нищета совсем придавила его.
Таким образом, человек укрывается от реальности в воздушном замке, когда действительность вынуждает его сделать это. Условия и обстоятельства жизни становятся невыносимым бременем, которое невозможно вынести, и единственным шансом спастись становится иллюзия спасения.
2 пример сочинения ЕГЭ с аргументами
Бегство от реальности приобретает разные формы. Одни погружаются в мир собственных фантазий, другие — в книги, фильмы (творческие плоды чужого воображения), третьи — буквально бегут в физическом смысле, не находят себе пристанища, постоянного места пребывания. Разочарования, насмешки окружающих, частые обиды приводят ранимых, склонных к частым размышлениям людей к единственно возможному существованию в обществе — «прятаться» от него в придуманных рамках. Им не хватает понимания и сочувствия от близких. Они не живут «здесь и сейчас», а находятся в постоянных душевных метаниях и грёзах.
В произведении Чехова «Человек в футляре» главный герой склонен отрицать реальность с ее самыми разными проявлениями: от плохих и несправедливых ситуаций до самых лучших и возвышенных моментов. Он прячется от любых эмоций, пребывая в собственном «коконе» из страхов, выстраивая вокруг себя цепочку убеждений и моральных ориентиров, за которые запрещает переступать — себе и другим. Беликов и преподает «мертвый» язык — греческий, словно отрицая факт существования более значимых и нужных языков в современности, уходя в прошлое. Люди вокруг него стараются избегать его, ведут себя сдержанно и побаиваются. Он изначально выстраивает так свою жизнь. И лишь только что-то выводит его из равновесия (толчок с лестницы), как он растерян — это сильно ударяет по нему психически и приводит к погибели. Беликов не был способен принимать действительность, какова она на самом деле, а окружающие потворствовали ему и боялись возразить, кроме одного-единственного Коваленко.
Обломов из одноименного произведения Гончарова находится в отрыве от реальности, исходя из собственного воспитания и склада личности. Его не приучили к труду, ответственности и принятию решений, он и лежит на диване сутками, думая, что все дела за него сделаются сами. Даже появление возлюбленной Ольги не меняет его образа жизни.
В мечтах он семьянин с детьми, путешественник, но усилий прикладывать он не умеет и не желает. Труд и учение для него считались в детстве наказаниями, что и привело к теперешнему мировосприятию героя. Ничто из желаемого не приходит к нему само, как Обломов полагает, и «проще» сбежать от реальности в грёзы, нежели предпринять шаги по достижению чего-либо. Его цели при этом просты, имеются и возможности для их реализации — происхождение позволило бы построить карьеру, а появление хорошей девушки — создать семью. Но никаких изменений с ним не происходит. Герой все же поддается судьбе и Агафье, женившись, однако удовлетворения от этого не получает — «мечта» частично исполнена, но не с той женщиной и не в тех обстоятельствах, что ведет к деградации его как личности. Порой человек убегает от реальности, попав в непредвиденную ситуацию, что не вписывается в его прежнюю картину мира. Внезапно оставшись без близких, без дела всей жизни, будучи преданным, получив серьезное заболевание, ограничивающее былую свободу, переворачивающее все жизненные взгляды и установки с ног на голову.
Дон Кихот из одноименного романа «Сервантеса» бежал от реальности, погружаясь в героический мир книжных персонажей — средневековых рыцарей. Ему не хватает приключений в серой повседневности, и дворянин их себе придумывает, наделяя окружающие предметы, людей несуществующими свойствами, другими именами. Он выбирает для себя образ рыцаря как воплощения благородства, справедливости, смелости, непременной спутницы рядом, спасенной героем от беды. При этом все душевные порывы Кихота приводят к противоположным результатам. Несоответствие идеалам реальности делает его поступки комичными, но внутри скрыта трагедия одинокого человека. Лишенный по природе эгоистичных побуждений, чистый и добрый, отзывчивый он — пленник собственных иллюзий.
Таким образом, бегство от реальности случается, когда человек находится в одиноком, подавленном состоянии после пережитого потрясения и отказывается признавать это. Или же изначально склонен предаваться пустым мечтам и иллюзиям в связи с воспитанием, характером. Существующая вокруг обыденность не соответствует его идеалам, а он сам — не ощущает, что обладает требуемыми качествами для спокойного восприятия себя в этом мире, обретения чувства уверенности из-за внешних осуждений социума или внутренних противоречий.
Пример сочинения №3
Каждый человек живёт в реальном мире со всеми его проблемами, заботами и радостными моментами. Но почему-то одни могут успешно справляться с трудностями и легко находят своё место в любом коллективе, а другие предпочитают строить воздушные замки и предаваться мечтам. Я полагаю, что уход в мир грёз происходит из-за неумения или нежелания некоторых людей найти свое место в действительности. Приведу несколько аргументов, подтверждающих мою точку зрения.
К примеру, Обломов, главный герой известного произведения И. А. Гончарова, не делает ничего существенного ради реализации своих замыслов. Каждый день он лежит на диване, строит фантастические планы, но на этом его инициатива заканчивается. Впрочем, идеи благоустройства имения ему быстро надоедают, и тогда он зовёт Захара, чтобы тот, наконец, прибрался или принёс обед. Друг Обломова, Штольц не может пробудить апатичного героя от сна наяву, ведь сам делает за него всю работу: разбирается в запутанных финансовых делах приятеля, устраивает его личную жизнь, решает проблемные бытовые задачи. Это и есть первая причина болезненной мечтательности Ильи Ильича: вместо него трудится Захар и думает Андрей. Вторая причина заключается в том, что Обломов с детства оказывался в обстановке, где царили лень и праздность. Так он и привык плыть по течению, ничего не делая. Ему было приятно воображать что-то грандиозное, великое, но, увы, не имеющее никакого отношения к реальности. А добиваться этого он не хотел и не умел. Но признавать свою никчемность сложно, поэтому ему пришлось убежать от реальности в фантазии.
Николенька Иртеньев, герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», оказался мечтателем другого рода. Он постоянно давал себе обещания стать лучше и придумывал, как это можно сделать. Правда, чаще всего его идеалы расходятся с действительностью. Николенька учится правильным моральным принципам у князя Нехлюдова, но склонность героя к анализу всех поступков заводит его в тупик: он сам признаётся в том, что попадает в «безвыходный круг своих размышлений». Николенька редко находит понимание среди родных и близких. Друг часто его критикует, старший брат смеётся. Как в таких условиях не начать фантазировать о совершенном мире, где все безоблачно и прекрасно? Кроме того, юноша вырос в «тепличной обстановке», где все его любили и лелеяли, а потом он переехал в город, лишился горячо любимой матери и понял, что далеко не все люди готовы обожать и превозносить его. Причина побега героя из реальности проста: в ней он запутался и не нашел поддержки.
Таким образом, люди убегают из реальности, потому что не находят в ней места для себя и своих возвышенных идеалов. Как правило, такие мечтатели воспитывались в узком семейном кругу, где их старательно берегли от пагубного влияния внешнего мира. Оказавшись в этом взрослом мире, который столь сложен и опасен, вчерашние дети не могут адаптироваться. Они не хотят или не имеют способности признать и исправить это, а потому убегают от проблем в воздушные замки.
Пример сочинения №4
Человек стремится убежать от реальности, когда его в ней что-либо не устраивает. Причин может быть множество: страх, разочарование, одиночество, непонятость, осуждение, презрение. И вот человек создает новый воображаемый мир, где ему хотелось бы жить, где его любят, уважают и принимают таким, какой он есть.
Иногда грань между двумя мирами стирается, и человек путает реальность и вымысел. Это является симптомом психического нездоровья, а попросту, шизофрении. Этим и опасен побег от реальности. Я считаю, человеку следует адаптироваться к окружающей действительности, а не убегать, ведь это – самое простое решение, которое говорит о слабохарактерности.
Тему сочинения прекрасно раскрыл Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников выдумывает философскую теорию «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Почему у него возникла подобная идея? Он наблюдал, как к власти приходят не самые достойные люди. Они богатеют, наживаются на несчастьях более слабых и бедных. Люди, принадлежащие к верхушке общества, наглеют и своевольничают, считая, что им все дозволено, что им закон не писан. Удел же остальных неизбранных – молча повиноваться и роптать втихомолку. Подобная несправедливость раздражала Раскольникова. Мне понятны чувства главного героя, но расслоение существует в любом обществе, и это не повод совершать убийства невинных людей. Раскольников был бедным студентом, жил в убогой и темной съемной комнатушке, влачил жалкое существование. Естественно, что реальность не нравилась ему, поэтому Раскольников стремился убежать в воображаемый мир, где он сможет обрести счастье и надежду на лучшую жизнь. Вот только все мы знаем, что ни к чему хорошему это не привело.
Подведу итог вышесказанному. Человек стремится убежать от реальности, когда он разочаровывается в окружающей действительности. Если рядом с тобой нет тех, кто тебя любит, поддерживает, ты чувствуешь себя отринутым изгоем и мысленно погружаешься в иной мир. Тебе он кажется прекраснее, чем настоящий, но, на мой взгляд, это иллюзия, самообман.
Пример сочинения №5
Реальность… Чем она отличается от мечты? Почему зачастую люди хотят убежать от реальности? И возможно ли это? Все эти вопросы требуют свои ответы. Реальность – это настоящая жизнь, мир, который нас окружает, и в этом мире не все так, как мы хотим, в нем есть проблемы и разочарования, предательства и измены, болезни и смерть. А мечта – это нечто, созданное воображением, предмет стремлений, что-то нереальное, но столь желанное. Каждый из нас мечтает, и этот мир мечтаний кажется нам идеальным, ведь в нем абсолютно все существует согласно нашей воле, в нем все, чего мы хотим, но не можем осуществить в реальной жизни. Именно поэтому у людей и возникает желание сбежать от действительности, особенно в трудные периоды, когда кажется, что это единственный выход. Но возможно ли убежать от реальности? Я считаю, что как бы мы не старались отказаться от реальности, этого не случится, ведь реальность – это и есть наша жизнь.
Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
Многие писатели рассуждали над данным вопросом в своих произведениях. Обратимся к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза», в драме затрагивается проблема мечты и реальности. Тихон Кабанов любит свою жену Катерину и желает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, в этом и заключается его мечта. Однако, какова же действительность? Реальность Тихона вовсе не похожа на мечту, его мать, прозванная Кабанихой, не дает молодым быть счастливыми. Она полна желания все контролировать, устанавливать свои порядки, сеять раздор между сыном и его женой. Жизнь Тихона скорее походит вовсе не на его мечту, а на мечту Кабанихи. Казалось бы он может все изменить, укротить мать, но Тихон – безвольный, апатичный человек, не способный сам распоряжаться собственной жизнью, он боится свою мать, хотя уже стал взрослым мужчиной. За всю свою жизнь он приспособился к проживанию с Кабанихой, но желание отказаться от такой реальности столь велико, что он ищет спасения в бутылке, он пьет, и когда он находится в состоянии опьянения, он счастлив, ведь тогда он забывает о трудностях жизни, его разум ничего не волнует, и сердце его ничего не тревожит. Трезвея, возвращаясь к реальной жизни, он понимает, что ему никуда не убежать от реальности. В результате он продолжает тянуть лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания, а лишь иногда прячась от действительности в забытье. В итоге Катерина кончает с жизнью, Тихон оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но во всем виноват только он один. Таким образом, нежелание Тихона принять реальности и постараться ее изменить приводит к трагическому концу пьесы.
Зарубежный писатель Дэниел Киз в своем произведении «Цветы для Элджернона» поднимает проблему мечты и реальности. Главным героем научно-фантастического романа является Чарли Гордон, тридцатидвухлетний умственно-отсталый мужчина. Он мечтает «стать умным», его стремление очевидно. Ему предлагают сделать операцию по увеличению интеллекта, Чарли соглашается, так как это его заветная мечта. Происходит научное чудо, еще недавно умственно-отсталый Чарли Гордон становится умным, а позже его признают гением. Однако, эксперимент не удался, случается регресс, и мужчина возвращается к своему прежнему состоянию. При всем этом он понимает, что надежды больше нет, и отправляется в лечебницу. Так мы понимаем, что у Чарли не получилось убежать от реальных проблем. Да, на какое-то время он воплотил свою мечту, но и тогда он столкнулся с гневом, завистью, презрением, это было не тем, о чем он так мечтал. Действительность жестока, но жить в мире иллюзий невозможно.
Таким образом, воспользовавшись своим читательским опытом я доказала тезис моего рассуждения: от реальности невозможно убежать. Да, порой каждому из нас хочется спрятаться от действительности, но мир мечтаний не существует и все, что у нас есть, лишь реальная жизнь со взлетами и падениями, проблемами, неудачами, которые следует преодолевать, не рассчитывая на легкие пути.