итоговое сочинение егэ по литературе 11 класс

Есть ли место гуманизму на войне? Итоговое сочинение ЕГЭ

Автор

Итоговое сочинение на тему есть ли место гуманизму на войне? Проверенное сочинение ЕГЭ с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска 11 класса к ЕГЭ 2025 соответствует критериям проверки.

Пример итогового сочинения ЕГЭ

Гуманизм — это основа мирной жизни, которая необходима, чтобы война, наконец, закончилась. Круговорот жестокости и мести никогда не приведет к ее завершению, в то время как великодушие и отзывчивость убедят людей больше не участвовать в кровавой драме. Об этом говорят многочисленные примеры из литературы.

Поставленная тема затрагивается в повести В.Л. Кондратьева «Сашка». Главный герой пленил вражеского солдата и отвел в часть. Из пропагандистских листовок он знал, что пленников не убивают. Немец не верил ему, ведь их натравливали на советских солдат сказками о жестокости и вероломстве. Сашка пытался его убедить в обратном, однако его самого ожидало большое разочарование. Командир, недавно потерявший сестру, запил и приказал Сашке расстрелять оккупанта. С упавшим сердцем боец поплелся выполнять распоряжение после долгих споров и уговоров. И все же он медлил, до последнего ждал, что кто-то придет и отменит приказ. Благодаря его прямоте и смелости командир сам осознал, что едва не совершил роковую ошибку, и передумал. Гуманизм Сашки имеет важное значение на войне: он помогает одержать нравственную победу над врагом и восстановить мир, закон, порядок даже в условиях борьбы.

О том же писал В.А. Закруткин в повести «Матерь человеческая». Мария пережила ужасные потрясения: погибли ее муж и сын, сожжена ее деревня, угнаны в плен все соседи и друзья. Она осталась совершенно одна на руинах прежней жизни. Она была беременна, но ребенок должен был родиться наполовину сиротой. Гнев и месть обуяли женщину, когда она увидела раненого немца. Совсем еще юноша лежал в погребе и не мог сопротивляться. Она взяла вилы, чтобы убить его. Но услышала обращение: «Мама!» — и зарыдала. Мария не могла убить этого паренька, потому что поняла, что и его дома ждет мать, которая ни в чем не виновата. Ее пленник оказался обычным помощником повара, которого насильно погнали на войну. Его отца наверняка убили, а сам он мучился от боли и страха. Доброта Марии была оправдана. Но самое важное, что гуманизм этой женщины остановил войну на конкретном участке сражений. Она вернула мир этим землям, отказавшись идти на поводу у мести.

Таким образом, гуманизм побеждает войну, ведь круговорот мести и насилия может быть остановлен только добротой и прощением. Нельзя вечно полагаться на агрессию, так как она лишь усугубляет конфликт. Мира можно достичь только великодушием и созиданием. Всем нам надлежит помнить об этом.

2 пример сочинения ЕГЭ

Война – это событие, безусловно, противоестественное для человека. В мирное время мы чётко отличаем плохое от хорошего, у нас есть время на принятие решения в ситуации нравственного выбора, едва ли найдётся человек, называющий себя немилосердным. На войне же всё переворачивается с ног на голову: где плохое, а где хорошее? Есть ли хотя бы секунда на нравственный выбор, когда решается вопрос жизни и смерти? Может ли считать себя милосердным человеком тот, чья задача – убивать врагов? Война будто вычёркивает множество нравственных понятий – так может показаться. И всё же в такие жуткие времена есть место гуманизму, хотя и не повсеместно, не во всех ситуациях.

Вспоминается роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», события которого разворачиваются во времена Первой мировой войны. Пауль Боймер после отпуска прибыл в тыловой лагерь на ротные учения, проволочный забор отделял этот лагерь от места, где содержали русских военнопленных. Главный герой видел, как иногда русские перебирались через ограду и забирали с немецкой стороны жуткое месиво из пищевых отходов – пленных кормили ровно в той мере, которая позволяла им жить. Эти сцены заставили Пауля проникнуться искренней жалостью к поверженному врагу (Ремарк подчеркивает, что для этих русских война уже закончилась): он поделился с людьми за проволокой сигаретами, а позже даже отдал часть картофельных оладий, которые для него приготовила мать и передали отец с сестрой. Сострадание к поверженному врагу требует высокой нравственности, и проявить его в такой ситуации было правильно. Ремарк делает всё, чтобы этот поступок восхитил читателя: показывает на контрасте, как другие немецкие военные напоказ ели перед пленными хлеб с колбасой, подчёркивает, что оладьи Паулю готовила едва живая мать, умирающая от рака. Мы понимаем: даже в условиях войны гуманизм возможен.

Можно развить мысль: если гуманизму место на войне всё же есть и проявлять человеколюбие к поверженному врагу правильно, то в каких случаях гуманизм на войне невозможен? В русской литературе описаны случаи, когда о гуманности говорить не приходится. К таким случаям, например, относится эпизод с предателем в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов попался немцам, те временно держали пленных в разрушенном здании церкви. Оттуда часть русских должны были отправить в концлагеря, а часть убить – комиссаров, коммунистов и евреев. Один из пленных, боец Крыжнев, угрожал своему командиру, что сдаст его немцам. Непонятно, на что надеялся этот предатель, едва ли ему самому это как-то помогло бы – никакого оправдания его подлости и быть не могло. Соколов убил Крыжнева голыми руками ночью, это можно назвать самосудом – крайне далёкое от понятия гуманизма действие. Но возможно ли осудить главного героя за это? Едва ли. Вспоминать о том, что предатель – человек, который имеет право на жизнь, в такой ситуации было не к месту. Более того, Соколов рассказывал, как мерзко ему было, будто он не человека, а «гада ползучего» убил. И Шолохов неслучайно выбирает такое обозначение – на войне предатель становится хуже врага, перестаёт быть человеком, и понятие гуманизма – человеколюбия – на него уже никак не распространяется.

Есть ли место гуманизму на войне? Всё зависит от обстоятельств. Вспомнить о том, что враг – такой же человек, как и ты, будет правильным в том случае, когда сострадающему не грозит опасность. Вместе с тем даже соратник может не заслуживать гуманного отношения, если окажется предателем.

3 вариант сочинения

Гуманизм – одна из главных составляющих нравственности. В библейских истинах прописано, что человек верующий должен проявлять любовь к ближнему и сострадание к страдающему. Но возможно ли оставаться милосердным в период войны, когда уже нарушена заповедь «не убий»?

Война была страшным испытанием для народа, но даже в жестоких условиях наши соотечественники проявляли человечность. Бойцы помогали раненым товарищам, выносили их с поля боя, делились последним куском хлеба и сострадали оставшимся в оккупации людям. Болью проникнуто отношение к детям, которые угодили в страшное колесо войны. Но показательный акт милосердия – это отношение к пленным. Солдаты безжалостно истребляли врагов на поле боя, однако к захваченным в плен проявляли гуманизм, несмотря на справедливую ненависть.

Об этом немало написано советскими писателями.

В «Пастухе и пастушке» Виктор Астафьев повествует о ненависти и милосердии по отношению к безоружному врагу. Автор описывает, как обезумевший от горя солдат открывает стрельбу по пленным, пытаясь таким образом свести счеты за сожженных в церкви односельчан. Окружающим понятен его гнев, и все же он не вправе вершить возмездие, уподобляясь карателям. Лейтенант Костяев без раздумий закрывает телом пленного оккупанта, а товарищи вырывают у стрелявшего автомат. Военврач в повести также верен долгу: он оказывает помощь и своим бойцам, и раненым немцам.

В одном из эпизодов повести «Расплата» Владимир Тендряков описывает пожар в немецком госпитале. За страшной картиной наблюдали советские солдаты и пленные немцы. В глазах заклятых врагов застыло одинаковое чувство боли, никто не злорадствовал. Писатель отмечает: «свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой». И когда один из немцев кинулся к горящему зданию, за ним побежал татарин, пытаясь остановить. Обрушившиеся стены госпиталя похоронили под собой обоих. Никто из товарищей не осудил советского солдата, пытавшегося спасти врага ценой собственной жизни. Они сами испытывали те же чувства, несмотря на то, что беда случилась во вражеском стане.

Война опустошает душу, калечит человека нравственно и физически, но даже в период массового противостояния есть место гуманности и состраданию. Все зависит от самого человека.

4 вариант сочинения

Гуманизм – любовь к ближнему, проявление сострадания и участия. Об этих нравственных устоях говорилось еще в библейских заповедях. Война стирает рамки, нарушает все границы дозволенного. Можно ли остаться человеком в жестоких и страшных условиях, когда люди убивают друг друга, забывая обо всем в пылу сражения?

Да, война — тяжелое испытание, которое выворачивает душу наизнанку, заставляет проявить все скрытые качества, плохие или хорошие. Но даже в таких безжалостных условиях солдаты проявляют человечность. Бойцы на себе выносят раненых, подставляют плечо в трудную минуту, делятся последним куском хлеба. Особенно проникновенно их участие к детям, терпящим лишения и тяготы военного времени. Но показательнее всего отношение к пленным. Вот по нему и можно судить о гуманизме во время войны.

Противник на поле боя — это враг, которого необходимо уничтожить. Но все меняется, когда он становится пленным. Не смотря на ненависть и желание отомстить, солдаты проявляют участие и даже заботу к тем, кто попал в плен. Об этом мы можем прочитать во многих произведениях советских писателей.

Возьмем, к примеру, повесть Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка». Ее тема — неоднозначное отношение к безоружному врагу. Автор рисует ситуацию, в которой солдат, пытаясь отомстить за сожженных в церкви односельчан, находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, открывает огонь по пленным. Причина, по которой он так поступает, понятна, но все же окружающие не поддерживают его: нельзя вести себя так же, как немецкие захватчики. Ведь тогда чем мы лучше них, карателей?

Лейтенант Костяев, даже не раздумывая, заслоняет собой пленного солдата. В это время остальные стараются обезоружить стрелявшего. Вот он настоящий гуманизм, истинное участие во всей силе и полноте.

Верен своей клятве и военный врач. Он не смотрит, кто перед ним, оказывает помощь и своим, и пленным.

Показателен в этом отношении и эпизод из повести «Расплата» Владимира Тендрякова. В немецком госпитале разгорелся пожар. За ним с ужасом следили и советские солдаты, и фашисты. Переживал каждый. Заклятых врагов соединило общее чувство боли. На глазах солдат происходила трагедия: в огне гибли люди. В такой ситуации было совершенно не важно, свои или чужие.

Один из немцев, не выдержав, бросился к полыхающему сооружению. Татарин пустился следом, намереваясь остановить. Госпиталь рухнул, навсегда погребя под своими руинами двух солдат, принадлежавших к разным станам. Советский солдат пытался спасти немецкого оккупанта и погиб, но никто его за это не осудил. В сложившейся ситуации многие поотпили бы, как татарин. Да, беда коснулась врагов, но ведь в таком же положении могли оказаться и русские. На войне никто не даст гарантии, что завтра такого не произойдет и с твоими товарищами, что тебе придется на собственной шкуре испытать, какого это?!

Война — трудное испытание. Оно калечит человека не только физически, но и морально, опустошает душу, делая ее холодной и невосприимчивой. Но даже в такие моменты есть место состраданию. Все зависит только от человека и его нравственных качеств.

5 вариант сочинения

Возможно ли проявление гуманности в военное время? Именно над этим вопросом рассуждает русский писатель, сценарист и автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне Юрий Васильевич Бондарев.

В центре внимание автора — солдат Гранатуров, который был опьянен жаждой мщения за семью. Он с ненавистью относится к задержанному немецкому мальчику Курту: «Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!». Его заразу насилия и гнева также подхватывает Меженин: «Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина». Этим примером автор показывает, что на войне люди, теряя дорогое, становятся черствыми и жестокими.

Кроме того, автор рассказывает о Княжко и Никитине, которые относятся доброжелательно к Курту и даже вступаются за него. Они не допускают насилия. В защиту немецкого мальчика Княжко сказал: «Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых!». Из этого фрагмента следует, что на войне осталось место гуманности и человеколюбию. Эти примеры, противопоставленные друг другу, в полной мере показывают, что на войне люди становятся жестокими, но и есть те, кто остаются человечными. Позиция автора ясна. Человечность — это необходимое качество, которое должно оставаться даже в условиях войны.

Я полностью согласен с мнением автора. Благодаря этому качеству была спасена маленькая девочка в произведении Михаила Шолохова «Алешкино сердце». Алешка бросил гранату бандитам, но, увидев, что один из них держит на руках девочку четырех лет, он лег на нее животом, чтобы снаряд не смог ранить невинных. В последний миг Синицын сумел оттолкнуть Алешку и швырнуть гранату.

Предложенный для анализа текст заставил меня глубже задуматься над поднятой проблемой и переосмыслить ее.

Аргументы для итогового сочинения

Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать». В романе Эриха Марии Ремарка «Время жить и время умирать» описываются события Второй Мировой войны. 1944 год. Немецкая армия отступает из Советского Союза. Эрнст Гребер — главный герой произведения — ненадолго возвращается в родной город, где встречает Элизабет Крузе — теперь уже девушку, которую он помнил еще с детских лет. В его сердце поселяются мечты о семье и любви. Он желает выйти в отставку, но долг зовет его обратно. Спустя три недели молодой человек возвращается на фронт. Одним из порученных ему заданий было охранять русских партизан. Стоя на страже, Эрнст делился с ними сигаретами, а позднее и вовсе отпустил, сжалившись над заключенными. Опасаясь за свои жизни, партизаны убивают его, несмотря на проявленное им милосердие к представителям вражеской армии. Таким образом, гуманизму есть место на войне: Эрнст Гербер, идя поперек приказа начальства, отпускает пленных партизан, тем самым спасая им жизни, а они отвечают ему черной неблагодарностью, потому что того требует военная целесообразность. Все мечты Эрнста о мире и добрые намерения в условиях борьбы пропали даром.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже поднимается эта проблема. Во время захвата Белогорской крепости бандой мятежников люди были поставлены перед выбором: присягнуть Пугачеву, предав свои принципы, или пойти на казнь, сохранив верность себе. Многие погибли. Но когда очередь дошла до Петра Гринева, его слуга припомнил, что барин некоторое время назад спас Пугачева от холода, одолжив ему свой старый заячий тулуп. В ответ самозванец помиловал Петра и отпустил. Гринев и Савельич внушили ему уважение, да и добро Емельян помнил. Несмотря на то, что Гринев так и не присягнул Пугачеву на верность, бунтовщик уважительно относился к нему и не раз выручал его. Например, Пугачев по просьбе Петра освободил от предателя Швабрина дочь коменданта крепости, пресек издевательства над ней. Таким образом, гуманизму есть место на войне, как и уважению к чести и достоинству. Человек может испытывать подобные чувства даже к «врагу».

Дезмонд и Фрэнсис Досс «По соображениям совести». В книге Дезмонда и Фрэнсис Досс «По соображениям совести» описывается битва за Окинаву, которая проходила во время Первой Мировой войны. Дезмонд Досс, поступив на службу в армию, отказывается брать в руки оружие. По его мнению, это недопустимо. За это он даже подвергается военному суду, но доказывает свою позицию. В конце концов, молодому солдату позволяют служить, не используя оружие, и он становится санитаром. Позднее, во время самой битвы, он вытаскивает с поля боя множество раненых. А ночью, когда бой был окончен, он, рискуя жизнью, поднялся на возвышенность, где располагались позиции японской армии, и спускал один оттуда раненых: как своих товарищей, так и японцев. Таким образом, на войне есть место гуманизму. Больных и страждущих не делят на «своих» и «чужих», все они достойны медицинской помощи и гуманного отношения, что и доказал Дезмонд Досс.

М.А. Шолохов «Тихий Дон». В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описывается множество судеб людей и то, как они сложились во время войны. Бывшие друзья и даже родственники начинают убивать друг друга и мстить за убийства в ответ. Например, Мишка Кошевой в порыве революционного пыла убивает деда Гришаку, беспомощного старика. Узнав об этом, Митька Коршунов, которого война сильно ожесточила и озлобила, без угрызений совести убивает все семью Кошевых, не щадя никого и даже получая наслаждение и удовлетворение от сделанного. Он напал на женщин и детей, которые никак не могли себя защитить. Получается, от конфликтов солдат больше всего страдало мирное население, которое вообще не было причастно к войне. Этот пример показывает, что во время войны нет места гуманизму. Она, наоборот, разжигает у людей ненависть друг к другу, обостряет старые конфликты и подталкивает всех участников к необдуманным и жестоким поступкам.

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Во время Первой Мировой войны — именно этот исторический период описывает М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» — произошло много ужасных событий. Борьба за чужие интересы, изматывающая и бесконечная, сделала людей жестокими и беспощадными: они грабили, убивали без необходимости, насиловали женщин, утратив всякую человечность. Григорий Мелехов — один из главных героев романа-эпопеи — не поддался всеобщему безумию и неоднократно жалел, что вообще взял в руки оружие. Он был единственным человеком, не участвующим в коллективном изнасиловании поварихи в военной части. А все остальные мужчины не видели в этом ужасном преступлении ничего криминального. Они уже привыкли делать кое-что похуже, так что их совесть уже не восставала против агрессии. Но вот Григорий Мелехов осознал, как бессмысленна сама война и сопутствующие ей злодеяния. Он проявляет отзывчивость и даже пробует защитить девушку от надругательства, но остается в меньшинстве. Увы, гуманизм на войне — это исключение, а вовсе не правило.

«Сказание о Борисе и Глебе». На Руси долгое время были распространены междоусобные войны, брат шел на брата ради завоевания территорий и присвоения большей власти. После смерти князя Владимира один из его сыновей — Святополк — решает захватить власть, но так как он третий по старшинству среди всех братьев, ему приходится устранить соперников. Святополк отправляет убийц к старшим братьям, Борису и Глебу, а те отказываются воевать против родного брата и развязывать еще одну междоусобную войну на Руси, в результате чего оба погибают. И Борис, и Глеб в православной вере были признаны святыми. Это ли не форма проявления гуманизма? Любовь к родине и брату заставила их не брать в руки оружие, даже ради самообороны. Этот пример заставляет задуматься о том, что добродетели в борьбе есть место, но какова ее цена? Далеко не каждый готов ее заплатить.

Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». В романе «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн описывает историю дружбы сына коменданта концентрационного лагеря и мальчика-заключенного. Автор очень ярко описывает, какое отношение было к людям в подобных лагерях. Их избивали за малейшую провинность, морили голодом, всячески заставляли страдать. В романе автор ставит ситуацию таким образом, что комендант лагеря познает, каково это, когда в газовой камере погибает его собственный ребенок Бруно, по случайному стечению обстоятельств оказавшийся там вместе с заключенными евреями. Ребенок, от которого скрывали неудобную правду, играет с товарищем тем, где должно произойти массовое убийство. Мальчики погибают вместе, держась за руки. Таким образом, само наличие концентрационных лагерей, все ужасы, которые там происходят, совершенно опровергают какое-либо проявление гуманизма в военное время. Борьба уничтожает всех, даже тех, кто стоит в стороне и не участвует в конфликте.

Эрих Мария Ремарк «Искра жизни». В романе «Искра жизни» Эрих Мария Ремарк описывает пребывание заключенных в концентрационном лагере, среди них оказывается и 509-й, он провел в лагерях уже более 10 лет. Каждый день пленников отправляют на работы, они строят, разгребают завалы после бомбежек — занимаются тем, что медленно, но верно убивает и калечит голодных, уставших, больных работников. Их постоянно морят голодом, избивают, изнуряют работой. Кроме того, в лагерь регулярно приезжает доктор из ближайший деревни, который ищет себе подопытных для экспериментов среди полумертвых заключенных. Особенно драматична участь женщин, которых используют в сексуальном рабстве и превращают в калек. Этот пример показывает, что гуманизму нет места на войне. От политических конфликтов страдают простые люди, даже после того, как они сдаются, их мучают и насилуют, эксплуатируют и убивают. Само понятие войны противоречит добродетели и нравственности, ведь в этом процессе оправдывается самый тяжкий грех — убийство.

Томас Кенилли «Список Шиндлера». В романе «Список Шиндлера» Томас Кенилли описывает события, произошедшие во время Второй Мировой войны, когда нацисты совершали массовые убийства евреев и устраивали на них гонения. Оскар Шиндлер — предприниматель, приехавший в Краков с желанием открыть бизнес, заработав благодаря дешевой рабочей силе, и бесплатно приобрести жилье. Однако его взгляды на жизнь кардинально меняются, когда он становится свидетелем жестокого убийства нескольких евреев. В недавно приобретенном заводе эмалированной посуды, на который у Шиндлера были далеко не благородные планы, он организовывает работу для огромного количества евреев, занося их в свой список и тем самым спасая от виселиц и газовых камер. Таким образом, гуманизму есть место на войне. Более того, милосердие и человеколюбие могут проснуться даже у человека, который, казалось бы, никогда даже близко не обладал такими качествами.

Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен». В романе «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк пишет о нескольких молодых людях, среди них и Пауль Боймер. Во время одного из наступлений он оказался в воронке из-под взрыва бомбы вместе с полумертвым вражеским солдатом. Пауль не только не стал добивать его, но и остался вместе с ним, провожая бойца в последний путь. Он поил раненого водой, перевязывал его раны и всячески пытался морально поддержать обреченного на смерть. Пауль победил в себе жестокость и агрессию, он остался человеком, несмотря на бесчеловечные условия. Таким образом, Пауль Боймер проявил гуманизм по отношению к вражескому солдату. Даже в критической ситуации, находясь в постоянной смертельной опасности, он не оставил раненого, ухаживал за ним.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ