Готовый анализ стихотворения Гавриила Романовича Державина «Властителям и судиям» для урока по литературе 9 класс тема, жанр, история создания, композиция, идея. Проверенный анализ по плану в кратком содержании для девятиклассника на оценку 5.
Анализ Властителям и судиям
Уже по заглавию стиха, понятно, к кому Гавриил Романович Державин обращает свои обличительные слова – к властителям и судьям, которые названы земными богами ещё вначале произведения, потому что богами в древние времена Израиля назывались судьи, так как они своим правом судить и властвовать, уподоблялись верховному судье и властелину всего мира – Богу.
В стихе показано, какими были начальствующие иудейские судьи, жившие в ветхозаветные времена до нашей эры. За то, что они, поступали неправедно и противозаконно, вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, поэт их обличает и исторически представляет уровень их аморального падения.
Завершение строгих поэтических речей знаменуется приговором, предрекающим падение и смерть отступников, и воплем к Богу о том, чтобы он воцарил справедливость на землю и прекратил беззакония многих.
Данное стихотворение было основано поэтом на восемьдесят первом псалме священного писания ветхого завета, где судьи, за своё отступление от истины, подверглись Божьему суду. В картине безнравственности власть имеющих людей, автор предоставил читателем судить не только о том времени, в котором происходили эти события, но и о всяком другом времени, когда за власть брались недостойные люди.
То, что Бог, превыше всякой власти, начальства и суда и то, что Он заботится о государственном устройстве каждой страны, нельзя не заметить в произведении, если внимательно к нему отнестись. Ведь в самом деле, власть создана самим Богом, для поддержания порядка на земле. И как не кто другой, Он более всех заботится о том, чтобы управление государства каждой страны, происходило правильным и законным образом.
Мораль этого произведения такова, что за каждый неправильный проступок, человек будет отвечать перед Богом в день суда, что не вечно злу занимать победное положение, что рано или поздно добро всегда восторжествует!
2 пример анализа стихотворения
История создания
Работу над созданием своего произведения Державин завершил в 1780 году. Его творение было напечатано в газете «Санкт-Петербургский Вестник».
Известно, что Державин прославился не только в роли поэта, но и в чине государственного деятеля. Несколько лет подряд Гавриил Романович занимал самые почётные должности. Именно благодаря государственной службе Державин увидел все недостатки управленческой системы в Российской империи. Он неоднократно выступал против коррупции и даже был уволен с одного поста за излишнее рвение в данном вопросе. Эта ситуация подробнее описана в публикации «Интересные факты о Державине».
В период своей работы Державин осознал острую необходимость больших перемен в стране. Эту мысль автор отобразил в произведении «Властителям и судиям». Окружение и даже сама императрица восприняли произведение Гавриила Романовича как некий призыв к революции. Строки произведения лишены резких высказываний по поводу свержения сложившегося строя в стране. Автор лишь высказал ту горечь, которая накопилась у него в душе, в связи с царящей несправедливостью.
Несмотря на лояльность по отношению к власти, Державин видел ее изъяны и старался исправить положение. Однако многие чиновники хотели лишь числиться на рабочем месте, а не работать над решением проблем.
Жанр, размер, направление
Произведение Гавриила Романовича «Властителям и судиям» относится к жанру оды. Державин сам назвал свою оду «гневной». Знакомясь с произведением, читатель понимает, что в нем содержатся признаки духовной оды, ведь за основы был взят библейский сюжет. Также можно заметить в тексте черты филиппики — древнегреческого жанра, в рамках которого поэт обличал оппонентов. Литературный размер — четырехстопный ямб. В произведении использована перекрестная рифма, что придаёт ему особую мелодичность и выразительность.
Гавриил Державин творил в направлении «классицизм». Это видно невооруженным глазом, ведь тяжеловесность и монументальность слога свойственны именно этому периоду развития русской литературы. Читатель замечает устаревшие слова и формы слов, даже грамматическое строение предложений выглядит архаичным. Творчеству той культурной эпохи присущи пафос, яркая гражданская позиция, отсылки к библейским сюжетам и мотивам.
Композиция
Стихотворение «Властителям и судиям» имеет единую структуру. Оду нельзя разделить на отдельные части. Тему своего произведения Державин развивает постепенно. Все произведение пронизано одной и той же мыслью. Поэт возмущён бездеятельностью и продажностью чиновников. Он считает, что в стране необходимы кардинальные изменения. В начале произведения Гавриил Романович высказывает свое мнение по поводу справедливого общественного устройства. По мнению поэта, представители власти обязаны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Однако, к сожалению, чиновники обеспокоены лишь собственными интересами. Державин утверждает, что такая бесчеловечность со стороны власти не может остаться безнаказанной. Интересно, что поэт начинает свое повествования с описания страшного суда: «Восстал всевышний бог, да судит». А в финале он все еще призывает Бога восстать: «Приди, суди, карай лукавых». Сначала он создал ощущение напряжения, будто суд уже идет, а потом отдалил эту перспективу, напомнив людям о том, что они смертны и во всем подвластны Богу.
Образы и символы
Центральное место в произведении «Властителям и судиям» занимает образ чиновников. Автор отобразил произвол бюрократов — людей, абсолютно равнодушных к проблемам общества. Поэт иронично нарекает их «земными богами». Но они ограничены своим мелким себялюбием, ведь обеспокоены лишь собственным благополучием. К сожалению, чиновники забыли о своих прямых обязанностях по отношению к народу и стране. Бюрократы выступают в качестве настоящих «вредителей», тормозящих развитие общества. Их долг — «спасать от бед невинных; от сильных защищать бессильных», но они закрывают глаза на чужие беды: «Покрыты мздою очеса». Это означает, что корысть ослепляет их.
В результате их деятельности свобода становится похожей на своеволие. Характерными чертами чиновников являются тщеславие, властолюбие, цинизм, алчность. В своём произведении Гавриил Романович пытается направить их на правильный путь и убедить их поступать по законам совести. Ведь они — люди смертные, божьего суда им не избежать. И он уровняет всех людей: Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. Лирический герой не отделяет себя от чиновников. По его мнению, все люди падки на соблазны, все имеют изъяны. Однако кто-то борется с собой и помнит о божественном правосудии, а кто-то забывает о морали и своем долге. Образ Бога неотделим от правосудия. Поэт призывает его стать единым царем Земли, то есть выражает стремление к справедливости и добродетели. По его мнению, только такой закон должен управлять людьми.
Темы, проблемы, настроение
Центральное место в стихотворении «Властителям и судиям» занимает тема правосудия. Автор призывает Бога судить «лукавых» и прекратить произвол. Он перечисляет, что конкретно нужно исправить, и обличает тех, кто в ответе за злодеяние. Поэт напоминает, что всех нас на том свете ждет суд, которого не избежать, который не подкупить. Не менее важна тема смерти. Автор связывает с ее наступление надежду на божественную справедливость. Для людей смерть — уравнивающее начало, которое ставит на одну чашу раба и господина. Поэтому важно жить достойно — смерть все равно расставит все по своим местам, каждому воздастся за содеянное.
Основная проблема стихотворения «Властителям и судиям» — произвол чиновников и других государственных деятелей. Автор утверждает, что бюрократы, пользуясь своим правом на власть, приносят вред народу и стране, потому что не выполняют свои прямые обязанности и проявляют равнодушие к проблемам людей. Таким людям свойственны чрезмерная алчность, гордыня, подлость, властолюбие. Представители власти не способны понять проблемы окружающих, ведь собственное благополучие для них превыше всего. Чиновники не желают оказывать помощь простым людям. Их безразличие к народу — еще одна проблема, поставленная в тексте.
Автор ставит проблему земной власти и заявляет о том, что только Бог может осуществить правосудие и решать, как нам поступать. Его власть — главная, поэтому мы должны жить по его законам — правилам морали и добродетели. Державин обращается к «земным богам» с надеждой на то, что они поменяют свое отношение к простому народу и начнут действовать честно и законно. В финале произведения Гавриил Романович заявляет, что совершить справедливый суд над людьми может только Всевышний.
Основная идея
Лишь мораль должна претендовать на абсолютную власть — такова главная мысль стихотворения «Властителям и судиям». Именно поэтому оно так не понравилось царице и ее окружению. Автор настаивает на том, что только Божий закон имеет значение в жизни людей. Так что произвол чиновников греховен по своей природе. За него они будут отвечать перед Богом. В стихотворении Гавриил Романович резко критикует бездействие и полное равнодушие представителей власти. Державин не понимает, как чиновники могут быть такими безразличными к бедам людей. Поэт пытается предупредить бюрократов о том, что за подобное равнодушие к людям их ждёт ответственность перед Божьим судом. Таков смысл стихотворения «Властителям и судиям».
Средства художественной выразительности
Для того чтобы донести до читателя основную мысль стихотворения, Гавриил Романович использовал в нем различные тропы, а именно эпитеты и сравнения. К эпитетам можно отнести следующие: «земные боги», «увядший лист», «последний раб» и другие. В оде можно встретить и сравнения (например, «как с древ увядший лист падет» и другие). Метафоры: «Несчастливым подать покров»; «Исторгнуть бедных из оков». Гиперболы: «Злодействы землю потрясают»; «Неправда зыблет небеса». Стоит отметить, что данные средства выразительности являются лишь вспомогательными средствами для отображения основной сути произведения. Главную роль в стихотворении играют славянизмы и атавизмы, благодаря которым ода приобретает особую торжественность.
3 пример анализа для 9 класса
История создания
Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи
Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Художественное своеобразие
Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему, В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеобразный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу «Рассуждениями о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он .подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве начиная с «Фелицы». Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, стихотворение «Властителям и судиям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст.
Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных…»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»
Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Значение произведения
Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций.
В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
4 пример
История создания
Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Тема
Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.
Композиция
Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье. Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.
Жанр
Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так её назвал сам автор. Также в нём есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст.
Выразительные средства
Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:
Эпитеты – “последний раб”
, “увядший лист”
, “земные боги”
.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”
, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”
.
Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
5 пример
Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой» , как сам назвал свое произведение автор. В этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех. Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги» , как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов. Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней: И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.
6 пример
1. Основная тема стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям» — это несправедливость правящих и имеющих власть «земных богов», которые нарушают права простых людей: «злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса». Вместо того, чтобы действовать по справедливости, они притесняют слабых и обездоленных, берут взятки и защищают «неправедных и злых».
2. Автор обращается к «властителям и судиям», взывая к их совести и справедливости, но они «не внемлют», «видят — и не знают». Он напоминает «земным богам», что они тоже смертны, им придётся нести ответ за свои дела перед «всевышним богом». Автор призывает к тому, чтобы на земле был «единый царь» и единый закон для всех.
3. Так как стихотворение является переложением 81-го псалма, его текст наполнен библейскими образами и лексикой, которые являются архаизмами: «во сонме их» (в их множестве), «доколе, доколь» (как долго), «рек» (говорил), «взирать» (смотреть), «не внемлют» (не слушают), «мзда» (взятка), «очеса» (глаза), «зыблет» (качает, колеблет).
7 пример
Искусство – это всегда отражение реальной жизни. Оно призвано если не решать проблемы, то обнаруживать их. Художник, ощущая потребность высказаться и быть услышанным, говорит о том, что важно, чтобы другие люди тоже задумались об этом.
Во второй половине 18 века поэты начинают обращаться к социальным и политическим темам, рассуждая о судьбе своей страны и о жизни простого народа в ней. Стихотворение Г. Державина «Властителям и судьям» – яркий тому пример. Главная мысль, проходящая красной нитью через все произведение, – это мысль о том, насколько несправедлива монархия.
Стихотворение начинается с описания будущего божьего суда. Цари – это «земные боги», у которых есть священный долг – нести справедливость, защищать слабых, помогать тем, кто нуждается в помощи. Другими словами, монархи должны править по высшим законам. Ведь испокон веков царь для простого человека в России – правитель, наделенный властью самим богом. На царя надеялись и верили ему, поскольку он не мог быть неправ, ведь его руками правит сам Всевышний. Вторая и третья строфы стихотворения посвящены размышлениям Державина о долге, лежащем на плечах правителей.
В четвертой же строфе автор с горечью восклицает: «Не внемлют! видят — и не знают!». Неравенство, бедственное положение простого народа, нищета, несправедливость и прочие «злодейства» и «неправда» — вот результаты правления «земных богов». Они забыли о своей высокой миссии. Это больше не божьи наместники на Земле. Они думают лишь о собственном благополучии, закрывая глаза на остальную Россию. И их неправедным делам должен прийти конец.
Державин признает, что монархия – это власть, что никто не может выступать «судьей» для нее. Никто, кроме самого бога. И однажды этот суд состоится, поскольку земные цари – все-таки люди. Их обуревают страсти, они слабы и даже смертны. Так же смертны, как все те «рабы», которыми они так жестоко и несправедливо правят. Державин понимает это и предсказывает, даже призывает к божьему правосудию: «Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!». Ведь иного способа спасти страну нет, как нет и царей, которые бы стали думать о Родине и о людях и управлять так, как это необходимо.
Эти строки, завершающие произведение, – прямой призыв для читающего и мыслящего населения России к революции и свержению монархического строя. Державин не скрывает своего гнева и горечи. Он прямо обвиняет и обличает власть – в лице правящей тогда Екатерины II. Поэтому публикации стихотворения добиться было непросто. Впрочем, Екатерина к оде отнеслась довольно снисходительно, поскольку вообще слыла прогрессивным человеком и даже поощряла смелые высказывания своих подданных. Поэтому «Властителям и судьям» не было подвергнуто цензуре и дошло до нас в неизмененном виде.
Краткий анализ
История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.
Вопросы и ответы властителям и судиям
№ 1. Объясните название оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям».
— Ода Г. Р. Державина называется «Властителям и судиям», потому что представляет собою обращение Бога и автора к земным богам – царям и тем, в чьих руках находится правосудие. Автор недоволен земными властителями, потому что они оказались равнодушны к бедам народа – находятся «во сонме», то есть во сне — бездействии, их «очеса» закрыты «мздой» — взятками, они остаются безучастными к тем, кто нуждается в их помощи: сиротам, вдовам, незаслуженно обвиняемым, несчастливым, бессильным, бедным.
№ 2. Сколько частей можно выделить в оде «Властителям и судиям»? О чем говорится в каждой части?
— В оде «Властителям и судиям» можно выделить 4 части: 1) (строфа № 1): ведение, обрисовка темы – появление Бога, упрекающего правителей в отсутствии правосудия («Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?»). 2) (строфы №№ 2 – 3): напоминание Бога «властителям и судиям» о том, что они должны делать, занимая свой высокий пост. 3) (строфы №№ 4 – 6): разочарование лирического героя в «сильных мира сего», лишение их божественного ореола (они так же, как и обычные люди, «страстны», «смертны»). 4) (строфа № 7): призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.
№ 3. Как изменяется настроение оды от первых строк к последним?
— В первых строках мы видим обращение Бога к правителям, которое звучит как отеческое наставление, напоминание о том, что нужно делать, чтобы быть истинным народным заступником. — С4-й строфы, когда начинает звучать гневный голос лирического героя, в предложениях появляется обилие восклицательных знаков: автор грозно предрекает гибель нечестивых властителей («И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»).
№ 4. Рассмотрите систему художественных образов: сколько групп в ней можно выделить? Охарактеризуйте каждую.
— В системе художественных образов оды «Властителям и судиям» можно выделить 4 группы: 1) Бог; 2) земные правители; принцип антитезы 3) лирический герой – автор (посредник между Богом и земными правителями); 4) простой народ – люди, которые ждут помощи от властителей и судей, но не получают ее.
№ 5. Охарактеризуйте художественное время оды.
— Художественное время оды двупланово: оно представлено настоящим временем (бездействие властителей) и будущим (время, когда неправедные правители будут наказаны).
№ 6. Рассмотрите изобразительно-выразительные средства языка оды (найдите эпитеты, метафоры, сравнения).
— Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»: — эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист. — метафоры: «исторгнуть бедных из оков» — освободить людей от оков нужды, бедности; «покрыты мздою очеса» — «властители и судии» не видят беззакония, потому что мзда (взятка) отняла у них способность замечать несправедливость; «злодействы землю потрясают»; «неправда зыблет небеса» (зыбить (устар., поэт.) – колыхать, колебать что-либо). — сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
№ 7. Охарактеризуйте особенности синтаксического построения оды.
— Синтаксический строй оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям» характеризуется следующими особенностями: — анафора (единоначатие строк): «Ваш долг…» (строки №№ 5 и 9), «Но вы…», «И вы…», «И вы…» (строки №№ 19, 21, 23), союз «И» (строки №№ 20, 21, 23, 26, 28); — однородные сказуемые в форме инфинитива («щадить», «сохранить», «не взирать», «не оставлять», «спасать», «подать», «защищать», «исторгнуть»), — сказуемые в форме глаголов настоящего времени («не внемлют», «видят», «не знают», «потрясают», «зыблет»), — сказуемые в форме кратких прилагательных («властны», «страстны», «смертны»). Таким образом, основную сюжетно-событийную нагрузку в оде несут сказуемые. — синтаксический параллелизм (одинаковая расстановка членов предложения в соседних строках («Злодействы землю потрясают, / Неправда зыблет небеса», «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»
№ 8. Какие устаревшие слова использует автор? С чем связано их употребление?
Автор использует устаревшие слова: «восстал», «сонм», «доколе», «не взирать», «исторгнуть», «не внемлют», «мзда», «очеса», «злодействы», «зыблет», «мнил», «с древ» (с деревьев), «раб». — Автор использует много устаревших высоких поэтических слов, что связано с гражданско-патриотической направленностью оды.
№ 9. Определите размер оды и способ рифмовки.
— Размер оды – ямб, способ рифмовки – перекрестная.
№ 10. Раскройте идею оды: что хотел сказать ею автор?
— По мнению автора, никто не останется безнаказанным: возмездие придет, и неправедные правители будут наказаны.
Текст стихотворения
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Смотрите также на сайте для 9 класса
Литература 9 класс входная контрольная работа варианты с ответами