Тренировочная работа 1 статград по русскому языку 11 класс в формате ЕГЭ 2025 года тренировочные варианты РЯ2410101, РЯ2410102 с ответами и сочинением для подготовки к экзамену. Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.
→ Варианты заданий: скачать
→ Ответы и проблемы: скачать
На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.
Решать варианты статград ЕГЭ 2025 по русскому языку
var_2410101_2410102_rus_ege2025Задания и ответы для 1 варианта
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
С высокого веркольского берега видно далеко-далеко: внизу зелёные травы поймы, жёлтый песок Пинеги, за каменистыми осыпями противоположного берега встают белые стены древнего Веркольского монастыря – в давние годы одного из крупнейших на Русском Севере средоточий культуры. А поверх всего – бесконечные зелёные и синие волны лесов. Но не только своей неповторимой природой замечателен архангельский Север.
Эта земля издавна была передним краем русской национальной активности; в течение нескольких веков шло освоение этих трудных, суровых краёв: здесь через северные порты – задолго до Петра – было прорублено «окно в Европу», отсюда русские отряды двигались по бескрайней нашей стране дальше на север и на восток. Ерофей Хабаров, Семён Дежнёв и многие другие отважные исследователи и первооткрыватели, <…> имена можно увидеть на карте нашей Родины, – сыны Архангелогородчины. Северный крестьянин, берущий своё начало от старинного новгородского корня, отличался особой настойчивостью и трудолюбием; закаляя свой дух в преодолении всех стихий природы, создавал прекрасную, полную мудрости и сокровенной силы народную поэзию, величественное деревянное зодчество.
Русский Север – это песенный и былинный край богатырей и тружеников, людей сурового душевного закала. В накопленный северным русским крестьянством опыт входят и события XIX века, когда началось на Севере усиленное промышленное развитие, и огненный, революционный взрыв, перенесённый в первые десятилетия XX века. Северный край жил одной жизнью со всей страной в трудовые предвоенные годы, в трагическую военную пору, перенёс бедствия послевоенных лет. (По В. М. Акимову)
Задание 1
Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение (союзное слово).
Задание 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) БЕРЕГ. Край земли около воды. Б. моря. Выйти из берегов (о реке: разлиться). 2) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. 3) ВЕК. Очень долгое время, вечность. Не век же тебя дожидаться. Целый век ждать писем. Век дома сидит. 4) КРАЙ. Страна, область. Тёплые края. В наших краях (у нас, в нашей местности). Из края в край (повсюду). 5) ТРУДОВОЙ. Приобретённый трудом. Трудовые деньги.
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Цель автора текста – обосновать гипотезу об исключительной роли Архангелогородчины в формировании русской государственности, поэтому текст относится к официально-деловому стилю речи. 2) Сформулированная во втором (2) абзаце текста мысль раскрывается и иллюстрируется в третьем (3) абзаце. 3) Наряду с общеупотребительными словами (высокий, карта, сила, деревянный) автор использует книжную лексику (бескрайней, сокровенной). 4) В тексте присутствуют характерные для разговорной речи грамматические особенности: употребление простых односоставных предложений (Но не только своей неповторимой природой замечателен архангельский Север), обособленных определений (задолго до Петра; сыны Архангелогородчины) и вводных слов. 5) Выразительность, яркость изложения достигается использованием метафор (волны лесов; душевного закала; революционный взрыв) и фразеологизмов (передним краем; берущий… начало).
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) сОгнутый
2) нЕдуг
3) кУхонный
4) дОнизу
5) обОдрит
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Увлечение спортом помогло мне определиться с выбором ЖИЗНЕННОГО пути. Перевернувшийся прицеп с сеном ПЕРЕГОРОДИЛ трассу. Огромные московские колокола всегда имели голоса ЗВУЧНЫЕ и приятные для слуха. В детстве я увлекался гимнастикой, фехтованием и КОНСКИМ спортом. На полу валялись ОБРЫВКИ газет, клочки тетрадных листов и обёрточной бумаги.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. На сцену поднялся похожий на героев русских сказок белокурый блондин с добродушным выражением лица, с неестественно ярким румянцем.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
(речь) менее БЫСТРА
до ПОЛУНОЧИ
он ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ
пачка МАКАРОН
более ПОЛТОРА метров
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) интелл..гентный, расст..лающийся (туман), (события) разв..вались
2) щ..тка, поч..тная (грамота), (рассказывать) ш..потом
3) г..ревать, насл..ждение, рест..врация
4) брош..ра, параш..тный, абаж..р
5) отр..слевой, об..ятельный, симп..тичный
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) с..митировать (голос), пред..стория, об..грать (противника)
2) под..ездная (аллея), об..явление, с..ёмочный (день)
3) ра..жать, бе..цветный, и..пещрённый (пометками)
4) пр..кратить, пр..мудрый, пр..творить (в жизнь)
5) под..гревать, р..зыскать, п..близости
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) женьшен..вый (чай), бел..зна
2) бревенч..тый (дом), нов..нький
3) неряшл..вый, затм..вать
4) клан..лся, масл..ная (краска)
5) француз..кий, матрос..кий
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выдерж..шь, колебл..мый
2) волну..щийся, (они) бор..тся
3) раскраш..нный, замеш..нный (в скандале)
4) (он) гон..тся (за зайцем), вытерп..вший (боль)
5) (мы) бормоч..м, пол..шь (грядки)
Задание 13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Дачи обыкновенно снимают ранней весной, а (НЕ)ГЛУБОКОЙ зимой. 2) На эстраде она казалась громоздкой и даже (НЕ)УКЛЮЖЕЙ. 3) Перпендикулярно к огромному окну с синими шторами стоял ничем (НЕ)ПОКРЫТЫЙ письменный стол. 4) Особенности правового положения некоммерческих организаций должны определяться законом о взаимном страховании, который пока (НЕ)ПРИНЯТ. 5) Перед ними был широкий ров, некогда наполненный водой, а теперь почти сплошь сухой: в замке (НЕ)ДОСТАВАЛО воды.
Задание 14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Весной здесь разрастались (В)ВЕРХ и (В)ШИРЬ гигантские лопухи с лиловыми черенками. 2) Все окрестные сады, (ВО)ВРЕМЯ напившиеся дождевой воды, поражают своей ухоженной, здоровой, (ИЗ)ДАЛЕКА заметной красотой. 3) (В)СВЯЗИ с утверждением Ходасевича о том, что в пейзажной лирике Бунина «для личности художника места не остаётся», обратим внимание на необычайную точность и в ТО(ЖЕ) время крайнюю экспрессивность эпитетов. 4) Философы, (В)ОТЛИЧИЕ от психологов, не обсуждают несчастье СТОЛЬ(ЖЕ) подробно, как счастье. 5) (НА)ВСТРЕЧУ нам лениво шёл, закинув голову, КТО(ТО) высокий.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Дует студё(1)ый ветер с Оки, редкие прохожие идут, путаясь в полах шуб и шерстя(2)ых пальто, а дóма тепло, рассыпается серебря(3)ым колокольчиком канарейка в клетке, на кухне ждёт чайник из костя(4)ого фарфора, изумрудное крыжове(5)ое варенье положе(6)о в хрустальную розетку, и на вяза(7)ой крючком кипенно-белой скатерти сияет золочё(8)ая ложечка.
Задание 16
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Стоял лёгкий морозец и солнце медленно садилось за островерхие белые вершины далёких гор. 2) В тот будний день серое небо стояло высоко и дождя не было. 3) Под окнами неспешно проезжали редкие машины и свет их фар отбрасывал тени на стены и потолок комнаты. 4) Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон. 5) На минеральные воды аристократы и богатые помещики приезжали не только оздоровиться но и развлечься.
Задание 17
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Старый фонарь утопал (1) в унизанных огненно-золотой листвой (2) ветках клёна (3) изнутри сиянием своим усиливая роскошь листьев (4) и (5) освещая дорогу (6) засыпанную праздничным слоем ночного листопада.
Задание 18
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Молодой человек показал мне книжку карманного формата. «Том Вулф» – прочёл я на обложке. – «Новая журналистика»? – вспомнил я. Молодой человек довольно закивал курчавой головой. Наверняка (1) его обрадовало, что я знаю этого писателя и не получилось неловкости. – Я не читал. У нас его (2) по-моему (3) не переводили. Это хорошо? – Мне очень нравится. Интересно читать. Не то что Барта или Кувера. – Он вдруг смутился: – Простите, вы (4) может быть (5) любите этих писателей? – Может (6) и любил бы, если б знал. Это авангардисты? – Да, да!.. Возможно (7) замечательные писатели, но (8) точно (9) не для меня. (По Ю. М. Нагибину)
Задание 19
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда Каширин был молод (1) он поочерёдно разъезжал по знакомым (2) которые ютились в ближайших к Петербургу дачных местностях (3) и у которых он гостил по нескольку дней.
Задание 20
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Квартира была снята на год (1) и (2) хотя по вечерам я всё ещё находил её мрачной (3) и вечера тянулись дольше желаемого (4) но я привык к своему меланхолическому душевному состоянию (5) и покорно принимался за кофе (6) который в ту пору моей жизни поглощал галлонами.
Задание 21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Природа одарила китообразных прекрасной лужёной глоткой. (2)Наука определила, что дыхало китообразных имеет особое, весьма сложное строение. (3)Устройство это недвусмысленно ориентировано на производство звуков. (4)Наилучшей голосистостью отличается белуха, вид зубатых китов из семейства нарваловых, и у неё же учёные обнаружили наиболее совершенное устройство глотки. (5)Недаром англичане зовут белуху «морской канарейкой», жители Русского Севера используют выражение «реветь белухой». (6)Ещё в 1820-х годах полярный исследователь Парри писал о резких и звонких криках белух, слышимых сквозь дно шлюпки через толщу воды в несколько футов. (7)У белухи, по утверждению советского учёного Владыкова, выполняют функции голосовых связок нижние края вдающихся в просветы гортани черпаловидных хрящей. (8)Перепонка, выстилая заднюю стенку гортани белух, образует множество продольных складок. (9)По обеим сторонам надгортанного хряща есть своеобразные карманы, они разделены на ряд мешочков и соответствуют по своему положению желудочкам гортани других млекопитающих.
Задание 22
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) А за стенкою альт колдует – Это с нами великий Бах. (А. А. Ахматова) Б) И гул, и брань, и разговор, И смех, и струнный перебор. (Д. С. Самойлов) В) Крутой раствор особого цемента Рассчитан был на тысячи веков. (А. Т. Твардовский) Г) Белый аист московский на белое небо взлетел, чёрный аист московский на чёрную землю спустился. (Б. Ш. Окуджава) Д) Вьётся в топке пламень белый, Белый-белый, будто снег. (Н. М. Рубцов)
Задание 23
Какие из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчику был симпатичен Соболь. 2) Никто из коллектива редакции не решался предложить свою помощь автору талантливого рассказа из-за разницы в возрасте. 3) Корректор работал с рукописью рассказа всю ночь. 4) Соболь узнал о корректуре своего произведения, увидев его уже в газете. 5) Соболь упрекнул Благова в том, что тот мог бы начать работать с его рукописями раньше.
Задание 24
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 7 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 6. 2) В предложениях 12–14 представлено рассуждение. 3) Предложения 33, 34 поясняют, раскрывают содержание предложения 32. 4) Предложение 55 противопоставлено по содержанию предложению 56. 5) Предложения 71–73 содержат оценочные суждения.
Задание 25
Из предложений 60–65 выпишите один фразеологизм.
Задание 26
Среди предложений 35–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения( ий).
Задание 27
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Объём сочинения – не менее 150 слов.
Задания и ответы для 2 варианта
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Объяснить феномен интереса к творчеству Э. Т. А. Гофмана только тем, что Достоевский когда-то назвал «всемирной отзывчивостью» русской литературы, едва ли достаточно. Художественное сознание Гофмана оказалось удивительно созвучным русской литературе на разных этапах её развития. В культурную традицию России он входил разными сторонами своего художественного мира. Более всего привлекало свойственное ему чувство фантастичности, заложенной как в основе бытия, так и в проявлениях обыкновенной жизни. Тема «Гофман – Булгаков» – особая страница русской гофманианы. Типологическая близость между обоими художниками настолько очевидна, что не нуждается в подробных доказательствах. Оба – певцы города.
Обоим свойственно чувство изначальной двойственности мира, вкус к предметной вещественности, сочетаемой с интересом к универсальным – бытийным – проблемам. Оба чутко реагировали на пестроту жизни, оборачивающейся к наблюдателю то трагедийной, то комической или даже фарсовой стороной. Сатирический гротеск и фантастика – художественные принципы Гофмана – были и излюбленными средствами булгаковской прозы, начиная от «Дьяволиады» и «Роковых яиц» и кончая «Мастером и Маргаритой». Широко известен эпизод, когда Булгаков «узнал» описание собственной творческой манеры в статье, посвящённой Гофману. Более того, <…> статья утвердила Булгакова в правоте собственной эстетики. В письме к жене от 6–7 августа 1938 года он писал: «Я случайно напал на статью о фантастике Гофмана. Я берегу её для тебя, зная, что она поразит тебя так же, как и меня. Я прав в “Мастере и Маргарите”! Ты понимаешь, чего стоит это сознание – я прав!» (По А. Б. Ботниковой)
1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) НАЗВАТЬ. Произнести имя, название кого-чего-нибудь; сказав, объявить. Н. имена кандидатов. Н. победителя. 2) ЭТАП. (спец.) Отрезок дистанции в спортивных соревнованиях. Последний э. эстафеты. 3) ТЕМА. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 4) РЕАГИРОВАТЬ. Отзываться каким-нибудь образом на воздействие извне. Глаз реагирует на свет. Ребёнок реагирует на голос матери. 5) ЭПИЗОД. Случай, происшествие. Эпизоды из жизни. Интересный э.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Объективность изложения информации, которая проявляется во включении в текст реальных имён, цифр, цитат, и актуальность рассматриваемой проблемы позволяют отнести текст к официально деловому стилю речи. 2) Жанр текста – частное письмо, о чём говорит использование готовых словесных формул (на этапах…развития, не нуждается в… доказательствах, широко известен). 3) Характерными для научного стиля речи особенностями текста является употребление терминов (сатирический гротеск, фантастика, эстетика) и книжной лексики (феномен, бытие, изначальный). 4) Синтаксис текста характеризуется использованием простых предложений, осложнённых обособленными членами, и сложных предложений. 5) Использование метафор (художественное сознание… оказалось… созвучным… литературе; пестрота жизни) и эпитета (излюбленными средствами) способствует образности изложения.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) лОктей 2) нанЯвшийся 3) обнЯлась 4) дОверху 5) слИвовый.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Служба отнимала у Сологуба много времени и заставляла ОГРАНИЧИВАТЬ себя в развлечениях. Несколько лет назад фруктовые сады Подмосковья пострадали от ЖЕСТОКОГО мороза. Активную ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКУЮ деятельность Эдисон развил в период Первой мировой войны. Я же забыл представиться, вот НЕВЕЖА: моё имя Леон Этингер, я оперный певец. Как добрый товарищ, Пушкин никогда не уклонялся от участия в каких бы то ни было ребяческих ПОДЕЛКАХ лицеистов.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выяснится, что возник дискуссионный спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении данных фактов без рассмотрения.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. несколько АБЗАЦЕВ в ПОЛУМЕТРЕ от дороги дожить до ДЕВЯНОСТО лет густые СОУСЫ справились благодаря ЕЙ.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пров..ниться, необ..таемый (остров), проб..раться (перелесками) 2) овл..девать (знаниями), ср..внять (счёт), к..мпонент 3) ут..желить, см..тенье (чувств), выгл..деть (хорошо) 4) прив..легия, стад..он, соч..таться (браком) 5) акц..онерный, ц..клон, ц..ганский.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) раз..грать, об..ск, сверх..нтересный 2) необ..яснимый, под..ехать, с..ёмка 3) р..списной (потолок), пр..образ (героя), об..зреватель 4) гостепр..имство, непр..ступная (высота), пр..обрести 5) обе..цвеченный, ди..пропорция, не..балансированность.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) заботл..вый, развал..ны (дворца) 2) продл..вать, обезоруж..вающий 3) дымч..тый (кот), сначал.. 4) карандаш..к, рыж..ватый 5) разнос..ик, видеодат..ик.
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) зате..нный (спор), жал..щая (крапива) 2) выгор..вший, огранич..вший 3) скач..щий, (они) дыш..т 4) загон..шь, подрумян..вшийся 5) (ветер) разве..т (тучи), бор..мся.
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Шли годы, а мечта побывать на маяке оставалась (НЕ)СБЫВШЕЙСЯ. 2) Хотя свет луны был (НЕ)СИЛЬНЕЕ фонарика, он ложился всюду поровну, поэтому идти по лесу стало намного легче. 3) В заткнутые кусками ветоши окошки землянки всё утро прорывался (НЕ)УГОМОННЫЙ птичий щебет. 4) Эта книга была бы далеко (НЕ)ПОЛНА, если бы я не рассказал о судьбе отца хотя бы на нескольких страницах. 5) Я растерялся, (НЕ)ЗНАЯ, здороваться с ним или нет.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов. 1) (ОСТРО)КРЫЛЫЕ и (БЕЛО)ГРУДЫЕ ласточки то стрелами вонзались в небесную синь, то вдруг падали вниз и грудью гладили землю. 2) ВООБЩЕ(ТО) грибы здесь можно собирать круглый год: и в январе в защищённых местах растёт зимний гриб – маленький, тонкий, (КОРИЧНЕВАТО)КРЕМОВЫЙ. 3) Высокий вестибюль здания с просторными, во всю стену, просветами был полон солнца, (ПО)СЕНТЯБРЬСКИ сухого, КАК(БУДТО) напитанного терпким дыханием осенней листвы. 4) На треугольном лице отточенными буравчиками сияли (ЗОЛОТИСТО)СЕРЫЕ глаза, клочковатая седая бородка (ПО)БОЕВОМУ торчала вперёд. 5) И было ТИХО(ТИХО); не стрекотали кузнечики, не пели сверчки, только внизу, как отдалённый (ЖЕЛЕЗНО)ДОРОЖНЫЙ переезд, всё грохотала Алмаатинка.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Я вспомнил нашу арбатскую гости(1)ую, которая была перегороже(2)а дубовым буфетом с выреза(3)ыми на дверцах гроздьями винограда, никелирова(4)ые шары на спинке материнской кровати, стари(5)ые шёлковые обои с розами и крупным жасмином, купле(6)ый на Смоленском рынке абажур с дли(7)ыми кистями, висевший на кручё(8)ом шнуре над столом.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Дворец отгорожен от леса высокой древней стеной. 2) Художник изобразил несколько прозрачных подёрнутых зеленью деревьев и то ли просеку то ли аллею. 3) Жирный барсук бегает очень медленно и его легко догнать человеку. 4) Долго бежала вдоль склона хребта олениха по свежим не схваченным крепким морозом следам. 5) Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Огромный старый клён (1) возвышавшийся над всей южной частью сада (2) и ставший теперь ещё больше и свежее (3) покрылся узором (4) зеленеющей юностью листвы.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я лёг в постель, но долго не мог заснуть. Я думал, что, когда Мастер вырастет, он, как Попов, изобретёт что-нибудь великое. Правда (1) всё самое необходимое (2) кажется (3) уже изобретено. Но (4) кое-что (5) конечно (6) осталось и для Мастера. Вот (7) например (8) ракета для полётов на Луну. Или такой аппарат, который смог бы за какие-нибудь два-три часа вдолбить в голову знания за всю школу. Сколько бы тогда было сэкономлено времени! В общем (9) Мастеру будет над чем подумать. (по А. Г. Алексину)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Она поняла со всей ясностью (1) что случилось именно то (2) о чём утром говорило предчувствие (3) и (4) что она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Встреча задела Николая не так сильно (1) как он предполагал (2) и (3) как это случалось прежде (4) но (5) когда на следующее утро всё представилось ему в новом свете (6) то от вечернего душевного подъёма не осталось и следа.
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Талант Соболя заключался в том, что он создавал произведения сразу начисто, без последующей правки. 2) Служивший в редакции «Моряка» корректор выделялся из коллектива внешним видом и темпераментом. 3) Благов пришёл к рассказчику и предложил свои услуги, надеясь получить оплату за сверхурочный труд. 4) Рассказчик был изумлён преображением текста с помощью нотных знаков. 5) Ворвавшийся в редакцию газеты Соболь производил пугающее впечатление.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 3 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 2. 2) В предложениях 9–11 представлено описание. 3) Предложения 17–19 поясняют, раскрывают содержание предложения 16. 4) Предложение 35 противопоставлено по содержанию предложению 36. 5) В предложениях 58, 59 содержится повествование.
25. Из предложений 8–12 выпишите один фразеологизм .
26. Среди предложений 4–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(-ы) слов(-а) и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Текст для заданий 23-27
(1)Зимой 1921 года я работал секретарём в газете «Моряк». (2)В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Олеша и Ильф. (3)Из старых, опытных часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь – милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек. (4)Однажды Соболь принёс в газету свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. (5)Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. (6)Предложить Соболю исправить его никто не решался.
(7)В этом отношении Соболь был неумолим – и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес. (8)Мы сидели и думали: что делать? (9)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина. (10)Это был неразговорчивый человек. (11)Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодёжью нашей редакции. (12)Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть её ещё раз. (13)Поздним вечером (было не больше десяти часов, но город, погружённый в темноту, пустел уже в сумерки, и только ветер злорадно выл на перекрёстках) кто-то постучал в дверь магазина.
(14)За дверью стоял Благов. – (15)Вот что, – сказал старый корректор. – (16)Я всё думаю об этом рассказе Соболя. (17)Талантливая вещь. (18)Нельзя, чтобы она пропала. (19)У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы. – (20)Что же поделаешь! – ответил я. – (21)Дайте мне рукопись. (22)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (23)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. – (24)Что значит «пройдус»? – спросил я. – (25)»Пройтись» – это значит выправить. – (26)Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова. – (27)А что же вы сделаете? – (28)А вот увидите. (29)В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. (30)Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. (31)Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился. (32)Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой свечи.
(33)Золотые полоски вились по ней спиралью. (34)Он зажёг этот огарок,поставил его на ящик, сел на мой потрёпанный чемодан и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руке. (35)Благов кончил работу над рукописью только к утру. (36)Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто. (37)Я прочёл рассказ и онемел. (38)Это была прозрачная, литая проза. (39)Всё стало выпуклым, ясным. (40)От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (41)При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. (42)Я посмотрел на Благова. (43)Он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался. – (44)Это чудо! – сказал я. – (45)Как вы это сделали? – (46)Да просто расставил правильно все знаки препинания. (47)У Соболя с ними форменный кавардак. (48)Особенно тщательно я расставил точки. (49)И абзацы. (50)Это великая вещь, милый мой. (51)Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
(52)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. (53)Знаки препинания – это как нотные знаки. (54)Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (55)Рассказ был напечатан. (56)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. (57)Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрёпаны, а глаза горели непонятным огнём. – (58)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. (59)Пыль, как извержение, взлетела над столом. – (60)Никто не трогал, – ответил я. – (61)Можете проверить текст. – (62)Ложь! – крикнул Соболь. – (63)Брехня!
(64)Я всё равно узнаю, кто трогал! (65)Запахло скандалом. (66)Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты. (67)Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом: – Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. (68)По своей обязанности корректора. (69)Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его. – (70)Спасибо! – сказал взволнованно Соболь. – (71)Вы дали мне чудесный урок. (72)Но только жалко, что так поздно. (73)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам. (74)После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная вовремя.
По К.Г. Паустовскому. Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист.
Сочинение по тексту
Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня? Над этим вопросом предлагает задуматься К.Г. Паустовский. Автор убеждён в том, что для создания шедевра писателю следует с пристальным вниманием отнестись к каждой детали, тщательно отредактировать труд, сделать написанное ясным для читателя.
К.Г. Паустовский доказывает мысль о необходимости пристальной работы над художественным произведением, рассказывая историю талантливого писателя Андрея Соболя. Однажды тот принёс в редакцию газеты «интересный по теме и, безусловно, талантливый», но «раздёрганный, спутанный» рассказ. Редакторы после прочтения произведения смутились, потому что поняли: «печатать его в таком небрежном виде было нельзя». Становится ясно, что, несмотря на интересную задумку, литераторы не захотели печатать рассказ из-за неаккуратного оформления.
Далее автор описывает изменения, которые произошли с рассказом после тщательной редактуры старым корректором Благовым. Всю ночь напролёт он расставлял знаки препинания, особое внимание уделив точкам и абзацам. Благодаря его стараниям небрежная рукопись превратилась в «прозрачную, литую прозу», а «от прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени». Не выбросив и не прибавив ни одного слова к сочинению Соболя, корректор смог преобразить написанное, и сам автор рассказа, не терпящий вмешательств редакторов, остался доволен изменениями и назвал их настоящим чудом. Читатель понимает, что оформление и тщательное редактирование текста важны не менее, чем интересная задумка.
Второй пример противоположен по смыслу первому: если вначале читать рассказ с увлекательным сюжетом было затруднительно из-за авторской небрежности, то впоследствии, после скрупулёзной редактуры, произведение стало понятным для читателей, обрело новое звучание.
Я разделяю мнение Паустовского и считаю, что для создания шедевра необходимо не только наличие таланта, но и усердный труд. Так, А.П. Чехов, автор знаменитого афоризма «Краткость — сестра таланта», советовал начинающим читателям выбрасывать лишнее, «очищать» фразы от клише и шероховатостей, заботиться о музыкальности прозы. Всё это — кропотливая работа, требующая терпения и усидчивости, внимания к каждому слову.
Таким образом, труд писателя — это тяжёлая работа, ведь при создании художественного произведения важно проработать каждую деталь. По-настоящему гениальные книги созданы творцами, сочетающими талант и умение создать увлекательный сюжет с дисциплинированностью и скрупулёзным редактированием написанного.
Смотрите также на сайте ЕГЭ по русскому языку
18 сентября Пробник ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс 2 варианта с ответами