Сборник готовых аргументов ко всем темам итогового декабрьского сочинения 2023-2024 учебный год по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ по всем разделам и направлениям ФИПИ. Дата проведения сочинения 6 декабря 2023 года.
◻Скачать сборник аргументов №1
◻Скачать сборник аргументов №2
◻Скачать сборник аргументов №3
◻Скачать сборник аргументов №4
Аргументы для итогового сочинения 2023-2024
argumenti-itog-2023-2024Сборник аргументов из литературы
Аргументы_к_итоговому_сочинению_ЕГЭ 2024Готовимся к итоговому сочинению готовые аргументы
argumenti-ege2024-itogВ чем заключается борьба добра и зла?
Вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, ада и рая, Бога и Сатаны – философская проблема, находящаяся в центре внимания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». У многих персонажей борьба эта разворачивается в собственной душе, собственном сердце. Маргарите, Мастеру, Ивану Бездомному и другим персонажам каждый день приходится делать подобный выбор, как и всем их земным собратьям – людям. В вечности, которая окружает их, эта борьба навсегда персонифицирована в образах Князя Тьмы – Воланда и его антитезы – Бога и Сына Божьего, который в романе имеет имя Иешуа Га-Ноцри.
В чем заключается рабство, в чем разница между рабством и свободой?
Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ Га-Ноцри верит, что люди от природы добры, жестокими их делает рабство. С момента осознания этой истины человек становится свободным и несет всю ответственность за свой выбор. Сознающий свое бессмертие, человек не станет подчинять свою жизнь достижению сиюминутных благ, свободен он и от страха перед наказанием типа отлучения от власти или даже лишения внешней свободы. Символична в этом отношении судьба всемогущего Прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Смалодушничав, поменяв «роскошь общения» со странным арестантом на призрачную власть Кесаря, которую он представляет, Понтий Пилат добровольно выбирает путь раба. Искупает он свое малодушие самой страшной ценой вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, то есть люди, не окончательно погибшие для вечности, способные возродиться, а, значит, быть прощеными.
Какие качества в человеке раскрывает любовь, какова роль музы в жизни творческого человека, роль любви в жизни человека
Маргарита вне времени и социума, вечная спутница творца, готовая разделить все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю. Она еще до встречи с мастером «угадала» свое предназначение, как Мастер «угадал» своего героя. Поэтому и мучилась она, как птица в клетке, среди всей той роскоши, которой могли бы завидовать тысячи ее современниц. Поэтому и нашли они друг друга в огромном городе, не предназначенном для счастья и любви. В то же время, она, истинное дитя своего сурового и противоречивого времени, умеет постоять за себя нецензурным словом и «острыми когтями», летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла и производит разгром в квартире врага – критика Латунского, наготу пытается безуспешно спрятать при помощи первой попавшейся ночной сорочки, курит папиросы и умеет называть вещи своими именами. Чего только стоит столь четко сформулированная ею стоимость пребывания в качестве королевы бала у Воланда: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!».
Какие качества раскрывает в человеке любовь, на что способна любовь, как любовь влияет на человека, что делает любовь с человеком, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека.
М.В. Булгаков также обращался к теме любви. В его бессмертном романе «Мастер и Маргарита» мы наблюдаем духовное перерождение главной героини. Она и сама признается, что если бы не встретила своего возлюбленного, то, наверное, покончила бы жизнь самоубийством. В начале повествования мы видим в Маргарите женщину, чья жизнь лишена чудес и радости, несмотря на то, что у нее есть, казалось бы, все: богатый муж, дом, душевное спокойствие. Но, видимо, этого недостаточно для счастья. Только познав любовь, Маргарита становится необыкновенной женщиной. Чувство душевной привязанности толкает ее на сделку с дьяволом. И вот перед нами уже королева бала, женщина, способная в своей любви на самый высокий героизм.
Чем опасно отсутствие веры, проблема религии, веры, бездуховности.
Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владения, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьявола – в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» – уходит в небытие, а его череп – сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, – становится чашей для вина на балу у Сатаны.
Можно ли оправдать измену?
Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.
Что можно назвать свободой творчества, разница между истинным и ложным искусством. Свободу творчества в романе выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию романа о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «угадывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «руководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее сохранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Мастер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой – это не безделье и отсутствие всяких желаний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой является очищение души через творчество, музыку, любовь.
Чем опасна личность для государства? Всегда ли интересы общества соответствуют интересам государства?
Проблема противостояния человека и сложившейся системы. Может ли человек противостоять системе? Роман Мастера, который представляет собой рассказ о поединке нищего философа Иешуа ГаНоцри и могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор – идеи государственности.Га-Ноцри своей проповедью общечеловеческих ценностей, любви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, подрывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опаснее, чем убийца Варрава. Понтий Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтий Пилат, испугавшийся доносчика Каифы, испугавшийся потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившийся «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызений совести».
Как условия жизни влияют на характер человека, человек и общество.
В романе мы видим сатирическое изображение быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеобщая подозрительность, намёками говорится о репрессиях и доносах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютный и неналаженный, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», который, по признанию Воланда, сильно испортил московские нравы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людей ради квартир обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».М. Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализованных слоев интеллигенции, продавшихся новой власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.
Предательство, совесть, подлость.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
«Тварь я дрожащая или право имею?» – таким вопросом задаётся молодой студент Родион Раскольников, главный герой психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он задумывается о том, можно ли совершить убийство ради тысячи добрых дел. Персонаж считает, что все люди делятся на две категории: первые – сильные и властные личности имеют право вершить человеческие судьбы, а вторые – слабые – вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе. На каторге герой видит сон о микроскопических существах – трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений. Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право.
2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек». Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В.Г. Белинского, «судит себя самым страшным судом». Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной. В дневнике Печорин отмечает, что не умеет плавать, и всё-таки садится в лодку с девушкой-контрабандисткой. Этот эпизод доказывает, что лермонтовский персонаж почти не дорожит жизнью, а единственное чувство, во власти которого он постоянно оказывается, – это любопытство. В постоянных поисках смысла Печорин подчиняется первому порыву, но достаточно быстро теряет интерес к людям. Он чувствует себя глубоко несчастным человеком, потому что не знает, «для какой цели родился» и зачем живёт, если всё равно всегда оказывается «топором в руках судьбы».
3. А.Н. Островский «Гроза»
Главная героиня драмы А.Н. Островского Катерина – глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи!» Действительно, очень тяжело терпеть постоянные замечания и оскорбления со стороны жестокой свекрови. Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести.
4. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л.Н. Толстого решает её по-своему. Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Л.Н. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным. Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л.Н. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом. Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье.
5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», – эта цитата из философской драмы И.В. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой – воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи. Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд – это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений. Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть. Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. По натуре аристократ, Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах. Однако взгляды нигилиста не выдерживают проверку реальностью, и в финале мы видим, что вечные ценности всё-таки побеждают рациональность и скептицизм. Аркадий не идёт по стопам товарища, а становится прекрасным семьянином. Для Тургенева очень важна мысль о преобладании духовного над материальным. Кроме того, крепкая дружная семья для писателя – основа жизни, именно поэтому таким индивидуалистам, как Базаров, не находится места в обществе.
2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
Лирическая комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» посвящена теме разрушения дворянских гнёзд. Второе действие пьесы предваряет подробная ремарка, содержащая важную антитезу. Прекрасный вишнёвый сад – символ юности и счастья – противопоставляется ряду телеграфных столбов. На смену дворянскому обществу приходит новое поколение купцов-приобретателей, представителем которого в произведении является Лопахин. Он не сентиментален и совершенно не восприимчив к красоте. Время и деньги – вот те ценности, которые герой ставит во главу угла. Стук топора в финале и заколоченный дом с забытым всеми, больным слугой Фирсом подчёркивают мысль Чехова о неотвратимой смене поколений. Многие традиции уходят в прошлое, уступая место новаторствам, влиянию которых бессмысленно сопротивляться.
3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Поэма, которую Н.А. Некрасов назвал «эпопеей крестьянской жизни» посвящена актуальной проблеме поиска счастья. Главные герои отправляются в путь, надеясь встретить самого счастливого человека и узнать его секрет. Произведение не является законченным, поэтому читатель не получает ответа на поставленный в заглавии вопрос. Однако в последней части автор знакомит нас с бывшим семинаристом Григорием Добросклоновым. Именно этот персонаж может претендовать на роль того самого счастливца, которого мечтали отыскать временнообязанные крестьяне. Думая о судьбе своего народа, Гриша Добросклонов чувствует в себе «силы необъятные», он готов бороться за права и свободы простых людей, видит своё предназначение в заступничестве и самопожертвовании. На примере этого героя Некрасов подчёркивает важность гражданских идеалов и размышляет о необходимости служить на благо своего Отечества.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду», – именно такие напутственные слова говорит Гринёв-старший своему сыну перед разлукой. Изначально Петруша Гринёв – недоросль, который никогда надолго не отлучался из дома, но служба в Белогорской крепости кардинально изменяет его систему ценностей. Герой следует завету своего отца и не позволяет себе кривить душой ни при каких обстоятельствах. Он не присягает Пугачёву, тем самым рискуя собственной жизнью, и делает всё возможное, чтобы спасти возлюбленную Машу Миронову. А.С. Пушкин размышляет о значении духовных ценностей в нашей жизни. Он приходит к выводу, что именно они помогают человеку оставаться собой в любой ситуации. На примере семьи Гринёвых мы видим, что такие простые, но очень важные истины о необходимости жить честно и достойно должны передаваться из поколения в поколение.
5. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В основе сюжета комедии Д.И. Фонвизина лежит столкновение и противоборство двух систем ценностей. С одной стороны, мы видим таких крепостников-самодуров, как Простакова и Скотинин, а с другой – прогрессивно настроенных дворян (Стародума и Правдина). Из-за произвола помещиков крестьяне оказываются абсолютно бесправными существами, а это, по мнению писателя, неприемлемо. Можно высмеивать Митрофанушку, который называет слово «дверь» прилагательным, или госпожу Простакову, считающую науку и образование абсолютно бесполезными и никому не нужными, но подобное положение дел действительно вызывает тревогу за наше будущее. Через героя-резонёра Стародума Фонвизин высказывает важные мысли о необходимости повышения культурного уровня общества и развития гражданского самосознания. Именно это позволит избежать появление невежественных, чёрствых, безнравственных Скотининых-Простаковых.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Важное место в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает природа, на фоне которой ярче раскрываются черты характера персонажей. Татьяну Ларину писатель называет «милым идеалом», и именно эта героиня тесно связана с природным миром. В начале пятой главы поэт создаёт пейзажную зарисовку, которая дана через призму восприятия Татьяны. Пушкин подчёркивает, что именно она видит «поутру побелевший двор», «деревья в зимнем серебре» и горы, «устланные блистательным ковром». Мир вокруг кажется ярким, точно преисполненным волшебства; подобная атмосфера необходима автору, чтобы провести следующую параллель:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
Так, в романе в стихах «Евгений Онегин» прослеживается взаимосвязь мира природы и душевного состояния человека, а отношение героев к этому миру становится важным средством их характеристики.
2. А.П. Чехов «Ионыч»
Героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» мечтает стать известной пианисткой и считает себя достаточно талантливой, культурной и образованной для избранного поприща. Доктор Старцев значительно преувеличивает достоинства и сильные черты характера Екатерины Ивановны. Герой пытался вести с ней серьёзные беседы об искусстве, но во время таких разговоров Котик могла совершенно некстати рассмеяться или уйти. Екатерина Ивановна высоко ценит собственный талант и даже отказывается от личного счастья, надеясь достичь высот в качестве музыканта. Однако можно заметить, что в первую очередь Котик мечтала о славе и признании, а искусство в большинстве случаев требует жертв и полной самоотдачи. По-настоящему талантливый человек не может быть слишком тщеславным, гораздо важнее получать удовольствие от самого творческого процесса. Именно поэтому Екатерина Ивановна не достигает поставленной цели и в конечном счёте разочаровывается в себе, так и не сумев стать профессиональной пианисткой.
3. М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» повествует об уникальной операции, проведённой профессором Преображенским. В 20-е годы XX века действительно возрастает интерес к различного рода научным экспериментам и открытиям. Многие учёные искали способы омоложения человека, а некоторые исследователи совершенно серьёзно задумывались о возможности создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается вопросами усовершенствования человеческой природы и решается на тяжёлую операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент и превращает обыкновенного бродячего пса в человека. Однако Шариков мало чем отличается от животного: он невежественен, груб, безнравственен и не обладает никакими представлениями о нормах морали. Булгаков размышляет о противоречивости научно-технического прогресса: даже благое дело может обернуться настоящей трагедией, если учёный отказывается брать на себя ответственность за последствия своих действий.
4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» находится на низшей ступени культурного развития. Фамусов считает себя интеллигентным человеком, знает всё о правилах поведения в светском обществе, но между тем демонстрирует крайне негативное отношение к просвещению. Герой называет образование основной причиной появления опасных свободомыслящих людей. Двоюродный брат Скалозуба, который отказывается от продвижения по карьерной лестнице и занимается чтением литературы, а также племянник княгини Тугоуховской, изучающий естественные науки, вызывают со стороны представителей фамусовского общества непонимание и осуждение. Чацкого, высказывающего передовые идеи, также объявляют сумасшедшим. Таким образом, мы видим мир, в котором нет места культуре и духовности. В нём живут люди, считающие смыслом своего существования погоню за мнимыми ценностями.
5. Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Иногда научно-технический прогресс может приносить человечеству не только пользу, но и вред. Роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» повествует о трагических последствиях научного эксперимента, направленного на повышение умственных способностей. Изначально он казался достаточно успешным и действительно приносил удивительные результаты. Чарли Гордон, умственно отсталый с момента рождения, постепенно превращается в здравомыслящего человека. Однако интеллектуальные способности не делают героя счастливым, потому что он становится гением и чувствует себя лишним, одиноким в толпе. Впоследствии персонаж всё-таки утрачивает возможности, дарованные ему искусственным путём, что в очередной раз доказывает несостоятельность проведённого эксперимента. Д. Киз заставляет читателей задуматься о влиянии новых технологий на человека, которое иногда оказывается разрушительным.
Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать. Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания. К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон. Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.
Универсальные рассказы для итогового сочинения 2023-2024
Итоговое сочинение 2023-2024 темы, структура и комментарии к разделам
Итоговое сочинение 2023-2024 темы, структура и комментарии к разделам